Никакой самостоятельности
В США до недавнего времени не существовало закона, который гарантировал бы право потребителей на ремонт собственных устройств, и отсутствие регулирования развязало руки американским корпорациям. Многие из них даже вводили правила такого рода: как только вы самостоятельно вскрываете гаджет, гарантия аннулируется. Эти правила относились не только к смартфонам и ноутбукам, но и к другой технике: автомобилям, тракторам и аппаратам с мороженым. Даже армия США столкнулась с такой проблемой: солдаты не могли починить военные автомобили от компании Oshkosh, поскольку по договору правом ремонта обладали только специалисты корпорации.
При этом не имело значение место, в котором техника производилась: подавляющее большинство деталей для продукции Apple, например, создается в Китае, но это не мешало компании до недавнего времени запрещать неавторизованный ремонт во всех странах. Аналогично действовали и технологические компании из других стран. Например, Samsung, Panasonic, Siemens и т.д. Починить технику без потери гарантии можно было исключительно в официальных сервисных центрах.
Такая практика вредна, во-первых, потому, что сервисы имеют возможность завышать цену ремонта. Например, в одном случае владельцу Tesla в салоне предложили отремонтировать аккумулятор автомобиля за $16 тыс., а сотрудники частной мастерской полулегально устранили неполадки за $700.
Во-вторых, зачастую покупателям приходилось долго ждать ремонта. В итоге во многих случаях люди просто предпочитали купить новый гаджет — что, в свою очередь, ведет к развитию экологических проблем, ведь чем чаще девайсы выбрасываются, тем хуже это для почвы и атмосферы.
Законодательные изменения
В последнее время право на ремонт девайсов постепенно начало получать признание на государственном уровне в разных странах. В США Федеральная торговая комиссия в мае 2021 года выпустила доклад, в котором подчеркивалось, что запреты на починку устройств нарушают торговые законы. В июле президент США Джо Байден поручил начать работу над правилами, которые легализовали бы ремонт не только в официальных сервисных центрах. Специалисты ЕС с ноября 2020 года составляют похожее распоряжение, а в Великобритании «право на ремонт» было узаконено в июле 2021 года. В России правительство планирует внедрить регламенты производства электроники (включая смартфоны), чтобы продлить срок их возможного использования до 10 лет.
Первые шаги компаний
Такие компании, как Dell и HP, решили действовать проактивно и поставлять инструкции по ремонту своих девайсов, а также детали и инструменты в независимые мастерские.
В октябре 2021 года ремонтировать устройства самостоятельно разрешила и Microsoft. Как писало американское издание Mashable, корпорация таким образом отреагировала на резолюцию акционеров, поданную в июне. В ней инвесторы призвали Microsoft проанализировать экологические и социальные последствия от отсутствия права на самостоятельный ремонт.
Кроме того, постепенно развивается производство техники, рассчитанной на то, что пользователь сможет сам с легкостью отремонтировать ее. Например, такой техникой занимается стартап Framework, созданный бывшим сотрудником Oculus Ниравом Пателем. Компания производит ноутбуки двух моделей. Покупатели получают их собранными, однако внесение модификаций и замена деталей только поддерживается. Можно поменять все: операционную систему, внутреннюю и внешнюю память и т.д. Основатель подчеркивает: «Мы хотим дать возможность потребителям почувствовать, что продукты по-настоящему принадлежат им».