Запрос на скорость и контроль
Повышение требований к логистике — один из ключевых вызовов для индустрии. Ожидания клиентов существенно выросли. И частные лица, и предприятия рассчитывают на быструю и гибкую доставку.
Однако клиенты оценивают не только скорость. «Клиенту недостаточно просто быстрой доставки груза из точки А в точку Б. Он хочет контролировать всю цепочку — от изготовления до приемки груза на месте — и иметь возможность влиять на эти процессы. Стремительное развитие сервисов для решения бытовых задач — заказа еды, такси, товаров разных категорий — повлияло не только на привычки простого потребителя, но и на запросы промышленных компаний к возможностям b2b-сервисов», — отмечает Людмила Корнилова, заместитель генерального директора «Газпромнефть-Снабжения» по клиентским решениям.
Какие решения можно использовать
Существует целый ряд продуктов, обеспечивающих заказчикам контроль за доставкой.
- Сервис Радар позволяет контролировать транспортировку грузов и получать данные о статусе поставки в режиме онлайн. Мониторинг охватывает все участки маршрута — от поставщика до склада потребителя. Клиенты видят местоположение товара на карте, его характеристики и прогнозную дату прибытия, в том числе при международных перевозках.
- Сервис Инспектор дает возможность контролировать соблюдение сроков и оценивать качество изготовления заказа. Он помогает проводить аудит потенциальных поставщиков, мониторинг качества производства товара и входной контроль оборудования перед запуском в эксплуатацию. Сервис дает доступ к результатам инспекционных проверок, показывает выполнение плана-графика производства и информирует о возможных рисках и отсрочках.
Радар и Инспектор входят в экосистему Isource для управления цепочкой поставок промышленных предприятий, которую «Газпромнефть-Снабжение», логистический оператор «Газпром нефти», развивает совместно с Электронной торговой площадкой «Газпромбанка» с 2020 года.
По словам представителей «Газпром нефти», с помощью этих инструментов можно влиять на скорость не только перевозки груза, но и строительства объекта в целом. Клиент знает, когда произведут и доставят ресурсы, и может точнее планировать их распределение и работы на объекте.
Оптимизация и роботизация складов
На многих промышленных предприятиях складской учет по-прежнему ведется вручную. Человеческий фактор часто приводит к беспорядку. Места хранения товаров в базе не соответствуют фактическому расположению, а одни и те же номенклатурные позиции обозначаются по-разному.
В результате сотрудники просто не могут найти нужный товар. Заказы комплектуются дольше, появляются неликвиды и невостребованное имущество.
Избежать этого позволяет модернизация складов, которая предполагает несколько шагов. Сначала проводится аудит складской площадки. По его результатам разрабатывается цифровая модель обновленного склада. После этого, в зависимости от «узких» мест в работе объекта, можно скорректировать справочники, автоматизировать учет товаров, изменить систему их идентификации и хранения, реорганизовать пространство. Затем можно приступать к внедрению новых технологий.
Наглядную информацию о цифровых логистических пространствах «Газпром нефти» вы найдете в этой инфографике.
Какие решения можно использовать
Сервис по созданию современных складских пространств — Терминал — включает два основных сценария комплектации заказа — «человек к товару» и «товар к человеку».
- Сценарий 1: «человек к товару»
Комплектовщик использует RFID-считыватель (Radio Frequency IDentification — радиочастотная идентификация, позволяет автоматически опознавать объекты, в том числе на расстоянии) и «умные» очки с функцией дополненной реальности. Он получает пошаговые инструкции на экране очков, находит стеллаж с нужным товаром, сканирует его RFID-метку. Так он может быстро отыскать товар, проверить информацию о нем в системе учета и забрать его для доставки.
- Сценарий 2: «товар к человеку»
В этом сценарии в процесс включаются роботы, которые перемещают товары от места хранения в зону комплектации.
Через специальную систему учета заявки на сборку заказов и данные о расположении товаров отправляют роботам-паллетоперевозчикам. Они оснащены сканерами, похожими на ручные считыватели меток и штрих-кодов. Номера и количество товаров, которые взял робот, автоматически фиксируются в системе.
На складах может быть задействована и лифтовая система хранения, которая автоматически выдает заказы. Это закрытый вертикальный шкаф с рядами несущих полок внутри. Каждой полкой управляет компьютер-манипулятор. Сотрудник склада делает заказ в учетной системе, и лифтовая система доставляет товар к окну выдачи.
Роботизация меняет традиционную планировку складов, и площади могут использоваться более эффективно, объясняют в «Газпром нефти». Роботам нужно меньше места между стеллажами, чтобы пройти. Соответственно, на складе можно поставить больше стеллажей, а значит, вместить больше товаров.
Результаты реорганизации складов с помощью Терминала:
- ноль ошибок и отклонений при инвентаризации;
- повышение скорости доступа к товару на 50%;
- оптимизация площадей хранения на 40%;
- снижение операционных затрат до 30%;
- повышение эффективности процесса комплектации на 30%.
Дефицит водителей и спрос на беспилотники
Коммерческие перевозки испытывают острый дефицит водителей. По данным Международного союза автомобильного транспорта (IRU), который опросил 800 отраслевых предприятий более чем в 20 странах, в некоторых регионах мира 25% рабочих мест водителей остаются незаполненными.
При этом профессия быстро стареет. К примеру, в США более четверти водителей грузовиков к 2030 году будут старше 65 лет.
Дефицит водителей ощущается уже сейчас, подтверждают в «Газпром нефти». В частности, на северных месторождениях не хватает людей для перевозок грузов по временным зимним автомобильным дорогам. Во-первых, сами зимники работают четыре-пять месяцев в году. Во-вторых, в северных регионах условия не такие комфортные, как в центральных районах страны. Не многие готовы ехать на такую вахту.
Какие решения можно использовать
Нехватка работников и потребность бизнеса в повышении безопасности грузоперевозок стимулирует интерес рынка к беспилотникам. Компании используют их как внутри складов, так и для доставки грузов на объекты.
- Беспилотная «Газель Next» может перевозить грузы на промысле, а в паре с роботами — производить погрузку и разгрузку без участия человека. Она уже выполняет регулярные рейсы на Южно-Приобском месторождении «Газпром нефти» в Ханты-Мансийском автономном округе. Компания внедрила разработку совместно с Нижегородским государственным техническим университетом (НГТУ) и «Группой ГАЗ».
Машина ориентируется в пространстве за счет камер, лидаров (определяют расстояние до объекта, излучая свет и замеряя время его возвращения к устройству), радаров и спутниковой навигации. Она хорошо распознает препятствия, может передвигаться по открытым и закрытым площадкам.
Результаты внедрения «Газель Next»:
- повышение скорости транспортировки грузов и сокращение простоев автотехники на 15%;
- снижение стоимости обслуживания;
- отказ от затрат на топливо за счет использования электродвигателя;
- увеличение объемов поставок;
- сокращение транспортного парка.
- Беспилотные вертолеты в «Газпром нефти» испытывают, чтобы в перспективе использовать их для оперативной доставки грузов на удаленные месторождения. В том числе туда, где пока отсутствуют полноценные вертолетные площадки. Такие машины работают при любой видимости. Даже в непогоду, когда отправить в рейс человека нельзя.
- Беспилотные КамАЗы протестировали в «Газпром нефти» в прошлом году. Повторные испытания прошли в сентябре 2021-го, и опыт признали успешным в разных климатических условиях, в том числе на Крайнем Севере. В отличие от человека, беспилотникам не надо отдыхать — они могут отправляться в рейсы чаще, чем люди.
Результаты внедрения беспилотных КамАЗов:
- повышение скорости транспортировки за счет круглосуточной работы;
- сокращение транспортного парка;
- рост объемов поставок в период работы зимника;
- сокращение затрат до 30%;
- снижение рисков, связанных с человеческим фактором.
Помимо беспилотных «Газелей», вертолетов и КамАЗов, компания испытала бескабинный грузовик «Челнок» и грузовую платформу Evocargo Evo-1. Обе машины работают от электродвигателей.
Тяжелых беспилотников пока не так много на рынке, хотя спрос на них есть, говорят в «Газпром нефти». Над подобными технологиями уже работает ряд крупных компаний, включая «Сбер», «Яндекс» и «Почту России».
Дополненная реальность
Пандемия, ограничившая личное присутствие на встречах и объектах, стала толчком к развитию дистанционных и безлюдных технологий. Компании по-новому взглянули в том числе на VR- и AR-разработки и начали рассматривать их как инструменты для решения бизнес-задач.
Их используют для удаленной поддержки технологических операций, консультаций по сервису и обслуживанию оборудования, а также обучения сотрудников.
Какие решения можно использовать
- Виртуальные комнаты в «Газпром нефти» используют для обучения сотрудников работе со складом. Надевая VR-очки, человек попадает в экспозиционное пространство с обзором 360 градусов. Оно состоит из нескольких демонстрационных зон, работающих в режиме симулятора. В каждой зоне пользователь самостоятельно тестирует решения. Например, отправляет дрон на инвентаризацию склада.
Проект уже реализован в Experience-центре компании в ХМАО. При помощи иммерсивных решений — дополненной, виртуальной и смешанной реальности — сотрудники проходят повышение квалификации, осваивают инструменты терминалов, «умных» складов компании, изучают правила и стандарты безопасности, а затем проверяют свои знания.
Доставка куда угодно
Логистика развивается даже в самых труднодоступных регионах планеты, таких как Арктика. На сегодня это один из самых перспективных районов с точки зрения добычи полезных ископаемых.
Запуск и реализация арктических проектов осложняются природно-климатическими условиями. Окно доставки материальных ресурсов ограничено периодом работы зимников и водной навигации. В остальное время многие объекты доступны только для воздушного транспорта, который может перевозить далеко не все виды грузов. То есть за отведенное время — от трех до пяти месяцев — логистическим операторам нужно успеть доставить на промыслы максимум ресурсов для строительства и работы объектов.
Другая проблема — удаленность арктических проектов от полноценной транспортной, сервисной и складской инфраструктуры. Это влияет на скорость и экономическую эффективность логистики, а значит, и производства в целом. Но этот вопрос постепенно решается. Власти регионов, входящих в Арктическую зону, при поддержке бизнеса создают транспортно-логистические парки и комплексные базы обеспечения. Такие хабы позволят хранить материальные ресурсы, обслуживать оборудование и оказывать другие логистические и сервисные услуги в непосредственной близости к производственным объектам. «Газпромнефть-Снабжение», к примеру, планирует участие в проектах на Ямале и в Мурманске.
Какие решения можно использовать
- «Газпромнефть-Снабжение» готовит к запуску цифровую платформу Экспресс для организации грузоперевозок. Сервис, в частности, упростит реализацию мультимодальных перевозок сложного оборудования для арктических проектов. Компании, не имеющие собственных транспортных парков в регионе и надежных подрядчиков, смогут в «одном окне» оформить заявку на перевозку груза. При этом организация перевозки будет «бесшовной» для заказчика, даже если доставка осуществляется несколькими видами транспорта.
- Также компания разрабатывает сервис для поиска и аренды складских площадей. Оператор уверен, что логистический шеринг в арктическом регионе выгоден всем игрокам.
- В труднодоступных регионах компания создает для внутренних и внешних клиентов быстровозводимые, или мобильные, склады. Они собираются как конструктор «Лего». Их можно в короткие сроки развернуть, реорганизовать или демобилизовать. При этом на таких объектах можно применять современные технологии. Например, складские роботы, дроны для инвентаризации, системы машинного зрения для контроля въезжающих транспортных средств и соблюдения безопасности на площадках.