Пандемия здорово повлияла на всю нашу жизнь — и в корне поменяла некоторые тенденции, которые казались устоявшимися. Продажи ноутбуков на протяжении долгого времени плавно снижались, но ситуация кардинально поменялась в 2020 году. По данным GfK, в 2019 году, еще до пандемии, половина всех ноутбуков в России была старше шести лет — и в большинстве случаев люди покупали новый ноутбук только после выхода из строя предыдущего. Необходимость в домашнем ноутбуке при этом снижалась.
Но удаленная работа и учеба поменяли правила игры — количество домохозяйств, которым понадобился ноутбук, резко увеличилось. За два года, согласно данным GfK, рост продаж ноутбуков в России составил 48%, рынок вырос до объемов 2014 года и продолжает расти, несмотря на то, что, казалось бы, спрос должен был быть уже удовлетворен (цикл покупки нового ноутбука не меняется — это по-прежнему раз в 5–6 лет). Причем доля более дорогих устройств растет — на российском рынке, который всегда отличался высокой долей ультрабюджетных моделей. По данным поиска «Яндекса», пользователи чаще всего ищут устройства от ₽30 тыс. (при этом снижение спроса в этом сегменте составляет 36% год к году) до ₽50 тыс. (рост запросов — плюс 13%), но в 2021 году стали также искать более дорогие устройства.
Еще одно важнейшее изменение последних лет — перелом в выборе процессора для ноутбука. Долгое время ситуация на рынке платформ для ПК (и, соответственно, ноутбуков) была вполне однозначной: процессор = Intel. В 2010-е (вплоть до 2017 года) доля AMD оставалась стабильно низкой — все изменил выпуск процессоров на микроархитектуре Zen, получивших название Ryzen.
Спроектированная с нуля микроархитектура Zen, основанная на чиплетной компоновке процессоров, «выстрелила» сразу, продемонстрировав отличные результаты в ресурсоемких задачах, требующих многопоточных вычислений, в первом же поколении «тысячной» серии. Поначалу сила инерции у потребителей и производителей ноутбуков была велика, и позиции Intel Core оставались незыблемыми. Ситуация кардинально изменилась с выходом Ryzen 4000-й серии.
Скачок произошел в 2019 году, когда продажи игровых ноутбуков на AMD, по данным GfK, выросли к предыдущему году в 13 раз при сохранении общего объема рынка.
На дистанции в шесть лет можно увидеть рост с 16% рынка в 2015 году до 44% в 2020 году. Особенно «рванули» ноутбуки на AMD в сегменте дорогих, игровых устройств, где у пользователя более высокая потребность в ресурсоемких задачах.
Андрей Серегин, старший консультант компании GfK:
«Наши данные о том, как развивался рынок игровых ноутбуков в России, позволяют сделать его качественный срез в горизонте последних шести лет. Мы видим, что в пандемию продажи игровых ноутбуков по сравнению с предыдущими периодами выросли в разы. Результаты продаж на данный момент 2021 года однозначно показывают, что этот тренд сохраняется. На октябрь 2021 в России уже продано в полтора раза больше игровых ноутбуков на базе AMD, чем за весь прошлый год».
Вероятно, тенденция продолжится. Процессоры AMD Ryzen 5000-й серии на архитектуре Zen 3 демонстрируют самый большой прирост производительности между двумя поколениями процессоров Ryzen за все время их существования (19%) и увеличивают отрыв от Intel. Эта динамика обращает на себя внимание и вендоров, которые постоянно повышают долю ноутбуков на AMD в своем ассортименте, и потребителей: от энтузиастов (оверклокеры, геймеры) до обычных пользователей, которые ищут максимально сбалансированные устройства.
Михаил «Dosia» Столяров, чемпион мира 2017 года по Counter Strike: Global Offensive (PGL Major 2017):
«Как профессиональный киберспортсмен, я все больше наблюдаю игроков, которые выбирают решения на базе процессоров AMD. Вендору удалось значительно потеснить монополию Intel среди производителей игровых ноутбуков, которая сложилась в течение последнего десятка лет».
Андрей Разумовский, представитель по продажам компании ASUS в России:
«В сегменте дорогих игровых устройств Asus ноутбуки на базе процессоров AMD стабильно завоевывают свое место на рынке у конкурентов. Особенно значительный скачок им удалось сделать в 2020 году, повысив продажи в три раза по сравнению с результатами 2015 года».
История движется по спирали — иногда даже в области технического прогресса. Эра «пост-ПК» пока так и не наступила — продажи ноутбуков (и, в особенности, максимально производительных, игровых ноутбуков) достигли уровня семилетней давности и продолжают расти. И возвращается позабытая еще с 2000-х годов конкуренция между AMD и Intel — архитектура Zen пока демонстрирует большой и далеко не исчерпанный потенциал: не исключено, что скоро мы сможем зафиксировать перевес доли «красных» ноутбуков над «синими».