Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как Триколор научился запускать новые тарифы за два дня

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

Триколор (НАО «Национальная спутниковая компания») — мультиплатформенный оператор, предоставляющий комплекс цифровых услуг и сервисов, в том числе доступ к просмотру ТВ через спутник и через интернет. Общая база оператора по итогам третьего квартала 2020 года достигла 12,206 млн домохозяйств.

Задачи

Компании требовалась новая биллинговая система, позволяющая решить следующие задачи:

  • поддержать новые направления бизнеса;
  • обеспечить быструю и гибкую настройку новых тарифов и предложений для клиентов;
  • повысить производительность;
  • сделать бухгалтерскую отчетность более удобной и прозрачной.

Предпосылки и мотивация

До 2016 года Триколор использовал биллинговое решение от другого разработчика. Однако бизнес быстро развивался, в том числе за счет новых направлений.

Компания была нацелена на развитие мультиэкранного нелинейного телесмотрения. В рамках этой стратегии она запустила несколько продуктов, например, сервис «Управляй эфиром» с функциями постановки на паузу, перемотки и телеархива и собственный онлайн-кинотеатр.

Оператор хотел повысить скорость оказания новых услуг, в том числе через оптимизацию внутренних биллинговых процессов. Чтобы выбрать новое решение, в 2016 году компания инициировала тендер, пригласив на него крупных российских и мировых поставщиков биллинговых систем. Поставщики, попавшие в шорт-лист, получили тестовые задания, которые помогли оценить их продукты на практике.

Решение

На тендере, который продолжался около шести месяцев, оператор выбрал решение SAP Hybris Billing. «По результатам тестовых заданий, выданных поставщиками, команда и продукты SAP оказались наиболее эффективными», — объясняют в Триколоре.

Это решение включает несколько подсистем и функций. Продуктовый каталог позволяет аккумулировать в одном месте все тарифы и ценовые предложения для клиентов. Тарификатор с высокой скоростью обрабатывает тарификационные данные или, проще говоря, считает деньги. Кроме того, в Hybris Billing есть подсистема на основе SAP ERP — программного обеспечения для планирования ресурсов предприятия. Она интегрирована с бухгалтерскими системами и обеспечивает формирование отчетности.

Реализация

Для проекта была сформирована команда из сотрудников Триколора, экспертов SAP Services CIS и компаний-партнеров. После обследования и анализа ИТ-инфраструктуры и процессов началась работа сразу по двум направлениям. Нужно было не только запустить и настроить систему, но и обеспечить миграцию абонентской базы на новую платформу.

Сама по себе замена биллингового решения — это сложная и масштабная задача, признает оператор. В этой системе хранится вся финансовая информация, данные о клиентах и расчетах, наработанные годами тарифы и предложения. Необходимость переноса многомиллионной абонентской базы дополнительно осложняет задачу.

«В рамках подготовки к миграции мы собрали большой испытательный стенд, равный по производительности реальной промышленной системе. На нем долго и детально оттачивали все процессы», — рассказывают в Триколоре.

Специалисты создали так называемый промежуточный слой миграции, в который загружалась информация из существующей системы. Затем в промежуточном слое данные сверяли и проверяли и, при необходимости, обогащали информацией из других источников. Только после этого их переносили в новую систему.

В процессе подготовки команда также отрабатывала механизмы выгрузки информации, тестировала производительность и стабильность системы. Перед стартом промышленной миграции провели финальную репетицию — замерили скорость процессов и убедились в сохранности данных.

Сама миграция, к которой готовились около двух лет, заняла всего два дня. Переход Триколора на SAP Hybris Billing был завершен в феврале 2019 года.

Результаты

По словам представителей оператора, ключевой результат нового биллингового решения — повышение скорости настройки новых тарифов и предложений для клиентов. Если раньше процесс занимал недели, то теперь на это требуется один-два дня.

Новые сервисы, включая доступ к ТВ через интернет и видеонаблюдение, были органично вписаны в новую биллинговую систему, добавляют в Триколоре.

Кроме того, повысилась стабильность и производительность системы, упростилась подготовка бухгалтерской отчетности.

Планы и перспективы

В будущем Триколор планирует использовать SAP Hybris Billing для поддержки новых направлений бизнеса. Система зарекомендовала себя как гибкий инструмент, способный поддержать идеи оператора и быстро их реализовать.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: