Николай Козак — РБК: «Цена ошибки в строительстве очень высока»

Николай Козак
Николай Козак (Фото: из личного архива)
Директор по цифровой трансформации в жилищно-строительной сфере «Дом.РФ» Николай Козак рассказал в интервью РБК Трендам, как продвигается переход строительной отрасли в «цифру»

Об эксперте:

Николай Козак, директор по цифровой трансформации в жилищно-строительной сфере «Дом.РФ» с марта 2021 года.

Ранее занимал должность гендиректора «Делимобиля», руководил сервисом обслуживания автомобилей и автопарков «Делисервис». До прихода в каршеринг более шести лет проработал в «Леруа Мерлен», где отвечал за интернет-коммерцию, маркетинг, операции в регионах и цифровую трансформацию бизнеса. Также занимал руководящие позиции в компаниях Coca-Cola, Adidas и «Спортмастер».

Выпускник исторического факультета МГУ, имеет степени MBA академий PWC и Ernst & Young.

В «Дом.РФ» рассказали, какие процессы в недвижимости уже сегодня проходят цифровую трансформацию

Пять баллов до Сингапура

— На каком этапе сейчас находится процесс цифровизации в жилищно-строительной отрасли?

— Если взять за основу десятибалльную шкалу, то мы сейчас где-то между четырьмя и пятью баллами. Но, по сути, отрасль только в начале пути к цифровизации.

Хотя события 2020 года были крайне тяжелыми для экономики, но они, определенно, ускорили наш прыжок в цифровое будущее. Пандемия подтолкнула к развитию большинство инструментов, которые нужны нам на этом пути, сформировав за месяцы изоляции новые привычки.

— Чем цифровизация в жилищном строительстве принципиально отличается от других отраслей?

— Цена ошибки в строительстве очень высока. Стройка — это жизни людей. Поэтому государство создало очень много систем контроля, чтобы минимизировать риски. Отрасль находится под надзором большого количества контролирующих органов, включая Главгосэкспертизу, Стройнадзор и Росреестр. А сама работа требует соблюдения множества административных процедур. Это накладывает определенные ограничения на цифровизацию и оптимизацию основных процессов.

В том числе нужно принимать во внимание и соизмерять глобальность процессов в строительстве. Это первый язык программирования был разработан в 1957 году, а первое жилище построено десятки тысяч лет назад.

За время существования отрасли сформировалось большое количество регламентов, систем и других процедур, создающих в отрасли огромную инерцию. И если, например, ретейл можно трансформировать относительно легко, то в строительстве нужно сначала разбираться с вопросами безопасности и существующей ИТ-инфраструктурой.

При этом у жилищного строительства очень высокий потенциал с точки зрения клиентоориентированной цифровизации. Тем более, что мы видим и можем использовать опыт других отраслей экономики.

Фото:Shutterstock
Футурология Новые технологии в строительстве: как будут возводить дома в будущем

— А можем ли мы использовать зарубежный опыт?

— Безусловно, и мы на базе «Дом.РФ» уже собрали лучшие практики. Изучили опыт Сингапура, Канады, ОАЭ, США.

Например, в Сингапуре создана огромная ИТ-платформа, в центре которой находится клиент. Не выходя из единой экосистемы, он может решить любую задачу на рынке жилья — от инвестирования в стройки, эксплуатации до подключения клининг-сервиса и других функций «умного» дома.

Однако опыт Сингапура, конечно, не совсем релевантен для России. Сингапур — маленькое государство, соразмерное мегаполисам, а РФ — огромная страна из 85 субъектов. Тем не менее, многие зарубежные практики могут у нас работать.

Революция на стройке

— Какие основные тренды в цифровизации жилищно-строительной сферы можно сегодня выделить? Какие из них задает бизнес, а какие — государство?

— Государство стимулирует перевод градостроительных и других административных процедур в цифровой формат и внедрение технологии информационного моделирования (ТИМ) на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства — от инженерных изысканий до эксплуатации. Задача — строить экономно, но при этом быстро и эффективно с точки зрения госфинансирования строек.

По этой же причине на использование ТИМ в проектировании и строительстве нацелены застройщики, особенно крупные. Финансовые организации, в свою очередь, стремятся переходить на цифровые форматы взаимодействия и с клиентами, и с партнерами-девелоперами, так как это ускоряет процесс, приближает момент сделки по ипотеке или проектному финансированию.

Но это далеко не все. Сегодня мы все часто слышим, что мир переживает четвертую или даже пятую промышленную революцию. Речь о технологиях, которые быстро меняют нашу жизнь, — машинное обучение, Big Data, искусственный интеллект, 3D-печать, виртуальная реальность.

Все это релевантно для строительства жилья. Большие данные позволяют прогнозировать, какие объекты и где лучше возводить, помогают оптимизировать процессы. В виртуальной реальности можно показывать дома, а с помощью робототехники — строить их.

Кроме того, есть технологии цифровой ипотеки и различные интеллектуальные системы — от «умного» дома до «умного» города. В будущем мы сможем подключить любую квартиру к платформе, которая управляет комплексом и обеспечивает безопасность.

Экономика инноваций Прораб на удаленке: пять трендов цифровизации на рынке недвижимости

— Какую роль в цифровизации отрасли выполняет «Дом.РФ»?

— Как институт развития в жилищной сфере мы являемся катализатором происходящих изменений. Мы выполняем задачи по сбору и анализу лучших инициатив в области цифровизации сектора. Сопровождаем разработку и поддержку сервисов, обеспечивающих прозрачность и безопасность сделки для граждан, таких как система наш.дом.рф и электронная закладная на мастерчейн. Снабжаем государство, граждан и участников рынка аналитикой по стройке и жилью. Разрабатываем новые треки по подготовке цифровых кадров для новой экономики.

Кроме того, сейчас очень важно организовать быстрое вовлечение в работу всех участников рынка, помочь ресурсами, командой, аналитикой, инструментами проектного управления и облачного хранения данных. Этим тоже занимается ДОМ.РФ. Также мы являемся площадкой для тестирования различных пилотных, прорывных инициатив.

Фактически мы участвуем во всех процессах и инициативах, связанных с цифровизацией и запущенных на уровне правительства, профильных министерств и ведомств регионов. В том числе — в разработке концепции суперсервиса «Цифровое строительство», который должен охватить весь жизненный цикл капитальных строек.

Достаточно много продуктов разрабатывается для диджитализации процессов в проектном финансировании и ипотечном кредитовании на платформе Банка «Дом.РФ», который является опорным банком в сфере жилищного строительства.

В 2020 году во время пандемии, чтобы не остановить жизненно важные для отрасли процессы, наш банк разработал и запустил высокотехнологичные сервисы. Эффективное онлайн-взаимодействие с застройщиками позволило продолжить прием заявок на проектное финансирование в ежедневном режиме. По итогам 2020 года наш банк занял одну из лидирующих позиций по кредитованию застройщиков. Объем кредитных линий превышает 1 трлн руб.

Прорывом 2020 года стала электронная ипотека с использованием квалифицированной усиленной электронной подписи и уникальной технологии онлайн-регистрации в Росреестре.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Цифровые агентства недвижимости: как мы будем покупать квартиры в 2020-х

Быстрее и дешевле

— По оценке Deloitte, цифровая трансформация дает возможность сократить затраты на строительство на 5-10%, а эксплуатационные расходы — на 10-20%. Согласны ли вы с такой оценкой?

— Здесь сложно давать какие-то универсальные прогнозы. Думаю, величина эффектов зависит в том числе от горизонта планирования. Важно, что «цифра» придает отрасли скорость и прозрачность. И за счет этого снижаются расходы застройщиков.

Например, оптимизация административных процессов уже в 2021 году должна сократить сроки получения разрешительных документов на 30%. А к 2030 году стоит задача построить процессы таким образом, чтобы от идеи к стройке можно было переходить за семь дней. Сейчас на это требуются многие месяцы.

— Можно ли за счет новых технологий удешевить сам процесс стройки?

— Хороший пример здесь — уже упомянутое информационное моделирование. Оно помогает оптимизировать проектные решения, снизить риск непредвиденных расходов и сформировать оптимальный бюджет проекта.

Можно ожидать, что при сокращении затрат застройщиков итоговая цена для покупателей также снизится. Но величина такого снижения будет зависеть от уровня развития ТИМ у каждого из игроков. Собственно, в этом и состоит ключевая задача по цифровизации отрасли — не просто внедрить технологии, а развить их применение до получения ощутимых эффектов.

Третий круг компетенций

— Как новые технологии и цифровизация меняют запросы к кадрам в жилищном строительстве?

— Раньше, говоря о компетенциях сотрудников, мы делили их на hard skills и soft skills. Теперь сюда добавляется новый круг компетенций — digital skills. Это умение работать с цифровыми инструментами, оптимально их использовать, а нередко и придумывать их.

На рынке сейчас колоссальный кадровый голод, и мы вместе с участниками отрасли пытаемся решить этот вопрос. Для этого, во-первых, нужна точная модель компетенций. Кого мы считаем цифровизатором строительной отрасли с точки зрения навыков и поведенческих моделей?

Второе: необходимо очень быстро переучивать, точнее, постоянно доучивать людей. Здесь требуются быстрые программы, позволяющие оперативно дотянуть сотрудника до нужного уровня.

И третий момент: в вузах должно быть достаточно много фундаментальных программ, связанных со стройкой и «цифрой». А сама профессия цифрового строительства должна быть престижной, чтобы люди хотели сюда идти. Рынку жилья нужны лучшие профессионалы в «цифре», ведь, как я уже говорил, цена ошибки здесь очень высока.

Фото:пресс-служба ОЦКС Росатома
Индустрия 4.0 Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

— Что уже делается для решения вопроса с кадрами?

— На уровне группы «Дом.РФ» мы сформировали команды профильных экспертов — как в области ТИМ, так и по цифровизации в целом.

До конца 2021 года планируем начать обучение госзаказчиков технологиям информационного моделирования. А программы архитектурно-строительных специальностей и специальностей в сфере ЖКХ — адаптировать под новые отраслевые требования.

Несомненно, этот вопрос всегда в повестке Минстроя и Минцифры. В текущем 2021 году мы обсуждаем возможность в десяти регионах запустить сервис «кадровый ресурс строительной отрасли». В 2024-м — начать программы по централизованной подготовке и распределению рабочих кадров. А к 2030 году — удвоить количество студентов, которые обучаются по строительным специальностям.

Также мы в «Дом.РФ» сейчас серьезно думаем над созданием цифровой академии, работаем с вузами по стажерским программам и выездным лекциям. Все это в комплексе позволит решить кадровый вопрос.

— С какими сложностями сталкиваются выпускники и профессионалы, которые хотят развиваться вместе с отраслью? И что можно им посоветовать?

— Если говорить о выпускниках, то это вопрос актуальности теоретических знаний и узкий набор практических навыков. Из-за этого адаптационный период в компаниях сильно затягивается. Недавних студентов приходится переучивать, а некоторым навыкам — обучать с нуля.

В свою очередь, опытные профессионалы могут испытывать трудности с цифровизацией, не успевая адаптироваться к новым технологиям. Поэтому наша задача — создать им условия для обучения и повышения квалификации.

Но и тем, и другим важно быть открытыми для обучения и всего нового. Читать актуальную отраслевую литературу, общаться или слушать профессионалов. Это будет полезно и при трудоустройстве, и в самой работе.

Фото:Донат Сорокин / ТАСС
Индустрия 4.0 Эксперты назвали лидирующие и отстающие по цифровизации отрасли в России

— Когда, на ваш взгляд, отрасль сможет набрать 10 баллов по условной шкале цифровизации?

— Учитывая высокую заинтересованность государства, вовлеченность в работу участников рынка, а главное, огромный запрос жителей России на доступность, безопасность и комфорт жилья, полный цикл суперсервиса можно запустить к 2030 году.

Все будет зависеть от многих факторов и показателей, но в итоге главные здесь — человеческий капитал и высокий уровень компетенций. Потому что базовым неотменяемым условием в жилищно-строительной отрасли остается безопасность. Именно она должна быть определяющим фактором на каждом этапе суперсервиса. Безопасным должно быть строительство, процесс приобретения или аренды недвижимости, проживание и управление недвижимостью. Пожалуй, только в жилищном секторе требования к безопасности так высоки.

Обновлено 31.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть