Идем на Восток: почему страны Средней Азии стали трендом в логистике

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Российский бизнес с трудом продолжает сотрудничество с Западом. Можно ли сохранить связь с западным миром через среднеазиатский рынок? Разбираемся с экспертом

Об эксперте: Бауыржан Рустемов, CEO Relog — ИТ-сервиса для оптимизации внутригородских маршрутов и автоматизации логистики.

Между Западом и Россией внезапно образовалась торгово-логистическая пропасть. Воздушное, водное и наземное сообщение с Европой полностью остановлено. Однако отечественные логистические компании по-прежнему могут возить экспорт-импорт через нейтральные страны, и лучший регион для этого — Средняя Азия, которая, к тому же, может стать хабом на российско-китайском торговом пути. Пример такой модели уже опробовал Иран, который жил и развивался в условиях эмбарго (в том числе, и по ввозу европейского оборудования) несколько десятилетий. Страну даже отключали от SWIFT в 2018 году. В этих условиях она продолжает получать западные товары через Казахстан, который закупает их в Европе.

России будет даже проще, чем Ирану, обходить санкции через среднеазиатский рынок, ведь некоторые из стран этого региона входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в частности — Казахстан и Киргизия. На практике это означает свободное перемещение продукции, услуг, финансовых и трудовых ресурсов, что значительно упрощает юридические вопросы при торговых и транспортных взаимоотношениях. Однако и другие страны региона нельзя сбрасывать со счетов.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 К чему готовиться при открытии контрактного производства в Китае

Что мешает работать с Европой через Казахстан?

Казахстан по факту уже стал важным транспортным хабом мира всего за один месяц. Так, 10 марта 2022 года интенсивность ежевнедного воздушного движения над страной увеличилась почти в два раза (с 650 месяцем ранее до 1,1 тыс. судов), по данным местного Комитета гражданской авиации. Считаю, что это только начало, и в течение ближайших месяцев поток вырастет в 10 раз, а объем транзитных грузоперевозок — в той же пропорции.

Между Россией и Казахстаном уже налажены логистические цепочки, поскольку РФ стала лидирующим торговым партнером Казахстана в 2021 году, заняв почти четверть от общего объема товарооборота — $24 млрд (по данным Kapital.kz). Экспорт пока превалирует и при этом постоянно растет: в прошлом году он составил $18,4 млрд, что на 31% больше, чем в 2020 году. В то же время, Казахстан активно торгует с Европой. В 2021 году в структуре экспорт-импорта страны доля ЕС составила 31,1% или $31,5 млрд. При этом экспорт значительно перевешивает: Казахстан отправил в Европу товары на сумму $25,2 млрд, а привез только на $6,2 млрд. Таким образом, в обратном направлении логистические мощности не используется по максимуму. Это означает, что Казахстану выгодно уже сейчас делать целевые закупки европейских товаров для последующей перепродажи в Россию.

«Бизнес на подсанкционных и развивающихся рынках» — подборка РБК Pro

С одной стороны, часть российских компаний, которые обслуживали товарооборот с Западом, захотят быстро релоцироваться в Казахстан, чтобы закрепиться на развивающемся рынке транспортной логистики (ее доля в ВВП пока 6,5%, тогда как на развитых рынках — 13–14%, по данным FinReview). C другой стороны, есть барьеры, из-за которых я бы все же не советовал предпринимать поспешных действий:

  1. Рост цен на европейскую продукцию для конечного заказчика в России неизбежен — на нее повлияют дополнительные пошлины со стороны Казахстана. Кроме того, из-за удлинения и усложнения маршрута увеличится стоимость доставки — как минимум на 30–40%. Все это создает сомнения в рентабельности модели.
  2. Законодательные ограничения со стороны России: отечественный бизнес может переводить нерезидентам всего 30% предоплаты. Казахстанские компании неохотно идут на такие риски.
  3. Нестабильность курса валют, а также сложности с переводом между странами.

Российским логистическим компаниям, работающим на западном направлении, стоит искать партнеров в Казахстане и делать совместные пробные поставки. Перспектива торговли с Европой через этот хаб будет сильно зависеть от изменений в законодательстве и действий регуляторов — например, уменьшат ли в общих интересах акцизы и таможенные тарифы, упростят ли процедуру провода предоплаты и так далее.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Восточный экспресс: как логистика оперативно осваивает новые маршруты

Стоит ли релоцироваться в Среднюю Азию?

Я считаю, что больше перспектив в Средней Азии у тех логистических компаний, которые изначально настроены на обслуживание торговых отношений с Китаем. Несмотря на то, что пока КНР пока ведет себя осторожно и воздерживается от прямых заявлений по замещению поставок недостающей России продукции, в долгосрочной перспективе рост товарооборота неизбежен. Поэтому уже сейчас стоит заняться моделированием маршрутов. Если товарооборот действительно вырастет в несколько раз, можно начинать строить полноценную логистическую компанию в Казахстане или даже релоцироваться.

Важный стратегический шаг для тех, кто хочет в будущем закрепиться на логистическом рынке Казахстана — это работа над оптимизацией процессов, которая поможет в будущем получить конкурентное преимущество. Местные аналитические издания отмечают, что цифровизация локальной транспортной логистики растет медленными темпами. Этой проблемой страна занимается. Так, до 2025 года Казахстан собирается вложить $20 млрд в диверсификацию транзитно-транспортных маршрутов и внедрение интегрированных логистических решений. Вероятно, конкурентное преимущество в ближайшие годы во многом будет зависеть от цифровой зрелости конкретной компании, вне зависимости от ее происхождения.

При этом не стоит зацикливаться только на казахстанско-китайском направлении, лучше диверсифицировать «логистический портфель». У России много торговых перспектив в отношении всех среднеазиатских стран. Так, в Узбекистане активно развивается цифровая банковская среда, промышленность и транспортная отрасль. Объем экспорта из РФ вырос в 2021 году на 31% до $5,3 млрд, импорта — на 39% до $2 млрд. Полагаю, на фоне санкций эта динамика увеличится. Правда, Узбекистан не входит в ЕАЭС, но это не мешает российским логистическим компаниям работать по партнерской модели без создания на территории страны отдельного юридического лица.

Говоря о выходе на среднеазиатские рынки для российских логистических компаний, хочется сделать упор не на расширение бизнеса, а на переориентацию высвободившихся ресурсов. Начинать можно с малого: создания небольших представительств из нескольких сотрудников, аналитики местного логистического рынка, работы «в поле» — поиска партнеров, тестировании гипотез и пробных заказов. При этом нужно держать руку на пульсе событий и готовиться к быстрому наращиванию присутствия в моменте спроса.

Обновлено 03.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть