Сложный рост
По оценкам аналитиков, объем мирового рынка розничной торговли к 2030 году увеличится почти вдвое — до $39,9 трлн. В среднем он будет прибавлять по 6,3% за год. Росту индустрии помогает множество факторов — от увеличения плотности городского населения до развития аналитики данных и локального потребления.
В то же время запросы покупателей и затраты компаний повышаются, конкуренция онлайна и офлайна усиливается, а новые волны COVID-19 по-прежнему не исключены. Эти вызовы меняют индустрию, заставляя искать новые подходы и технологические решения.
Некоторые изменения заметны уже сейчас. Но чтобы переосмыслить ретейл и создать магазины будущего, понадобится не менее 5–10 лет.
Forrester: покупатели пересмотрят ценность магазинов
Во время пандемии онлайн-торговля росла самыми быстрыми темпами с 2002 года, отмечает Forrester. По прогнозу компании, к 2023-му в онлайн переместится 27% продаж. Это уже влияет на отношение аудитории к офлайну.
«Теперь, когда потребители оценили удобство шопинга в интернете, они переосмысливают цель посещения магазина», — пишет старший аналитик Forrester Анджали Лай.
Она подчеркивает, что для аудитории становится важен эмоциональный опыт, а посещение магазина обязательно должно быть социальным событием. В частности, потребители поколения Z особенно ценят шопинг в компании друзей и родственников.
Все это подталкивает компании к тому, чтобы изменить покупательский опыт. Прежде всего, через переосмысление торговых пространств и коммуникаций с клиентами.
РЭУ имени Плеханова: ваши привычки спрогнозируют
Главная тенденция ближайшего десятилетия в ретейле — частая смена ассортимента магазинов, быстрое наполнение полок новыми брендами и ускорение процесса покупки и возврата. Об этом говорится в обзоре «Как изменится торговля к 2030 году?», подготовленном РЭУ имени Плеханова.
В частности, доцент кафедры информатики Александр Тимофеев пишет, что аналитика больших массивов данных вместе с применением ИИ позволит ретейлерам точнее прогнозировать потребительское поведение, товарные предпочтения и особенности принятия решения о покупке. Причем вся аналитика и прогнозирование будут проводиться прямо на месте. Информацию о клиентах и историю покупок сохранят и обработают в облаке в режиме реального времени.
«Уровень автоматизации магазинов будущего вырастет до появления умных полок с электронными ценниками. Обыденностью станут зеркала с дисплеем, где клиент сразу сможет узнать о наличии размеров и других цветах понравившейся вещи», — уверен Тимофеев.
«МегаФон»: посетителей посчитают и изучат
Решения на основе видеоаналитики станут неотъемлемым инструментом управления торговым пространством уже в ближайшее время, ожидает «МегаФон». Технология имеет множество сценариев применения, например, с помощью видеоаналитики можно определять самые посещаемые места торгового зала и оптимизировать открытую выкладку товара, изучать посетителей и адаптировать под них маркетинговые акции, которые рекламируются на цифровых поверхностях в магазинах.
«Ретейл в целом лидирует среди отраслей применения инструментов на основе видеоаналитики, сам рынок видеоаналитики вырос по итогам 2020 года на 14,2% по сравнению в 2019 годом, — говорит Наталья Бурчилина, руководитель по IoT в «МегаФоне». — Видеоаналитика обеспечивает розницу ценной информацией для проведения бизнес-анализа, повышения качества клиентского обслуживания».
Система «МегаФон Видеоаналитика», построенная на базе искусственного интеллекта и машинного зрения, может подсчитывать число посетителей в зале, определять длину очереди на кассе, исключив из детекции тележки, и автоматически вызывать персонал для открытия дополнительных касс в случае высокой загрузки. Благодаря внедрению видеоаналитики крупному ретейлу удалось сократить почти на 10% количество покупателей, ушедших без покупки. «Также видеоаналитика умеет формировать портрет покупателя на основании данных пола и возраста, анализировать эмоции посетителей. Это позволяет оценивать степень их удовлетворенности сервисом», — добавляет она.
С помощью видеоаналитики розничные сети могут корректировать местонахождение персонала, при помощи модуля обработки аудиопотока проверять, как они общаются с покупателями, и своевременно отправлять сотрудников на дополнительное обучение в случае возникновения проблем, менять скрипты.
Видеоаналитика закрывает вопросы, связанные с безопасностью: позволяет оперативно реагировать на происшествия, отслеживать попытки доступа во внутренние помещения, предотвращать кражи. Модули распознавания лиц и наполненности полок помогают их сократить на треть. В период пандемии видеоаналитика помогает контролировать соблюдение мер эпидемиологической безопасности — носят ли сотрудники и посетители маски и перчатки.
Silicon Labs: ретейлеры отследят каждый товар
Чтобы сделать поставки более эффективными и всегда иметь нужные позиции на полках, ретейлеры будут отслеживать положение каждого товара. Как ожидается, уже к 2022 году 65% предприятий внедрят подобные системы.
Это сделает всю логистическую цепочку прозрачнее и позволит выстроить ее оптимальным образом, считают аналитики Silicon Labs. «Хорошо продуманная стратегия отслеживания активов также способна выявлять производственные проблемы и помогать менеджерам принимать более обоснованные решения о закупках», — рассказывают в компании.
Крупным продавцам придется отслеживать тысячи, а в некоторых случаях и сотни тысяч единиц. Сделать это вручную практически невозможно. Поэтому ретейл будет применять цифровые системы — например, с использованием RFID-меток, которые уже внедряются на складах.
CBInsigts: омниканальность нового уровня
Распространение гибких цифровых решений уже сейчас меняет покупательский опыт, отмечают в CBInsights. По мнению компании, эти изменения продолжатся: понятие омниканальности будет вбирать в себя все новые элементы.
Сейчас омниканальный подход включает взаимодействие с покупателем там, где ему удобно: по телефону, в мессенджере, соцетях, магазинах, пунктах выдачи. Причем история обращений и предпочтений сохраняется при переходе из одного канала в другой.
Следующий шаг — интеграция в эту модель личного общения и экспертной поддержки с помощью мобильных платформ. Они позволят ретейлерам устанавливать личный контакт с покупателем еще до того, как он придет в магазин и купит товар.
Например, они могут сообщить клиенту, что есть в наличии новинки от его любимого бренда. А затем назначить в магазине встречу со стилистом. По данным CBInsights, использование таких решений способно увеличить количество клиентских транзакций на 25%.
Gartner: серфинг в интернет-магазинах уйдет в прошлое
Сегодня в мире живут около 650 млн представителей «поколения ИИ». Они родились после 2010 года, когда уже появились технологии искусственного интеллекта.
В ближайшие десять лет они начнут тратить деньги. Но в отличие от более взрослых потребителей, это поколение не будет терять время на изучение рейтингов и обзоров. И им не придется самостоятельно искать лучшую цену.
Главное их ожидание от шопинга — предварительный отбор наиболее интересных предложений, считает вице-президент по аналитике ретейла Gartner Роберт Хету.
Согласно его прогнозу, к 2025 году топ-10 мировых ретейлеров внедрят ИИ для такого отбора. Потребителю больше не придется подолгу листать страницы в интернет-магазинах. Вместо этого он получит компактную подборку товаров, которые ему нужны.
Хету уверен, что магазины без систем предварительного отбора просто не выдержат конкуренции и уйдут с рынка.
Kantar Consulting: «умный дом» сходит в супермаркет
К 2030 году в шопинге будут активно участвовать система «умный дом», полагает старший вице-президент Kantar Consulting Дэвид Маркотт. Его футуристические прогнозы нередко транслируют крупные отраслевые СМИ и обсуждают эксперты.
Сейчас домашние гаджеты ожидают команды от пользователя и работают, как правило, отдельно друг от друга. По словам Маркотта, новая модель smart home будет полностью интегрированной и научится заботиться о людях. Прежде всего, пожилых.
Для этого к «умному дому» подключат доверенные магазины и аптеки. Они будут отвечать на запросы о пополнении запасов продуктов, лекарств (в том числе рецептурных), вызывать специалистов для ремонта бытовой техники или медицинских устройств.
В результате многие потребители смогут провести старость у себя дома, не переезжая к родственникам или в дома престарелых. А ретейлеры — дольше сохранить клиентов.
Data Clarity: витрины подключатся к смартфонам
Витрины магазинов станут интерактивными, пишет Data Clarity в прогнозе Retail 2030. По мнению компании, персональными в ретейле будут не только рекомендации, но и контент.
Уже сейчас смартфоны позволяют смешивать цифровое и физическое пространство и формировать анимированный контент благодаря QR-кодам и ссылкам. Так, Adidas создала интерактивную витрину в нюрнбергском магазине, через которую можно изучать товары и оставлять заказы.
В Data Clarity предполагают, что к 2030 году витрины магазинов будут работать в связке со смартфонами. А визуальный контент персонализируют под предпочтения и поведение конкретного посетителя. Все это позволит ретейлерам оптимизировать арендуемое пространство и зарабатывать больше.
Питер Диамандис: у каждого появится свой личный магазин
«Добро пожаловать в солнечный день апреля 2029 года в Далласе. На завтра у вас запланирован фандрайзинговый обед, но нечего надеть. Меньше всего вам хочется провести этот день в торговом центре», — представляет будущее предприниматель и визионер, глава фонда X-Prize Питер Диамандис.
Он уверен, что в 2029 году проблема с гардеробом точно будет решаться без визитов в ТЦ. Для каждого потребителя здесь создают виртуальные копии тела. Ему не нужно никуда ходить: достаточно надеть VR-гарнитуру и сообщить ИИ-ассистенту, что пора купить платье для завтрашнего мероприятия.
После этого пользователь моментально попадает в виртуальный магазин одежды. По сути, это его личный магазин. Здесь представлены почти все существующие на планете дизайнеры и стили. Любая вещь не просто подходит по размеру, а идеально сидит: ее специально напечатали в 3D-режиме под покупателя.
Диамандис считает, что по цене такой гардероб будет доступнее, чем современная одежда, сшитая привычным способом. В полностью цифровой эпохе, которую он описывает, почти нет посредников. Поэтому вещи стоят «меньше половины» того, что платят за них сегодняшние потребители.
Euromonitor International: откроются примерочные с зимним климатом
Многие футуристичные прогнозы по поводу развития ретейла строятся на том, что торговля станет полностью виртуальной. Но не все эксперты с этим согласны.
«В 2040 году офлайн-магазины продолжат играть свою роль, и их функции будут развиваться», — пишет Euromonitor International в отчете Commerce 2040.
По прогнозу компании, в магазинах можно будет не только получить экспертную консультацию и купить товар, но и проверить его в деле перед покупкой. Среди инноваций — воспроизведение условий, при которых используется одежда и обувь. В магазинах создадут специальные холодные зоны, где покупатель сможет примерить и протестировать зимнюю одежду. А спортивной обуви, допустим, бутсам, можно будет устроить тест-драйв на газоне.
Деньги со счета клиента спишутся автоматически, когда он выйдет за пределы магазина.
«Продвинутые ретейлеры направят технологии на борьбу с хлопотами покупателя и одновременно воспользуются его врожденным любопытством и желанием увидеть, почувствовать и протестировать продукт», — обещают авторы отчета.
Без технологий не получится
Образ ретейла будущего предполагает серьезные инвестиции в новые технологические решения. Без них шансы на успех в индустрии резко снижаются. По данным Retail Systems Research, позиция компании на рынке тесно связана с ее отношением к инновациям.
79% компаний-лидеров отрасли отмечают, что их совет директоров постоянно требует инновационных идей, позволяющих удовлетворить клиентов. Для средних и отстающих ретейлеров этот показатель составляет только 44%.
В McKinsey подчеркивают, что технологии — это обязательная часть стратегии для компаний, которые борются за прибыль. Причем речь не только о трансформации покупательского опыта, но и снижении затрат при автоматизации и цифровизации. «Экономия за счет технологий может иметь решающее значение для компенсации растущих издержек и использоваться для улучшения ценностного предложения», — заключают аналитики.