Об эксперте: Игорь Бардинцев — вице-президент «Билайн» по работе с данными.
Что такое мобильный ID?
Мобильный ID — это еще один способ авторизации пользователей. Когда человек хочет зайти в учетную запись соцсети, личного кабинета банка или другого сервиса, он пишет почту и пароль.
Чтобы заходить быстрее, можно завести аккаунт в Google или соцсетях, и заходить через него — пароль и почта уже введены, а значит, второй раз определять личность человека не нужно.
Однако мобильный ID позволяет заходить только по номеру телефона, а все остальные данные о пользователе — ФИО, дата рождения и место регистрации — уже хранятся у оператора связи. А в некоторых случаях не придется даже вводить и номер.
«Если пользователь зайдет в аккаунт через мобильный интернет своего оператора, то ему даже не придется вводить номер телефона: в этом случае оператор уже видит, что к сети подключился его абонент», — поясняет Игорь Бардинцев.
Зачем мобильный ID пользователям?
Преимущества два — безопасность и удобство. Так, пользователю не нужно регистрироваться в других сервисах, чтобы сервис мог идентифицировать его.
Также мобильный ID можно использовать при заполнении длинных форм, где нужно указать большое количество данных: номер паспорта, дату рождения и другие.
Для входа через мобильный ID нужны только телефон и сотовая связь, поэтому использовать его в качестве второго способа аутентификации для входа, например, в банковский аккаунт, можно даже с кнопочного телефона без интернета.
Какая польза для бизнеса?
Регистрация и авторизация пользователей максимально упрощается, а значит, банки, интернет-магазины, соцсети и другие сервисы могут привлекать новых клиентов еще быстрее.
Но кроме того, операторы смогут предоставить компаниям более подробную аналитику по пользователям: сколько было регистраций через мобильный ID, сколько из них не прошло до конца и так далее. А бизнес, в свою очередь, сможет на основе этих данных выстраивать новые маркетинговые и продуктовые гипотезы.
Что получают операторы связи?
Модель монетизации у мобильного ID такая же, как и у коммерческих SMS — компания платит за каждую идентификацию небольшую сумму, в пределах 1 рубля.
Тариф зависит от сложности идентификации: например, если клиент банка регистрируется через мобильный ID, то это стоит дороже, чем простой вход в личный кабинет. При регистрации оператору приходится обрабатывать паспортные данные клиента, поэтому цена на эту услугу выше.
Можно ли получить доступ к ID без договора с оператором?
По закону операторы связи не могут оказывать услуги без оформления договора, поэтому фактически нужна привязка каждого пользователя к номеру телефону. При этом операторы оказывают не только услуги связи, но и, например, предоставлять доступ к другим экосистемным продуктам. И это потенциальная возможность для них привязать мобильный ID даже к тому пользователю, который не пользуется именно сотовой связью. Однако сейчас выдачу «виртуальных номеров» только обсуждают, и даже в этом случае человеку будет нужно оформить договор и пройти все юридические процедуры.
В дальнейшем мобильный ID можно использовать для регистрации в Госуслугах и при финансовых транзакциях — например, в Системе быстрых платежей (СБП).
Насколько безопасен мобильный ID? Что будет, если потерять sim-карту?
Если пользователь потеряет sim-карту и у него не будет связи, то клиент может прийти в отделение с паспортом и ему выдадут новую «симку». А если у клиента есть телефон с другой sim-картой, то на него придет уведомление: «Вы действительно решили восстановить номер?».
«Еще мошенники часто пытаются оформить доверенность на управление клиентскими счетами, чтобы снять наличные. В этом случае, если клиент регистрировался через мобильный ID, оператор может определить геолокацию пользователя. После этого на телефон придет уведомление: «Вы сейчас пытались снять наличные в отделении банка в Воронеже?» И если клиент ответит «Нет», то все транзакции заблокируются», — поясняет Бардинцев.
Как операторы будут интегрировать мобильный ID?
С технической точки зрения интеграция проходит быстро — компания интегрирует API мобильного ID в код своих сервисов. Затем остается только добавить кнопку «Войти через мобильный ID» на сайт или в приложение. Точно так же мобильный ID можно внедрить в CRM-системы — вся работа занимает не больше получаса.
Больше времени — обычно до недели — занимает верификация. Операторам нужно проверить, действительно ли сайты, приложения и другие сервисы принадлежат компании. Это убережет от ситуации, когда злоумышленники создают фишинговую копию сайта и собирают логины и пароли клиентов.
Есть ли какие-либо препятствия для внедрения мобильного ID?
Технических препятствий для внедрения мобильного ID сейчас нет. Однако об этой услуге пока мало знают рядовые пользователи — а значит, и спрос на технологию пока не так велик.
В то же время эксперт считает, что когда операторы подключат к мобильному ID соцсети и другие крупные сервисы, то о технологии сразу узнает много людей. Это и будет главным инструментом для продвижения новой услуги.
Как еще можно использовать мобильный ID?
Поскольку для авторизации через мобильный ID нужен только телефон, пользователи смогут не носить с собой кипу документов или запоминать их данные. Например, при заселении в гостиницу будет достаточно указать на ресепшн свой номер, а паспортные данные автоматически подгрузятся в информационную систему. Аналогично — с другими услугами, которые требуют несколько документов вроде каршеринга.
Будут ли какие-то отличия между мобильным ID разных операторов?
Мобильный ID сможет активно развиваться только в том случае, если все операторы будут действовать сообща: как минимум, предоставлять одинаковый по качеству сервис и держать уровень чистоты клиентских данных. Массовость услуги, как следствие, привлечет и бизнес.
В то же время, некоторые операторы предлагают сейчас дополнительные услуги, связанные с мобильным ID. Так, «Билайн» предлагает использовать эту технологию как способ авторизации в корпоративных сетях:
«Это работает так: когда сотрудник приходит в офис и хочет войти в рабочий аккаунт своего компьютера, он вводит номер телефона и пароль. Затем ему приходит шестизначный код или пуш с подтверждением входа в систему, после чего он нажимает на телефоне «да» и получает доступ к компьютеру», — объясняет Бардинцев.
Когда ожидать широкое распространение мобильного ID?
Эксперт считает, что пользователи смогут массово познакомиться с новым способом авторизации уже этой осенью. Возможно, первыми технологию подключат интернет-магазины, платежные сервисы или соцсети.