Как облачные технологии становятся конкурентным преимуществом бизнеса

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Облачные технологии помогают бизнесу здесь и сейчас. Расскажем, как именно и на что следует обратить внимание

Трудный путь к восстановлению

После пика эпидемии начался процесс возрождения бизнеса, но экономика до сих пор пребывает в состоянии неопределенности — мало кто может предсказать, какими темпами она будет возвращаться к докризисным показателям. В середине марта члены «Большой двадцатки» — клуба глав центральных банков развитых государств — говорили о сценарии V-образного «отскока», когда за быстрым падением следует такой же быстрый рост. Так, экономика могла бы войти в прежнее русло уже к концу этого года. Однако крупные корпорации и аналитики из McKinsey и Oxford Economics нарисовали более пессимистичные картины — графики, напоминающие больше букву U или даже L.

Для каждой индустрии развивается свой сценарий. Взять хотя бы две самые пострадавшие отрасли: авиаперевозки и ресторанный бизнес. На возврат к докризисным показателям у авиационной отрасли уйдет до двух лет, так как авиасообщение до сих пор ограничено, а граждане не спешат возвращаться к полетам. Как сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта, 40% пассажиров сядет в самолет только через полгода, если опасность заразиться коронавирусом будет минимальна. В то же время крупные ресторанные сети уже оправились от потерь — в США их недельная выручка всего на 4% меньше, чем годом ранее. Но что будет дальше, с учетом контекста потенциальных вторых волн эпидемии, никто не знает. Практически невозможно предсказать, как отразится затяжной кризис, например, на банковской отрасли или сфере ИТ-разработки, поэтому для того, чтобы не затягивать с восстановлением, руководителям нужно принимать осмысленные и взвешенные решения уже сейчас. Для этого стоит опираться на измеримые показатели.

На что обращать внимание

Владельцам бизнесов стоит оценить факторы, сокращающие издержки и предоставляющие быстрые конкурентные преимущества. Рассмотрим те из них, которые выделяют крупные аналитические фирмы вроде McKinsey, Constellation Research, Econsultancy и других.

Time-to-market (T2M). Это — время от начала разработки идеи до ее реализации и продажи продукта или услуги. В каком-то смысле этот фактор отражает конкурентоспособность компании — если его значение слишком велико, то фирма оказывается в роли, догоняющей в своей области. Как пишет McKinsey, у крупных банков T2M на запуск новых сервисов может составлять от девяти месяцев до двух лет, поэтому отрасль испытывает давление со стороны финтех-стартапов, выпускающих новые продукты каждый месяц. Аналитики из McKinsey также опросили ИТ-директоров в 52 интернациональных корпорациях — 71% респондентов назвал отслеживание T2M ключом к успешному развитию бизнеса.

Капитальные расходы. Для развития (и даже поддержания) бизнеса нужны оборотные средства, чтобы платить зарплаты и покрывать другие сиюминутные расходы бизнеса, поэтому компании ищут способы сократить крупномасштабные траты. Они придерживают капитальные вложения, чтобы сохранить гибкость в случае непредвиденной ситуации — в S&P Global Ratings ожидают, что европейские энергетические корпорации в этом году снизят финансирование крупных проектов на 10–15%. Одна из возможностей сделать это — уменьшить траты на ИТ-инфраструктуру, даже в контексте того, что коронакризис вынудил многие компании выйти на рынок e-commerce: среди перешедших в онлайн числятся и автодилеры, и большая часть ретейла.

Соответствие регулированию. Усиливающийся контроль за ИТ-сектором и обработкой персональных данных в частности — тренд последних лет. В мае 2018 года в Европе начал действовать GDPR, а в январе этого года вступил в силу калифорнийский CCPA. В РФ тоже действует закон «О персональных данных», который обязывает компании хранить ПД россиян на серверах, размещенных на территории страны. За нарушения предусмотрены серьезные штрафы, поэтому фирмы вкладывают средства в защиту персональных данных, так как репутационные и финансовые потери в случае утечек серьезно ударят по бизнесу.

Удовлетворенность клиентов качеством продуктов и услуг. Согласно ежегодному отчету Econsultancy, большинство компаний (в том числе в B2B-секторе) уже долгое время ставит этот показатель на первое место. Довольного клиента гораздо проще превратить в постоянного, который будет приносить еще больше дохода на длительном временном отрезке. Высокая удовлетворенность покупателей также повышает их вовлеченность, что, в свою очередь, увеличивает продажу сопутствующих товаров на 22% и размер покупательской корзины на 5–85% — так говорят эксперты из Constellation Research. В итоге компании, уделяющие внимание этим показателям, получают конкурентное преимущество.

Как помогает облако

Облачные провайдеры помогают уменьшить time-to-market, сократить капитальные расходы, повысить уровень удовлетворенности клиентов — об этом говорят отраслевые эксперты, а их данные подтверждают исследования аналитических фирм.

Ускоряет масштабирование бизнеса, сокращает time-to-market. Компания, пользующаяся услугами облачных провайдеров, может включать и отключать свои ИТ-ресурсы практически моментально. Многие облачные провайдеры предлагают своим клиентам услуги автомасштабирования, когда в зависимости от нагрузки вычислительные мощности увеличиваются или уменьшаются автоматически. Такой подход позволяет сократить расходы на ИТ в случае падения спроса, а также быстро и безболезненно наращивать объемы бизнеса. Помимо экономии облачные сервисы ускоряют процесс вывода новых продуктов на рынок. Для того чтобы развернуть новый сервис и предложить пользователям новый продукт, компании, мигрировавшей в облако, не нужно закупать оборудование, ждать поставки и искать место для его размещения. ИТ-инфраструктуру, на которой будут работать новые сервисы, можно развернуть за часы и даже минуты. Чтобы подтвердить эту гипотезу, исследовательская фирма Vanson Bourne опросила 460 руководителей корпораций в разных отраслях, они рассказали, что миграция в облако позволила уменьшить T2M на 20%. Эти данные подтверждает опыт SEGA — она использует облако для рассылки игровых копий тестировщикам, тем самым ускоряя доставку необходимых файлов и проведение тестов на 17%. В итоге компания быстрее выпускает продукты на рынок.

Переводит капитальные расходы в операционные. Компании, мигрировавшие в облако, радикально сокращают капитальные затраты на ИТ-инфраструктуру, в том числе и за счет более высокой утилизации вычислительных мощностей в облаке (разница доходит до пятикратных величин) на 40% сокращается и TCO (общая стоимость владения) информационных систем. Работая с провайдером, бизнес получает серверные мощности по подписке и платит только за то время, пока их использует — ему не нужно приобретать собственное железо, которое стоит миллионы рублей. Глава облачного направления в IBM пишет, что для реализации краткосрочных и среднесрочных проектов такой подход может быть выгоднее покупки оборудования — так, компания не рискует остаться с ненужными серверами на руках, если идея не выгорит.

Выполняет часть требований регулятора. Провайдер берет на себя задачи, связанные с защитой персональных данных, обрабатываемых компанией. Он обладает большей экспертизой в сфере информационной безопасности, у него лучше выстроены процессы оценки рисков и реагирования на инциденты ИБ — по этой причине данные в облаке защищены лучше, чем на сервере в офисе.

Облачные провайдеры на постоянной основе проводят работу по аттестации и совершенствованию своих информационных систем. В качестве примера можно привести введенный в коммерческую эксплуатацию в декабре 2019 года крупнейший российский суперкомпьютер «Кристофари», созданный специалистами Cбербанка и SberCloud. Уже через три месяца после его запуска облачная платформа AI Cloud компании SberCloud, базирующаяся на мощностях «Кристофари», получила аттестат соответствия требованиям безопасности, предъявляемым к информационным системам персональных данных, а в августе 2020 года завоевала три международные премии ИТ World Awards, в том числе стала победителем в номинации «Новый продукт года в области искусственного интеллекта» (New Product-Service of the Year | Artificial Intelligence).

Повышает удовлетворенность клиентов качеством продуктов и услуг. Одной из ключевых характеристик, определяющих этот показатель, является доступность сервисов — если клиент не может ими воспользоваться, он с большой долей вероятности уйдет к конкурентам. Облачные платформы помогают исключить такие ситуации — своевременно масштабировать мощности и уверенно справляться с сезонными скачками трафика.

Другой значимый показатель, влияющий на удовлетворенность, это отношение персонала к своим обязанностям и клиентам. Компетентные и вовлеченные работники способны увеличить показатель customer satisfaction на целых 89%. Для достижения таких результатов бизнес все чаще пользуется облачными решениями — от систем машинного зрения до анализа больших данных. Так, в американском ретейлере Walmart запатентовали инструментарий, фиксирующий разговоры между клиентами и кассирами — он помогает анализировать их с помощью технологий распознавания речи в облаке. ретейлер определяет, насколько сотрудники справляются со своими обязанностями, при необходимости вносит корректировки в рабочие процессы и повышает customer satisfaction.

Сокращение капиталовложений, Т2M, издержек на содержание ИТ-инфраструктуры и возможность быстрого ее масштабирования — главные позитивные изменения, которые несет облако. Можно ожидать, что в ближайшее время те компании, которые еще не перешли на облако начнут миграцию в облака — кризис в определенной степени стал катализатором цифровой трансформации.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 09.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть