Андрей Филатов — РБК: «Пандемия — не барьер для развития»

Фото: Пресс-служба SAP CIS
Фото: Пресс-служба SAP CIS
Генеральный директор SAP CIS Андрей Филатов рассказал в интервью РБК, что изменилось на рынке корпоративных ИТ-решений в 2020 году, как компании спасаются от кризиса и надолго ли мир останется на удаленке

Об эксперте:

Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS. Отвечает за операционное управление и стратегическое планирование деятельности компании в регионе.

Возглавил компанию в апреле 2019 года. До ноября 2018-го был гендиректором IBM в России. Ранее работал в SAP CIS на руководящих должностях.

Пандемийный переход

— Как менялась ситуация на рынке в 2020 году и каким он в итоге оказался — глубоко кризисным или с возможностями для роста?

— Год был очень непростой, но интересный. Все начиналось неплохо. В январе-феврале уже было известно, что в Китае началась эпидемия, но мы ее не сразу почувствовали. В этот период все строили достаточно оптимистичные планы. Потом мир накрыла волна пандемии и, конечно, первое время все испытывали некоторую тревогу и страх.

Однако в итоге мы очень многому научились и очень многое для себя поняли. Наверное, где-то произошла более трезвая оценка наших возможностей и сил, и где-то — укрепление наших позиций.

Этот год точно можно занести в актив. Может быть, мы не вырастем так, хотели бы или планировали вырасти. Но по результатам 2020 год будет не хуже предыдущего. Мне кажется, это хороший индикатор того, что сектор ИТ в пандемию пострадал меньше других отраслей.

Безусловно, мы тоже зависим от экономики и наши финансовые результаты корректируются. Но все равно спрос и потребность в информационных технологиях компенсируют эти негативные факторы.

— Насколько сложным для компании и клиентов оказался переход в дистанционный формат?

— Мы очень быстро вывели своих сотрудников на удаленку. Для компании это не было проблемой: у нас все решения настроены на возможность дистанционной работы. Сотрудники просто остались с ноутбуками дома и продолжили выполнять свои задачи. А компания довольно оперативно сформировала подходы по управлению бизнесом в новых условиях.

Помимо этого мы, конечно, поняли, что надо помогать клиентам. Быстро запустили горячую линию, куда они могли звонить по любым вопросам, связанным с нашими продуктами и решениями. Мобилизовали специальную команду, которая оперативно помогала заказчикам.

Но практически все наши клиенты без проблем перешли на удаленку. Потому что, повторюсь, наши решения изначально рассчитаны на то, чтобы работать с ними в дистанционном режиме.

Фото:из личного архива
Экономика образования Босс на удаленке: как и чем мотивировать сотрудников в эпоху коронавируса

— Какую роль сыграли цифровые технологии в преодолении кризиса?

— Ключевую. На мой взгляд, это вообще был основной инструмент решения проблем в сложившейся ситуации. Без средств коллективной работы, без электронных площадок, без онлайновых средств взаимодействия компании просто могли не выжить. Именно цифровые инструменты, информационные технологии выступили основными помощниками.

— Какие антикризисные меры или решения для партнеров и клиентов вы запустили на фоне пандемии?

— Помимо горячей линии мы разработали специальные финансовые условия для клиентов, желающих запустить новые проекты.

Также мы предложили заказчикам свою систему опросов. Она позволяет опрашивать сотрудников на удаленке, чтобы оценить их состояние и настроение — какая у них мотивация, насколько они вовлечены в работу, о чем переживают.

Эти опросники мы передавали клиентам и партнерам бесплатно. Несколько крупных и средних компаний в России воспользовались нашей системой и по итогам дали очень позитивные отзывы.

Еще одна важная инициатива: мы открыли бесплатный доступ к глобальной системе SAP «Ariba Discovery» для клиентов и поставщиков. Коронакризис вызвал серьезные проблемы на рынке логистики и поставки. Границы оказались перекрыты, цепочки поставок разорвались. Традиционные поставщики зачастую не могли выполнить свои обязательства, и бизнес был вынужден искать альтернативы.

В сети Ariba Discovery можно разместить заявку на определенную продукцию, и компании со всего мира, которые производят этот товар, могут сделать вам предложение. Инструмент оказал колоссальную поддержку компаниям в восстановлении цепочек поставок и поиске новых подрядчиков.

Возвращение к работе

— Изменилось ли количество клиентов компании на фоне коронакризиса?

— Количество наших клиентов выросло, и это нас очень радует. В принципе, темпы прироста клиентской базы в 2020 году сохранились. В основном мы прирастаем клиентами из среднего и малого бизнеса.

— Как менялся набор наиболее востребованных рынком решений?

— Здесь тоже есть интересная динамика. В начале пандемии был очень высок спрос на облачные решения, которые как раз помогают более эффективно работать в дистанционном формате.

Фото:Unsplash, Pexels
Экономика инноваций Почему облачный рынок растет на фоне всеобщего кризиса

Во второй половине года компании уже меньше фокусировались на облаках, пик спроса прошел. Сейчас приоритетными снова стали проекты, которые повышают эффективность бизнес-процессов.

— Чем еще отличалась реакция бизнеса на первую и вторую волну пандемии?

— Во время первой волны мы призывали клиентов не останавливаться, не тормозить проекты. А наоборот — усиливать, наращивать проникновение информационных технологий, запускать новые решения. Потому что как раз в этом и состоит основной способ преодоления кризиса.

Небольшая доля клиентов — примерно 10-15% — ровно так и поступили. Они стали активнее развивать свои проекты, увеличили интенсивность работы. Но основная масса компаний все равно начала притормаживать, переносить и откладывать проекты.

Основное отличие второй волны было в том, что компании поняли: надо возвращаться к нормальной работе, планированию своего развития и даже расширению деятельности.

Часто компании говорят, что им не хватает денег на проекты. Но в будущем денег больше не станет. А за счет запуска ИТ-проектов можно достичь экономии и получить дополнительные средства на развитие.

— В кризисные периоды компаниям важно получать отдачу как можно скорее. Насколько быстро можно оценить эффект от внедрения решений?

— Многое зависит от того, какой именно продукт внедряется и по каким методикам, о каком типе бизнеса идет речь.

Но в любом случае очень важно правильно спрогнозировать эффект еще до входа компании в проект. Качество такого прогноза играет ключевую роль: руководители бизнеса должны доверять расчетам.

Поэтому такие расчеты мы всегда делаем совместно с заказчиком. Наша методология предполагает детальный анализ существующих процессов, который занимает около двух месяцев. В течение этого срока наши специалисты оценивают, что может дать цифровизация тех или иных процессов. По итогам формируется отчет, который мы также смотрим вместе с клиентом.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Индустрия 4.0 Андрей Филатов: «Скорость — главный фактор для посткризисных технологий»

Если предполагаемые экономические эффекты не очень яркие, то нет смысла делать проект. Но на моей памяти такого еще ни разу не было. Каждый такой анализ потенциального проекта — это 100% попадание.

К сожалению, мы не можем реализовать этот подход для всех клиентов, потому что два месяца работы — это все-таки серьезная инвестиция и большая нагрузка. Но тем заказчикам, у которых действительно большой масштаб и соответствующие риски, мы предлагаем пройти через такой совместный анализ.

Запуск в кризис

— Какие компании или индустрии активнее других внедряли цифровые решения?

— Как ни странно, это черная и цветная металлургия. Здесь практически все крупные игроки очень активно продолжали свои цифровые проекты, а некоторые даже запускали новые.

Фото:пресс-служба SAP CIS
Индустрия 4.0 Безлюдные рудники и интернет-магазин стали: тренды развития металлургии

Мы также видим большую активность со стороны банков. Они долгое время были главными новаторами на рынке, но затем отдали первенство металлургам.

Сейчас финансовый сектор снова наращивает темпы внедрения инноваций. Так, недавно мы запустили партнерство с Райффайзенбанком и разрабатываем совместные решения, которые позволяют заказчикам пользоваться банковскими сервисами прямо из своей ERP-системы (Enterprise Resource Planning — система планирования ресурсов предприятия. — РБК Тренды).

Причем компания может получить доступ ко всем банковским сервисам от всех кредитных организаций, с которыми она работает. Получается такой мультибанкинг. И на мой взгляд, это очень интересный и правильный тренд.

— Какие кейсы, реализованные вашими заказчиками и партнерами в 2020 году, вы считаете наиболее успешными?

— У нас очень много успешных кейсов. Но один из самых интересных — это компания Faberlic, которая внедрила новейшую электронную систему маркетинга. В пиковые периоды маркетплейс компании получает больше 200 тыс. заказов в сутки, и все они обрабатываются с помощью нашей системы — крупнейшей в Европе и, возможно, в мире.

Также я бы хотел отметить компанию «Магнит». Эта розничная сеть запустила, наверное, самый масштабный в России проект по цифровой трансформации в ретейле. Он охватывает больше 200 тыс. магазинов и свыше 300 тыс. сотрудников. И эта трансформация проходит с использованием наших продуктов.

Фото:Eva Plevier / Reuters
Экономика инноваций Найти свою нишу: пять бизнес-моделей будущего в ретейле

«Магнит» запланировал проект еще в прошлом году, а в 2020-м решил продолжать, несмотря на кризис. Пример компании показывает, что если бизнес действительно серьезно относится к своему будущему, он не останавливает развитие из-за пандемии, а продолжает решать стоящие перед ним задачи.

Еще один хороший пример — «Первая грузовая компания», которая как раз в этом году завершила трехлетнюю программу трансформации. Последние ее этапы проходили в полностью удаленном режиме.

То есть пандемия — совершенно точно не барьер для развития и трансформации бизнеса. Как мы убедились, даже в этих условиях можно запускать и завершать проекты.

— Существуют ли отрасли, в которых цифровизацию провести нельзя?

— Думаю, сегодня нет таких отраслей, где цифровизация невозможна. Даже в самых консервативных индустриях есть, что цифровизировать.

Например, мы сейчас ведем переговоры с крупной компанией, которая производит строительные материалы. Они тоже внедряют наши цифровые решения, хотя сам по себе процесс производства очень простой.

Когда мы встречались с руководством компании, то, конечно, нам задавали вопросы о том, что может дать цифровизация при таких простых процессах. Но знаете, даже здесь наши специалисты смогли показать заказчику существенный эффект от внедрения наших решений.

Дьявол всегда прячется в деталях. Когда мы начинаем разбирать процессы компании на составные части, повышать их эффективность, это дает заметную экономическую отдачу, которая полностью оправдывает затраты на внедрение, и в итоге позволяет заказчику увеличить доход.

Онлайн навсегда

— В каком направлении будут развиваться сами цифровые решения в ближайшее время? И каких новаций можно ожидать в 2021 году?

— Безусловно, будут развиваться продукты на базе искусственного интеллекта. Мы увидим еще больше решений на основе ИИ.

Также я бы выделил технологию блокчейн. Первоначально интерес к ней был связан со спросом на криптовалюты. Но сейчас, когда этот хайп прошел, она продолжает интенсивно развиваться, потому что позволяет очень эффективно решать целый ряд задач. Например, обеспечивать трекинг продуктов, чтобы контролировать их качество и бороться с фальсификатом.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Технология блокчейн: что надо знать в 11 карточках

Будут активно развиваться и технологии в сфере онлайн-коммерции. Станет еще больше маркетплейсов, а существующие площадки будут совершенствоваться и предоставлять все новые сервисы и опции.

На мой взгляд, в ближайшее время вряд ли появятся принципиально новые технологии, о которых мы еще не слышали. Но мы увидим качественное развитие тех технологий, которые у нас уже есть.

— В уходящем году нашими постоянными спутниками стали удаленка, повсеместная доставка, онлайн-конференции. Эти тренды сохранятся в 2021 году? Останутся ли актуальными те решения, которые потребители и компании опробовали в 2020-м?

— Уверен, что тренды сохранятся, а решения сохранят свою актуальность, потому что мы с вами быстро привыкаем к хорошему.

К примеру, доставка — это действительно удобно. Тебе не нужно терять время на поездку в магазин: достаточно сделать заказ, и тебе все привезут. Да, поначалу потребители пользовались доставкой поневоле из-за введенных ограничений. Но когда ты что-то пробуешь один раз, потом второй, то дискомфорт пропадает — ты привыкаешь к новым возможностям и начинаешь с удовольствием ими пользоваться.

На мой взгляд, бизнес в онлайне и удаленная работа станут постоянной, повседневной практикой. Уже сейчас часть компаний говорят о планах оставить часть сотрудников на дистанционке или использовать смешанные форматы работы.

При таком подходе у бизнеса снизится потребность в офисных пространствах. Ведь если у тебя, допустим, 20-30% персонала работает удаленно, то тебе нужно на 20-30% меньше офисных площадей.

Наверное, владельцам и арендодателям офисных помещений будет не очень легко в ближайшей перспективе, потому что спрос на помещения будет сокращаться. Но я надеюсь, в конечном счете у них тоже все наладится. Ведь рост бизнеса и экономики неизбежно увеличит количество компаний-арендаторов. Так или иначе, рынок придет к некому балансу.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 23.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть