Блокчейн, шеринг и платежи: в каких цифровых услугах лидирует Россия

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Доступный и качественный интернет в России стал фундаментом для множества онлайн-сервисов. Рассказываем, в каких направлениях удалось обогнать даже самые развитые и технологически продвинутые страны

Доступный, но не быстрый

Россия занимает девятую строчку в рейтинге доступности и качества интернета, подготовленном кредитным рейтинговым агентством НКР. По этим показателям страна уступает Исландии, но опережает Японию.

Пока скорость доступа к сети в нашей стране остается относительно невысокой. К примеру, мы серьезно отстаем от Норвегии, которая оказалась одним из лидеров рейтинга. Если сравнивать с ней, то мобильный интернет в России в четыре раза медленнее, фиксированный — вдвое.

Несмотря на невысокие скорости, Россия серьезно продвинулась в развитии онлайн-сервисов и услуг, требующих интернет-доступа. Сразу в нескольких сегментах она заметно опережает другие страны.

Электронная торговля

Быстрое развитие электронной торговли — один из тех факторов, которые обеспечили России высокие позиции в рейтинге НКР. Динамика отечественного e-commerce выделяется даже на фоне общемирового роста.

По данным Data Insight, в 2020 году интернет-торговля в России прибавила сразу 58%. Для сравнения: в Индии этот показатель составляет 29%, в Южной Корее — 19%, в Германии — 16%, в Канаде —12%. Общий рост глобального рынка в 2020 году оценивался в 16,5%. Аналитики из Data Insight прогнозируют, что как минимум до 2024 года РФ сохранит лидерство в списке стран с самой быстрорастущей цифровой торговлей.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля

Отечественный e-commerce выглядит внушительно не только по темпам, но и объему. Он достиг $37 млрд. Это позволило России занять место в топ-10 стран по размеру рынка. Хотя до безусловного лидера пока очень далеко. Абсолютным чемпионом мировой интернет-торговли остается Китай, где объем этой индустрии почти достигает $1 трлн.

Рост сегментов e-commerce в России по итогам 2020 года (в рублях):

  • eGrocery: +250%
  • маркетплейсы: +108%
  • ePharma: +53%
  • остальные онлайн-магазины: +38%

Источник: Data Insight

Цифровое правительство

Оценивая страны при составлении рейтинга, эксперты из НКР учитывали в том числе уровень развития электронного правительства. Они уверены, что по доступности и популярности цифровых госуслуг можно судить и об общей доступности интернета.

В частности, агентство опиралось на показатель EGDI (E-Government Development Index — индекс развития электронного правительства), который публикует ООН. Он отражает уровень развития электронных услуг, человеческого капитала и телекоммуникационной инфраструктуры.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Робот-чиновник: как боты меняют рынок госуслуг в России и мире

По индексу EGDI Россия занимает 36 место из 193. Она уступает таким странам как Люксембург, Израиль, Канада, Германия, Франция, Япония, Норвегия, США и Дания. Но при этом опережает Чехию, Бельгию, Саудовскую Аравию, Китай, Турцию и Монако.

Госуслуги в России в 2020 году

  • 56 млн россиян воспользовались онлайн-госуслугами (+100% к 2019 году)
  • до 78 млн человек выросло число зарегистрированных пользователей (+12 млн человек)
  • 230 млн госуслуг и сервисов получили граждане (+50%)
  • 85 млн платежей на сумму 80 млрд руб. проведено через единый портал госуслуг (+30%)

Источник: данные Минцифры

В правительстве подчеркивают, что настроены и дальше повышать доступность и скорость государственных цифровых сервисов. «У каждого руководителя цифровой трансформации сегодня задача не только как можно больше услуг переводить в «цифру», но и работать с точки зрения оперативности их выполнения. Электронные услуги — это прежде всего быстрота решения вопроса», — говорил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, к 2023 году в цифровой формат переведут еще 197 госуслуг.

Одним из ключевых элементов электронного государства выступает налоговая. В 2020-м цифровая платформа Федеральной налоговой службы (ФНС), построенная на блокчейне, использовалась для поддержки граждан и экономики в пандемию. Благодаря ей банки при выдаче льготных кредитов обходились без дополнительных подтверждающих документов и быстро получали данные о заемщике из госреестров, которые администрирует ФНС.

В 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3», которую здесь называют «одной из крупнейших баз данных в мире». Среди прочего АИС позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами. Сейчас ФНС разрабатывает концепцию АИС нового поколения.

Каршеринг

Первые каршеринги появились в России в 2012 году. Это произошло почти одновременно с запуском в стране сетей связи четвертого поколения, которые стали драйвером для развития мобильного интернета и многочисленных сервисов, работающих через приложения на смартфоне. В том числе — каршеринга.

