В рамках проекта «Цифровое слово» РБК совместно с компанией Positive Technologies рассказывает о цифровизации промышленности в России. Первый выпуск был посвящен цифровизации нефтехимической компании «Сибур». Герой второго выпуска — ретейлер X5 Group. На примере этой компании рассказываем, как в магазинах применяются цифровые технологии.
Искусственный интеллект
Одно из наиболее распространенных применений ИИ в розничной торговле — прогнозирование спроса. Алгоритмы научились понимать, какие продукты нравятся клиентам, когда и где они хотят их покупать. Это дает возможность магазину управлять цепочками поставок, оптимизировать уровни запасов и избегать уценок. Ожидается, что рынок ИИ в розничном секторе вырастет с $5,5 млрд в 2022 году до более чем $55,5 млрд к 2030 году. Прогнозирование спроса настолько ценно, что компания Nike еще в 2019 году купила ИИ-стартап Celect за $110 млн, чтобы лучше понимать своего клиента.
В магазинах X5 Group искусственный интеллект тоже изучает данные о предпочтениях покупателей и просчитывает, какие товары и в каком количестве нужно доставить в магазин. Например, по пятницам россияне чаще, чем в остальные дни, берут мясо для шашлыка, а по понедельникам — фрукты и овощи. Значит, к пятнице нужно запастись мясом, а к началу новой недели — свежими плодами.
ИИ-технологии помогают магазинам не только анализировать спрос, но и в электронном виде заказывать нужные товары у поставщиков. Информационная система магазина связывается с информационной системой поставщика и составляет пакет документов, по которым нужно будет отгрузить необходимый объем продукции.
Кроме этого, искусственный интеллект может даже назначить товару оптимальную стоимость. Ретейл — это бизнес с конкурентным ценообразованием, и цена в каждом отдельно взятом магазине зависит, например, от цен в других магазинах по району и множества прочих факторов. Алгоритмы сами сравнивают эти значения и рекомендуют свой вариант.
Также X5 внедряет в магазинах технологию биометрии. На 15 тыс. касс самообслуживания уже установлены системы, которые распознают улыбки и позволяют снимать оплату без наличия физической карты. Биометрия также активно применяется в банках, а в метро Москвы лицом можно оплатить проезд.
Чтобы пользоваться такими передовыми технологиями, необходимо мощное оборудование и программное обеспечение, большая часть которого раньше поставлялась из-за рубежа. С уходом иностранных партнеров ретейлу пришлось адаптироваться и разрабатывать свои IT-продукты.
Иван Мельник, директор по технологическому развитию X5 Tech:
«Примерно 80% оборудования нам пришлось менять, импортозамещение касалось и программного обеспечения, и «железа», и логистических цепочек. Когда-то у компании была своя информационная система, которую мы меняли на американскую. Теперь нам пришлось вернуться к прежним разработкам, адаптировать их под современные реалии, совместить с тем, чему мы научились на зарубежной системе, и собирать свой продукт. Мы не нашли на российском рынке готовое решение, которое подошло бы идеально, и решили сделать все сами. Для компании делать что-то свое, а не покупать готовое — крайний вариант, это дорого и трудозатратно. Но в долгосрочной перспективе это дает преимущества».
Видеоаналитика
Если раньше использование камер в магазинах ограничивалось только отделом охраны, то сегодня ретейл использует технологии компьютерного зрения для самых разных нужд бизнеса — например, чтобы контролировать выкладку товара на полке. По данным IHL Group, глобальный ретейл теряет €900 млрд в год из-за того, что нужные товары заканчиваются и не появляются вовремя. Американская сеть розничной торговли Walmart решает эту проблему так: на поломоечные машины сотрудники магазина крепят камеры и отправляют их проводить уборку по залам и складам. Камера регистрирует уровни запасов на полках и направляет информацию в центр обработки данных, где ИИ анализирует недостаток в товарах и принимает решение пополнить запасы. Такие машины ежедневно делают более 20 млн фотографий продукции на полках.
На складах торговых сетей X5 используется похожая технология. Робот-сканер проезжает по рядам в распределительном центре, сканирует все палеты и помогает сети предотвратить нехватку товара. В залах тоже есть камеры — система видеоаналитики, например, контролирует наличие хлебобулочной продукции на полках и подает сигналы в пекарню о том, сколько хлеба и булок осталось.
Компьютерное зрение применяется не только в самих магазинах, но и, например, в грузовиках, которые перевозят товары. Фуры с продукцией круглосуточно курсируют по стране, поэтому важно контролировать состояние водителей в любое время дня. Система «Антисон» работает непосредственно в салоне и следит, не засыпает ли водитель за рулем. Если такое случается, она будит человека и сообщает диспетчеру о том, что водителю нужно остановиться и отдохнуть.
Видеоаналитика по-прежнему помогает следить за безопасностью в магазинах и дополнительно контролирует все стандарты и процессы обслуживания на кассе. Если вдруг на кассе произойдет инцидент, система мгновенно это распознает и сообщит об этом службе безопасности и директору магазина. Кроме того, камера следит, чтобы в зале не образовывались очереди: система оповещает сотрудников о скоплении людей и дает сигнал к оперативному открытию дополнительной кассы. Согласно исследованию Honeywell’s, проведенному в Великобритании, предотвращение очередей повышает лояльность клиентов на 35%.
Кибербезопасность
С утечками информации в 2022 году столкнулись 67% компаний России и СНГ из сферы ретейла. Чаще всего утечки касались данных о клиентах и сделках (71%), финансовой информации (41%) и технической документации (21%).
Каждый день в магазины Х5 приходят 17 млн человек, а программа лояльности компании хранит данные более чем 72,5 млн активных клиентов. Это информация о том, где живут покупатели, что и когда они заказывают. Такие массивы данных вызывают большой интерес у злоумышленников. Так как магазины оснащены большим количеством «умных» устройств — это кассы самообслуживания, цифровые печи, холодильники, весы, — хакеры регулярно пытаются подключиться к ним и атаковать сеть. Эти попытки фиксируют и пресекают в Центре мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности. Главная задача этого центра — сохранить доверие клиентов и защитить их персональные данные.
Результат такого серьезного подхода ретейлера к информационной безопасности — непрерывность бизнес-процессов, которая позволяет магазинам бесперебойно функционировать и привлекает покупателей. Клиент знает, что его данные защищены, а на полках всегда найдется нужный ему товар.