Откуда берется экономия
Около 70% операций в розничной торговле сегодня совершаются в безналичной форме. Показатели продолжают расти, в том числе — за счет малого и среднего бизнеса. Но это влечет за собой дополнительные расходы для компаний.
Чтобы начать прием безналичных платежей традиционным способом, предпринимателю нужно потратиться на терминалы и кассовое оборудование. А главное — надо постоянно платить достаточно высокие комиссии за карточный эквайринг.
В среднем бизнес теряет на безналичном приеме платежей с использованием банковских карт 1,5–2,5% от стоимости покупки. «Два процента за эквайринг — это существенные издержки для любого ретейла. Для малого и среднего бизнеса, где маржинальность часто составляет менее 1%, это просто убийственно», — комментировал ситуацию председатель комитета по торговле «Деловой России» Алексей Федоров.
Однако предприниматели осваивают новые платежные инструменты, позволяющие избежать дополнительных затрат. Так, за два года число пользователей Системы быстрых платежей (СБП) среди субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось с 200 до 98 тыс.
В СБП комиссия для бизнеса составляет до 0,4% или до 0,7% (ее размер зависит от типа бизнеса). Например, для товаров повседневного спроса, которые занимают большую долю рынка, она минимальна — 0,4% от суммы покупки. Кроме того, максимальный размер комиссий, которые банкам разрешается удерживать с торговых точек за операции в СБП, не может превышать ₽1,5 тыс. Это значительное преимущество для компаний с большим средним чеком. Бизнес может принять оплату в размере, например, ₽500 тыс., а комиссия с нее не превысит ₽1,5 тыс.
Для малого и среднего бизнеса прием платежей через СБП особенно выгоден. До 31 декабря действует спецпрограмма по возврату предприятиям малого и среднего бизнеса уплаченных комиссионных средств. По инициативе президента Владимира Путина она пролонгирована до 1 июля 2022 года. По данным ЦБ, программой возврата уже охвачены 200 тыс. МСП.
В этой программе участвуют банки, отобранные Минэконом. Малым и средним компаниям достаточно быть их клиентами и принимать оплату по СБП. Недавно президент предложил продлить программу.
Что важно для бизнеса
Предприниматели, использующие новый инструмент, говорят о существенном снижении расходов на проведение платежей. Например, для франчайзингового офиса турагентства ANEX TOUR комиссия по СБП составляет 0,7%, а комиссия по эквайрингу — 1,6%. За счет этой разницы экономия с начала года достигла ₽60 тыс., рассказывает руководитель офиса Оксана Брайнес.
Кроме того, в рамках программы по возврату комиссий бизнес получил за три месяца (июль–сентябрь) выплату в размере ₽21,5 тыс. И сейчас ожидает возврата на сумму еще ₽17,2 тыс.
Компания по продаже и установке кондиционеров «Свой Климат» с начала года сэкономила на разнице ставки за эквайринг и комиссии за прием платежей через СБП ₽86,5 тыс. Основное преимущество системы перед эквайрингом — экономия по процентам, разница — почти в 2,5 раза, подтверждает коммерческий директор Андрей Кошелев. В качестве возврата комиссий бизнес уже получил ₽10,9 тыс. и ожидает выплаты еще на ₽38,7 тыс.
Также за счет использования СБП упрощается бухгалтерия. «Платежи не приходят единой суммой и потом не надо их разносить», — добавляет Кошелев.
Руководитель Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленоградского городского округа, генеральный директор ООО «Курортные отели Элиза» Сергей Куренков называет главным преимуществом СБП безопасность. По его словам, многие клиенты опасаются вводить данные карты из-за возможного мошенничества и «соскакивают» на этапе подтверждения бронирования.
При оплате с помощью СБП покупателю не нужно вводить реквизиты карты или другие платежные данные, поэтому процесс оплаты занимает считанные секунды, а процент отказа от операций сокращается. Таким образом бизнес может повышать конверсию. За год бизнес Куренкова сэкономил с помощью СБП (на разнице между эквайрингом и комиссией в системе) порядка ₽80 тыс. «Деньги не такие большие, но и на дороге не валяются», — говорит он. Также компании вернули ₽12 тыс. комиссий.
Предприниматели отмечают удобство и скорость системы. При оплате через терминал деньги приходят на следующий день или позже. А через СБП — зачисляются на счет мгновенно, независимо от времени суток. Это снижает кассовые разрывы.
Как принимать оплату с помощью СБП
Система быстрых платежей работает через платежные ссылки, которые можно предоставить клиенту разными способами.
- Сценарий для офлайна и онлайна: QR-код
QR-код с зашифрованной платежной информацией универсален, его легко разместить буквально где угодно. Например, вывести на экране терминала, напечатать на ценниках, чеках или пречеках, документах или посылках. Такой способ используют кафе и рестораны, салоны красоты, заправки и многие другие бизнесы. В основном его использует офлайн-бизнес, однако QR-код также может быть задействован в онлайн-сценариях оплаты: его можно разместить на сайте, отправить в мессенджер или по электронной почте клиенту и так далее.
Для оплаты таким способом покупателю достаточно будет отсканировать QR-код смартфоном и открыть появившуюся ссылку на приложение банка, где он и совершит оплату. Есть еще один способ произвести оплату: отсканировать QR-код сразу из приложения банка, а затем подтвердить.
Код бывает двух видов.
Статический QR-код выпускается бессрочно. Он не содержит сумму платежа, и покупатель вводит ее вручную после сканирования кода. Такой вид расчетов выбрала для своего бизнеса руководитель маленького производства зеркал и изделий из стекла Марина Безуглова. QR-код отправляют клиенту через мессенджер или почту. «На деле это даже проще, чем звучит, но в 2020 это было диковинкой. Поэтому нам пришлось обучать клиентов QR-оплате на примере коммунальных платежей», — вспоминает она.
Способ получения статического кода зависит от банка: одни вышлют на электронную почту, другие распечатают в отделении или предложат сгенерировать через приложение самостоятельно.
Динамический QR-код каждый раз формируется заново и включает сумму платежа. Срок действия компания определяет самостоятельно, он варьируется от 5 минут до 90 дней.
Как происходит оплата по динамическому коду в магазине
-
Кассир генерирует динамический код для оплаты покупки.
-
Клиент сканирует QR-код из приложения банка или камерой смартфона
-
В мобильном приложении открывается платеж с указанием суммы и получателя.
-
Клиент подтверждает платеж.
-
Деньги зачисляются на счет предприятия мгновенно.
- Сценарии для онлайна: платежные ссылки и кнопки
Оплата с помощью платежных ссылок и кнопок популярна на мобильных версиях сайтов и в приложениях интернет-магазинов. При переходе по ссылке клиент попадает в мобильное приложение своего банка, где просто подтверждает платеж. Оплата происходит напрямую с банковского счета.
Какие вопросы задают предприниматели об СБП
— Можно ли вернуть деньги покупателю, если он вернет товар?
— Да, через СБП деньги зачисляются обратно на счет клиента за несколько секунд.
— Банковские комиссии за платежи через СБП отличаются?
— Тарифы зависят от типа товаров и услуг, но не могут превышать 0,7% от суммы платежа. Кроме того, до конца 2021 года предприниматели имеют право вернуть комиссию.
— Есть ли в СБП лимит по суммам покупки?
— Да, максимальный размер одного платежа — ₽600 тыс., но количество платежей не ограничено.
— Сколько банков позволяет расплачиваться по СБП?
— По состоянию на ноябрь 2021 года платежи по QR-коду, кнопке или платежной ссылке принимают 66 банков. Информация об участниках постоянно обновляется на сайте СБП.
— Есть ли кэшбэк?
— Нет, но сэкономленные за счет низкой комиссии средства бизнес может направлять на программы лояльности.