Несмотря на сложности и кризис, вызванные пандемией коронавируса, мировая экономика продолжает двигаться в сторону «цифры», отмечают аналитики IDC в своем прогнозе по развитию ИТ-индустрии на 2021 год. Они ожидают, что к 2023 году глобальные расходы на ИТ вырастут до $6,8 трлн.
По словам генерального директора ИТ-компании Merlion (крупнейший широкопрофильный дистрибьютор на российском рынке) Дмитрия Виноградова, в нынешней ситуации ИТ-отрасль «получила не только высокую нагрузку, но и стала главным архитектором и строителем новой реальности, потому что в мире кардинально меняется формат коммуникаций. А вслед за этим меняются и требования для инфраструктуры.
Подробно о том, как выглядит ИТ-архитектура новой реальности и на какие решения она будет опираться, представители индустрии говорили на MERLION Digital Day. Участниками мероприятия стали топ-менеджеры и эксперты крупных мировых ИТ-компаний, включая IBM, Intel, HPE, Dell Technologies, Fujitsu, Huawei и Oracle. Они выделили ключевые отраслевые тренды на ближайшие годы и рассказали о новых технологиях, заслуживающих внимания.
Ключевые тренды
- Облака нового уровня
Одной из основных тенденций 2021 года участники назвали развитие облачных технологий. Именно эти сервисы позволяют быстро внедрять инновации, масштабировать бизнес и тестировать маркетинговые услуги без капитальных затрат.
В условиях пандемии переход в облака ускорился в электронной коммерции, цифровой рекламе и медиа, говорит управляющий директор Intel в регионе EMEA Стив Шекспир. При этом возник запрос на новую модель бизнеса. «Мы называем это «все как сервис»: инфраструктура, программное обеспечение и устройство — все начинает работать через облако», — отмечает эксперт.
Наиболее востребованной станет гибридная облачная архитектура, полагает вице-президент IBM по направлению партнерских экосистем в регионе EMEA Диего Сегре. «Все наши клиенты используют те или иные виды облака, но этот процесс носит разрозненный характер», — рассказывает он. По словам Сегре, компании одновременно могут применять свою локальную инфраструктуру, развернутые в публичном облаке собственные приложения, а также ПО, которое клиенты приобретают как услугу. Причем каждый из процессов компании поддерживают отдельно.
«Мы должны помочь нашим клиентам работать с этими системами как с единым целым, управлять им целостно, чтобы они смогли использовать все механизмы в зависимости от того, какие услуги они хотят получить», — объясняет Сегре.
- 5G как катализатор роста
Развитие отрасли подстегнет и внедрение 5G-сетей, прогнозируют в ИТ-индустрии. Пятое поколение связи позволит значительно повысить скорость сети, снизить задержки и повысить производительность.
По мнению Дмитрия Виноградова из Merlion, каждая новая технология тянет за собой развитие смежных сегментов. «Мы ждем проникновения и развития 5G-сетей, которые повлияют на рост информации, которую, в свою очередь, необходимо будет быстро и качественно обрабатывать. Это еще больше усилит машинное обучение и грамотную работу с большими данными и с безопасностью этих данных», — полагает эксперт.
5G ускорит эволюцию искусственного интеллекта и позволит внедрять все более мощные системы и решения, добавляет Стив Шекспир. Кроме того, новый стандарт связи подстегнет Интернет вещей (IoT) и заложит основу Интернета всего (IoE).
- Интеграция вместо конкуренции
Развитие ИТ-технологий и увеличение скорости внедрения новых услуг подталкивают технологические компании не только строить собственные экосистемы, но и расширять партнерские. «Наше профессиональное сообщество настолько разнообразно, что невозможно в нем постоянно конкурировать. Важно находить точки соприкосновения, чтобы создавать полноценные и востребованные продукты», — говорит Дмитрий Виноградов.
Тесное взаимодействие вендоров, интеграторов и разработчиков обеспечивает клиентам более широкую возможность выбора. Чтобы построить виртуальную инфраструктуру, требуется большой стек продуктов — от «железа» до прикладного софта, продолжает Виноградов. Кроме того, необходимо все быстро и правильно внедрить, обеспечив полноценную поддержку.
По словам эксперта, на каждом этапе при решении той или иной задачи есть свои игроки, способные ее выполнить. Поэтому Merlion строит экосистему, которая дает партнерам выбор продуктов и сервисов, позволяющих решать весь спектр задач заказчика. «Компания готова стать партнером и при этом не становиться конкурентом», — заключает Виноградов.
«Пандемийные» решения
Основным критерием успеха для компаний в новой реальности станет способность быстро адаптироваться к ситуации и непредвиденным сбоям. В этом бизнесу также готовы помочь поставщики ИТ-решений. На Merlion Digital Day они представили несколько технологий, которые оказались востребованными во время пандемии и помогли справиться с возникшими сложностями.
- Real Sense против COVID-19
На фоне распространения коронавируса Intel отметила спрос на технологию Real Sense, основанную на машинном зрении. Ее использовали при создании целого ряда решений.
В этом году Intel вместе с компанией «Ланит» разработали приложение по удаленной координации действий медиков, рассказал директор по дистрибуции Intel в России Алексей Иванов. Решение Smart Glass — это цепочка из «умных» очков, видеокамер, компьютеров Intel NUC, облачных инструментов. В апреле сервис успешно опробовали в ГКБ № 40 в Коммунарке, сейчас он работает в 39 российских поликлиниках.
С помощью технологии Real Sense и процессоров Intel NUC компания IXR создала бесконтактные кассы самообслуживания. Такими системами оборудованы более 1 тыс. магазинов. В ближайшем будущем к камерам, оснащенным Real Sense можно будет подключать блоки биометрии, что позволит оплачивать услуги, просто показав лицо.
- Productivity Score для удаленной работы
По прогнозам Forrester, в ближайшие годы большинство компаний перейдет на гибридную модель anywhere-plus-office, которая сочетает работу в офисе, из дома и других пространств. И хотя с окончанием пандемии дистанционных сотрудников станет меньше, их число составит как минимум 300% от допандемийного уровня, ожидают эксперты.
В такой ситуации для компаний важно обеспечить производительность труда и проследить за цифровой гигиеной сотрудников. Microsoft, которая работает в удаленном формате уже пять лет, предлагает решать эти проблемы с помощью продукта Productivity Score. «Ожидание, переключение контекста, неэффективные совещания, недопонимание, нехватка компетенций, ненужная работа, избыточные требования безопасности, технические неполадки — все эти вещи оставляют от нашей продуктивности в лучшем случае 30%», — рассказывает CEO ITrainer365 (развивает кросс-платформенный чат-бот для изучения возможностей Microsoft Office 365 сотрудниками компаний), ИТ-консультант Артем Черневский.
Алгоритм проводит оценку рабочего процесса в компании, в том числе совещаний и других коммуникаций. На основе анализа данных система дает рекомендации по оптимизации деятельности. Кроме того, Productivity Score формирует отчеты о том, какие именно инструменты и сервисы выбирают сотрудники, как часто посещают собрания, используют ли почту в личных целях, предпочитают аудио или видео звонки. Вся аналитика бесплатно выгружается в отчеты PowerBl в виде понятной инфографики.
Еще один сервис Productivity Score — MyAnalytics — позволяет оценить собственную эффективность. Он наглядно показывает баланс между работой и отдыхом и дает рекомендации по корректировке деятельности сотрудника. Причем данные MyAnalitics недоступны руководителю работника.
- Сверхточные тепловизоры
Чтобы предотвратить распространение коронавируса, компании и госучреждения стали измерять температуру сотрудников и клиентов при входе в помещения. Но для этого, как правило, требуется подойти к человеку достаточно близко, рискуя заразиться.
Для решения этой проблемы компания Dahua Technology, которая поставляет продукты и услуги в сфере видеонаблюдения и IoT, выпустила на рынок серию тепловизоров. Для измерений используется устройство, которое позволяет мониторить температуру кожи человека с точностью до 0,3 °C. Скорость измерения составляет около 30 человек в минуту (по две секунды на человека). «Все происходит на расстоянии, снимая нагрузку с административного персонала и службы безопасности», — объясняет замдиректора по дистрибуции Dahua Technology Rus Максим Качалин.
Тепловизоры совмещены с камерой и одновременно с мониторингом температуры позволяют идентифицировать человека по базе данных.
Также на основе этой технологии компания создала терминалы, которые можно установить на турникетах для контроля температуры. Комплексы от Dahua уже применяются на предприятиях, в офисах и различных государственных учреждениях — городских, медицинских и образовательных.
Это лишь несколько примеров новых ИТ-решений, позволяющих компаниям отвечать на возникшие вызовы. Сегодня отрасль находится в состоянии непрерывной эволюции ИТ-технологий, подчеркивает Стив Шекспир из Intel. При этом, по мнению Диего Сегре из IBM, главная задача индустрии — помочь клиентам использовать все возможности рынка, сократить риски и снизить затраты. Исходя из этой задачи индустрия и будет развиваться в ближайшие годы.