К началу 2020 года Москва выбилась в мировые лидеры по количеству каршеринговых автомобилей. По данным агентства «Автостат», здесь их насчитывалось более 30 тыс. штук. Таким образом она обогнала Токио, который раньше считался главной каршеринговой столицей мира.

После этого московский парк продолжил расти и по итогам 2020-го достиг 44,4 тыс. автомобилей. Еще через пару лет он увеличится до 100 тыс. машин, прогнозирует «ВТБ Лизинг». Всего в мире в различных каршеринговых программах сегодня используются более 610 тыс. транспортных средств.

Фото:Михаил Джапаридзе / ТАСС
Экономика шеринга Рынок шеринга в России впервые превысил 1 трлн руб.

Однако по выручке России пока не удалось догнать глобальных лидеров сегмента. В США, одной из самых автомобильных стран на планете, доходы от каршеринга составляют $1,5 млрд против российских $320 млн.

Рынок каршеринга в России по итогам 2020 года

  • Выручка: 22,4 млрд руб. ($320 млн по курсу на конец октября-2021)
  • Аудитория: более 1 млн человек
  • Ключевые игроки: «Делимобиль», BelkaCar, «Ситидрайв», «Яндекс.Драйв»

Источники: Statista, данные компаний

Онлайн-банкинг

По итогам прошлого года Россия в очередной раз вошла в топ-10 стран по уровню развития цифрового банкинга. Исследование, подготовленное Deloitte, охватило 318 банков из 39 стран, в том числе 15 российских кредитных организаций.

Три банка из РФ попали в категорию «цифровых чемпионов». Сюда аналитики поместили лидеров в области цифровизации, способных предложить клиентам максимальный функционал онлайн. Среди конкурентных преимуществ банков-чемпионов Deloitte выделяет идентификацию клиентов по голосу и развитые экосистемы.

За счет цифровой трансформации российские банки оказались подготовлены к пандемии лучше зарубежных, отмечали в BCG. По словам управляющего директора и партнера BCG Сергея Ишкова, благодаря быстрой цифровизации удалось всего за несколько лет перевести большинство повседневных операций в дистанционный формат. Это стало одним из драйверов роста для всего банковского сектора.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Банки будущего: распознавание по голосу, подписки и чат-боты

Но банки не планируют останавливаться и готовы дальше совершенствовать цифровые услуги. По способности адаптировать новые идеи и методы работы Россия находится на 32 месте в мире из 141, говорилось в обзоре технологической трансформации банковского сектора от S&P.

Аналитики указывают, что ведущие кредитные организации РФ активно внедряют инновации. Например, чат-боты, которые позволяют снизить расходы на колл-центр, или искусственный интеллект, повышающий скорость обработки информации и качество анализа данных.

Электронные платежи

Ситуацию на российском рынке цифровых платежей эксперты называют «русским чудом». Впервые о нем заговорили в 2019 году, вспоминает управляющий директор и партнер Boston Consulting Group (BCG), глава экспертной практики Digital в России и СНГ Макс Хаузер.

По итогам 2010–2018 годов в РФ зафиксировали феноменальный 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций. Оно увеличилось с 5,8 до 172 в год на человека. «Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост», — отмечает Хаузер.

В 2020-м «русское чудо» продолжило развиваться. С конца 2019-го до середины прошлого года половина из тех российских потребителей, кто все еще пользовался наличными, перешли на безнал. В результате страна осталась лидером по динамике в восточноевропейском регионе.

По оценке Nilson Report, сегодня российские банки занимают почти 10% мирового рынка карточных платежей. В мировой топ-150 по числу обработанных безналичных операций входят семь банков из РФ.

Экономика инноваций Вузовские кадры и переход на «безнал»: тренды финтех-рынка России

Дистанционная ипотека

Одновременно с другими цифровыми услугами в России набирает обороты дистанционная выдача жилищных кредитов. Подобных сервисов практически нет в других странах, отмечают в НКР.

По информации Росреестра, в 2020 году доля ипотеки, зарегистрированной онлайн, выросла более чем в 1,5 раза и превысила 37%. Всего за прошлый год в России зарегистрировали около 2 млн прав на недвижимость, из них 747 тыс. — в электронном виде.

Кроме того, до конца 2021 года клиенты Сбербанка смогут приобрести ипотечное жилье на вторичном рынке в дистанционном формате на всей территории России. В марте кредитная организация уже протестировала эту услугу в Москве.

В цифровой ипотеке, как и в налоговой системе, тоже экспериментируют с блокчейном. Так, до октября 2022 года «Дом.РФ», Росреестр и ЦБ проведут тестирование обмена данными при оформлении онлайн-ипотеки на основе блокчейна. Участники эксперимента надеются, что эта технология сделает электронную ипотеку доступнее.

Обновлено 29.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть