Наталья Талдыкина — о том, как бизнесу устоять во времена турбулентности

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Бизнес сталкивается с беспрецедентными вызовами: правила игры меняются мгновенно, прогнозы - ежедневно, горизонт планирования сжался до пары недель, ограничения возникают там, где вчера их еще не было

Об эксперте: Наталья Талдыкина пришла в «МегаФон» в 2014 году, сейчас занимает пост директора по развитию корпоративного бизнеса. В телекоммуникациях более 20 лет, имеет высшее техническое образование и степень MBA по маркетингу.

Пандемия перевела цифровую трансформацию бизнеса из категории «было бы здорово» в разряд «сделать немедленно». Цифровые решения, казавшиеся временными, легли в основу фундамента для повышения эффективности бизнеса, с их помощью меняются бизнес-модели, они помогают создавать продукты и захватывать рынки.

Бизнес уходит в «облака»

Массовый переход на удаленную работу подтолкнул спрос на облачные решения. Он вырос кратно и продолжает расти сейчас: Gartner ожидает, что уже к 2025 году расходы мировых компаний на «облака» превысят затраты на собственную ИТ-инфраструктуру. В денежном выражении это означает рост глобального рынка с $1,3 трлн в 2022-м до $1,8 трлн в 2025-м.

Благодаря моделям SaaS, IaaS, PaaS (софт, инфраструктура, платформа как сервис. — РБК), резервному копированию, хранению, аварийному восстановлению, сервисам для обеспечения информационной безопасности компаниям больше не нужно закупать серверы для эффективной работы своих ИТ-систем. Облачные решения позволяют бизнесу использовать ровно столько вычислительных мощностей, сколько нужно, и именно тогда, когда в них есть потребность.

Фото:Shutterstock
Экономика образования О — облачный капитализм: данные как двигатель экономики

К глобальному тренду добавился локальный: российские компании экстренно ищут отечественные облачные решения на замену ушедшим с рынка иностранным. «МегаФон» успел подготовиться к десятикратному росту спроса. Мы заранее закупили дополнительное оборудование для «МегаФон Облака», увеличив емкость резерва инфраструктуры в семь раз. Команда наших экспертов, инженеров и облачных архитекторов обеспечивает бесшовную миграцию данных новых пользователей без прерывания бизнес-процессов, минимизируя риски, связанные с сохранностью данных. Самые востребованные продукты — аренда вычислительных мощностей, предоставление удаленных рабочих мест и хранение резервных копий.

Цифровых угроз стало еще больше

Сложившаяся ситуация резко увеличила спрос на решения в области кибербезопасности. Во-первых, российские компании и госструктуры сталкиваются с беспрецедентными DDoS- и другими видами атак. Во-вторых, массовая замена зарубежного софта вынуждает пересматривать подходы к защите от киберугроз. В портфеле «МегаФона» больше десяти программных и аппаратных комплексов для противодействия киберпреступникам. Самые популярные сервисы — защита от DDoS-атак и WAF (межсетевой экран для веб-приложений). Первый постоянно анализирует входящий трафик и фильтрует его при обнаружении угроз, второй обеспечивает непрерывную защиту веб-приложений и данных пользователей. Мы активно развиваем сервис для защиты корпоративной почты клиентов и расширяем обучающую платформу Security Awareness. В ней можно обучить сотрудников не попадаться на уловки социальной инженерии и инсценировать фишинговые атаки, чтобы проверить их знания.

Фото:пресс-служба «МегаФона»
Индустрия 4.0 Александр Осипов: «Персонал должен уметь узнавать цифровых мошенников»

Если кризис двухлетней давности можно было преодолеть, быстро переведя максимальное количество процессов в онлайн, сегодня вызовы меняются каждый день. В состоянии неопределенности эффективнее действовать так, чтобы в любой момент можно было отказаться от лишнего. То есть, не внедрять сложные ИТ-решения внутри своего бизнеса, а отдать на аутсорс максимум возможного, чтобы сфокусироваться на главном — развитии компании.

Клиентов нужно изучать в деталях

В нестабильном мире бизнесу важно вовремя замечать, как меняются траты и привычки потребителей. «МегаФон» умеет изучать это с помощью инструментов анализа больших данных и технологий машинного обучения. Наша аналитика помогает бизнесу и государству планировать и реализовывать инвестиционные проекты для туристической отрасли в отдельных городах и целых регионах. Сервис «Цифровой туризм» уже оперирует данными о 98% экономически активного населения и не ограничивается только абонентами сотовых операторов или пользователями интернета. Его используют в Краснодарском крае, Дагестане, Мурманской и Тюменской областях.

Ретейлу наши разработки помогают исследовать аудиторию и находить оптимальные места для размещения магазинов. Сервис «Смарт Профиль» создает цифровой портрет потребителя и на его основе персонализирует рекламу, оценивает спрос на товары. Результат — повышение лояльности и рост количества повторных продаж. Решение Footprint оценивает потенциальную рентабельность локаций более чем в 500 городах России: с ним становится понятно, стоит открывать в конкретной точке магазин или нет.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Как облачные провайдеры защищают данные: подкаст «Что изменилось? Бизнес»

Особенности малого бизнеса

Главный вызов для дальнейшего развития цифровой инфраструктуры российских компаний — срочный поиск отечественных решений и поставщиков вместо привычных продуктов от глобальных игроков, которые ушли из России или приостановили работу здесь. Это особенно актуально для небольших проектов, где у бизнеса нет времени или возможности самостоятельно разбираться в тонкостях бухгалтерии или, например, создания сайтов.

В мае 2022 года премьер-министр РФ заявил, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства в стране превысило 6 миллионов. Это больше, чем было до начала пандемии, и мы действительно видим рост спроса на аутсорс ИТ-решений. В мае «МегаФон» запустил сервис «Подписка ПроБизнес» для клиентов-предпринимателей, который помогает получать скидки и льготные условия у наших партнеров. В том числе на решения в области логистики, аналитики, веб-разработки, управления продажами и не только.

Малый и средний бизнес по-прежнему активно пользуется виртуальными АТС. В прошлом году мы повысили отказоустойчивость и расширили функциональность этого продукта: запустили новые опции для продажи товаров и услуг, интегрировали мобильную связь с виртуальными АТС, внедрили спектральный анализ записей разговоров на основе машинного обучения. Акцент планируем делать на комплексных услугах, которые объединяют виртуальную АТС, номера бесплатного доступа 8–800, короткие номера и все наши сервисы для общения корпоративных клиентов со своей аудиторией. Одновременно мы на порядки увеличиваем скорость этого общения при помощи голосовых роботов, ботов и платформы для цифровых коммуникаций «МегаФон Таргет».

С уходом зарубежных компаний стали свободнее ниши, где российским поставщикам раньше конкурировать было тяжело. Но недостаточно просто сделать работающее решение — заказчики привыкли к высокому уровню продуктов и качественному сервису. Нужно одновременно и использовать возможность для развития, и соответствовать заданной планке. В новых условиях выиграет тот, кто не будет терять время, быстро адаптируется и сосредоточится на эффективности. Именно инструменты для повышения эффективности бизнеса становятся самыми главными, а цифровые технологии среди них в абсолютном приоритете.

Обновлено 14.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть