Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Цифровые консультанты и подписка на еду: каким будет ретейл в 2030 году

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Спрос на новые виды товаров, изменение привычной культуры потребления, развитие новых каналов торговли — все это влияет на будущее ретейла, который более чем когда-либо вынужден приспосабливаться к этим изменениям

Об экспертах:

Ирина Антюшина, руководитель отдела по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever;

Антон Саган, директор отдела стратегического управления развитием отношений с клиентами и информационной поддержки Unilever.

Роль цифровизации

В случае с ретейлом речь идет не только о переходе покупателей в режим онлайн-шоппинга, но и об усилении процессов цифровизации в физической торговле. Согласно исследованию, проведенному компаниями Comarch, Kantar и TNS и опубликованному 2018 году, в 2030 году большинство пользователей будут заказывать продукцию повседневного спроса, электронику и одежду в онлайне.

Затишье после спроса: кто сумел повысить эффективность в период локдауна Фото: Cindy Ord / Getty Images

Персональный опыт и персонификация

На фоне борьбы за внимание и лояльность потребителей решающим фактором станет умение брендов адаптироваться под индивидуальные потребности каждого покупателя. Скоро у покупателя будет возможность на сайте производителя выбрать и заказать товар под себя, а производитель сможет доставить покупку напрямую клиенту, не вовлекая ретейлеров в качестве посредника.

Говоря о стремлении потребителей получить персонифицированное решение, интересным трендом является изменение их отношения к собственным персональным данным. Согласно международному исследованию, проведенному EY в 2018 году, лишь треть опрошенных убеждены, что в 2030 году они будут безраздельно владеть собственными персональными данными — в качестве других «владельцев» они отмечают государство и частные корпорации. При этом, согласно этому же исследованию, в будущем 60% опрошенных миллениалов с гораздо большим энтузиазмом будут готовы делиться своими персональными данными для того, чтобы получить более качественное маркетинговое решения и усовершенствованный покупательский опыт.

Переосмысление роли физического ретейла

Речи о том, что физические магазины полностью уйдут в прошлое, пока нет. Но роль офлайн-ретейла, для которой он был создан изначально, в 2030 году отойдет на второй план и уже не будет прежней. Физические магазины превратятся в шоу-румы и экспериментальные площадки брендов, где у покупателей будет возможность протестировать различные решения и получить от этого взаимодействия незабываемый опыт и новые знания. При этом 61% участников исследования Comarch, Kantar и TNS уверены, что люди на таких площадках будут заменены цифровыми персональными консультантами.

Дарксторы и подписка на товары

Даркстор представляет собой прообраз склада, похожего по своим признакам на торговый зал обычного магазина (супер- или гипермаркета), в котором собираются онлайн-заказы. Покупатели забирают заказ в пункте выдачи, находящемся либо непосредственно в дарксторе, либо поблизости от места проживания человека, или получают товар с доставкой на дом. Преимущества такого формата есть как для покупателя (быстрый шопинг и удобство доставки), так и для ретейлера: такие форматы удобно запускать в регионах, где неэффективно размещать крупные дистрибуционные центры. При этом в случае с дарксторами покупатель будет не столь требователен к формату и оформлению торгового зала, что снизит издержки ретейлера. Некоторые из них будут предлагать доставку по модели «подписки» — доставку определенных продуктов с определенной частотой (раз в неделю или чаще, исходя из модели потребления каждого домохозяйства).

Как «Перекресток» масштабировал проект по экспресс-доставке Фото: РБК Тренды

Ответственное потребление, фактор доверия и этичности

Еще один важный фактор — это ответственное потребление и циклическая экономика, которые во многом будут определять будущие отношения покупателей и ретейлеров. Согласно данным международного исследования EY, 53% потребителей готовы заплатить больше за этичный продукт. При этом большинство потребителей ожидают от бизнеса прямых действий, чтобы они могли вести более ответственную жизнь.

Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению Фото: Ирина Белоносова для РБК

Трансформаций онлайн-ретелйеров в маркетплейсы

Сейчас в этом направлении активно развиваются крупнейшие онлайн-игроки типа Ozon — они дают возможность тысячам различных малых и средних предприятий предложить свой товар или услуги своей многомиллионной аудитории. Возможно, в будущем офлайн-ретейл также начнет активно привлекать разных производителей, предоставляя им место на полках в своих магазинах, при этом контролируя качество товара. Это значит, что ретейл может дать толчок развитию малого и среднего бизнеса в стране.

Но в июле 2020-го невозможно не учесть фактор пандемии. Можно выделить несколько дополнительных трендов, которые предопределят дальнейшие форматы потребления как через год, так и через десять лет:

  1. Повышенное внимание к вопросам гигиены и чистоты — эта новая привычка надолго войдет в число новых паттернов поведения для многих потребителей;
  2. Пандемия придала дополнительный импульс уже и так интенсивно развивающимся процессам цифровизации. Заботясь о собственной безопасности, не имея возможности свободно передвигаться, многие покупатели, вынужденно перейдя в онлайн, сумели за период ограничений оценить все его преимущества. После завершения режима самоизоляции они попросту могут не вернуться к ранее привычным форматам потребления;
  3. Растущая роль стороннего мнения и рекомендаций относительно покупки того или иного продукта. Здесь речь идет как об экспертной оценке того или иного продукта (в первую очередь это касается товаров, которые оказывают влияние на здоровье и безопасность), так и о рекомендациях инфлюенсеров, на опыт которых потребители стали опираться опять-таки по причине временного переизбытка цифровизации в их «пандемической» жизни;
  4. А вот что касается осознанного потребления, тут мнения экспертов расходятся. Одни говорят, что во время пандемии интерес к экологичным и этичным товарам снизился из-за необходимости переключиться только на самые базовые товары. Другие отмечают, что стремление человека обеспечить собственную безопасность, напротив, подталкивает его к тому, чтобы стать более ответственными и избирательными в своих покупательских привычках.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: