«МегаФон» — всероссийский оператор цифровых возможностей. Предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, мобильного и широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения и OTT видеоконтента, инновационных цифровых продуктов и сервисов. Услугами компании в России пользуются 74,9 млн клиентов. Выручка по итогам 2021 года — ₽354,2 млрд.
Задача
Повысить качество собираемых данных о потреблении воды, увеличить эффективность сбора и обработки данных, обеспечить прозрачность расчетов между водоканалом и абонентами. Задача нового аналитического модуля состоит в выявлении приоритетных объектов для модернизации.
Мотивация и предпосылки
Потребители коммунальных услуг не всегда оплачивают полученную воду в полном объеме. Причин тому несколько: случайные ошибки при передаче показаний счетчиков, намеренные искажения показаний, манипуляции с приборами учета, например, с помощью магнитов, нелегальные врезки в трубопроводах.
По итогам 2021 года задолженность потребителей перед организациями в сфере ЖКХ достигла ₽1,5 трлн. В среднем по России порядка 22% воды теряется из-за утечек. При этом примерно 30-40% абонентов передают заниженные показания счетчиков или не передают их вовсе, и более 500 российских водоканалов нуждаются в модернизации и цифровизации, что приведет к повышению точности собираемых данных, прозрачности взаиморасчетов между абонентами и водоканалами и повышению их инвестиционной привлекательности.
Решение
Внедрить продвинутые и эффективные инструменты аналитики, интегрировать их в платформу «Онлайн-мониторинг воды».
Реализация
Компания запустила аналитику данных о потреблении воды с использованием технологий Big Data и IoT. Новый аналитический функционал разработан по инициативе «МегаФона» на основе данных, собранных в результате внедрения на Нижегородском водоканале продукта «Онлайн-мониторинга воды».
Для этого в подвальных помещениях 2050 многоквартирных домов, которые обслуживает водоканал, установили передающее оборудование. Приборы работают по NB-IoT — стандарту сотовой связи для устройств телеметрии.
Оборудование подключили к разработанной «МегаФоном» платформе «Онлайн-мониторинг воды», и показания устройств стали отражаться в личном кабинете Нижегородского водоканала.
В инфраструктуру решения входят:
- Специализированные устройства сбора данных. На узлах учета они собирают информацию о потреблении воды в автоматическом режиме.
- Протокол связи NB-IoT. Технология работает в низкочастотном диапазоне, позволяет проникать в труднодоступные места вроде подвалов и подземных сооружений и работает без постоянного источника электропитания. Она разворачивается на действующих базовых станциях «МегаФона». Данные передаются в закрытом контуре компании, что обеспечивает безопасность, защиту от взломов и киберугроз.
- Центр сбора, анализа и интерпретации данных. Платформа аккумулирует и хранит данные с десятков тысяч устройств и формирует отчеты.
- Приложение. Удобный интерфейс для конечного пользователя с возможностью оповещения по заданным сценариям.
- ПО — собственная разработка «МегаФона». Оборудование для сбора и передачи данных поставляется российскими производителями.
Решение позволило собрать огромный массив данных и сформировать архив с почасовыми отчетами о потреблении воды каждым подключенным домом в течение года.
На основе архива с помощью big data компания создала систему аналитики, которая сегментирует полученные данные по различным критериям (тип объекта, период потребления), формирует по ним профили потребления и находит отклонения с точностью до объекта.
Инструменты модуля аналитики:
Сравнение объемов потребления — максимальный, минимальный, средний за период. Позволяет анализировать потребление по управляющим компаниям, районам, выбранным и выделенным зонам и отдельным объектам.
Сравнение объемов потребления за период. Водоканал может сравнить потребление воды многоквартирным домом за разные месяцы, кварталы и годы. Если потребление резко падает или растет — это повод выехать на место и обследовать объект.
Аналитика нулевого потребления за период. Позволяет выявить количество суток, когда многоквартирный дом, согласно показаниям приборов, не потреблял воду. Это говорит о том, что ресурс потребляли в обход счетчиков или сигнализирует об их поломке.
Аналитика потребления однотипными объектами. Система сегментирует абонентов по группам домов и формирует профили потребления. Затем она сравнивает потребление каждого дома с соответствующим профилем. Разница в результатах сравнения позволяет выявить критические расхождения и приоритизировать объекты для модернизации.
Аналитика данных помогает водоканалам и поставщикам оперативно находить недобросовестных потребителей, а также снижать трудозатраты на проведение инспекций: сотрудников можно направлять только на те объекты, которые вызывают подозрение, а не проверять их рандомно.
В итоге рекомендательная система по обновлению узлов дает возможность корректно рассчитать полезный отпуск ресурсов, оптимизировать выручку с объектов обслуживания и сформировать приоритетный список для их модернизации.
«Дополнительно водоканал экономит на поддержании работоспособности и обслуживании системы «Онлайн-мониторинга воды», и в любой момент может легко масштабировать ее без капитальных затрат. Это возможно благодаря тому, что «МегаФон» предоставляет свои серверные мощности, инфраструктуру связи на всей территории России и осуществляет полный комплекс техобслуживания», — комментируют в компании.
Результаты
Благодаря системе аналитики на Нижегородском водоканале выявлено 10% домов, в которых ежемесячное потребление воды в течение года оказалось ниже медианы типового потребления в 1,5-2 раза. В результате был сформирован список объектов для модернизации.
Если ранее абонент вел себя как недобросовестный пользователь, то есть передавал заниженные показатели или не передавал их вовсе, модернизация этих объектов с установкой современных «умных» приборов учета исключит возможность применения таких схем. В результате объем оплаченной воды, то есть ее полезного отпуска, увеличится в полтора раза. Это, в свою очередь, позволяет окупить модернизацию объектов за полгода.
Поскольку у инспекторов нет необходимости постоянно проводить сверку показаний, себестоимость контроля точки учета сокращается в 2,5 раза.
В целом, внедрение системы аналитики ведет к росту собираемости средств за поставленную воду. Ожидается, что выручка от продажи холодной воды абонентам в 2050 домах увеличится более чем на 15%. Это позволит водоканалу ускорить модернизацию инфраструктуры, повысить качество услуг и прозрачность расчетов.
Выводы
Использование умных приборов и инструментов аналитики помогает снизить технические потери, обеспечить прозрачный баланс потребления и своевременную информацию об авариях, а также доступ к нужной статистике за любой период, перечисляют в «МегаФоне».
Благодаря аналитике можно точно определить потребность домов в воде и избежать перерасхода и потери ценного ресурса. Она также способствует более качественному оказанию услуг населению за счет прозрачного контроля потребления воды и состояния точек учета, повышает оперативность реагирования на кражи, аварии, позволяет предупреждать их и незаконное использование ресурсов.
Помимо этого, умные приборы и инструменты аналитики повышают качество корпоративного управления на самом коммунальном предприятии и помогают принимать верные бизнес-решения. На основании полученных данных предприятие выявляет участки сети с наибольшим износом, ранжирует их и принимает обоснованное решение о модернизации инфраструктуры. После модернизации можно оценить ее эффективность, сравнив нынешние показатели с прошлыми. Благодаря этому работа бизнес-планирования становится более эффективной.