Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Электрокар с искусственным интеллектом: как работают автомобили будущего

Фото: youtube.com
Фото: youtube.com
О плюсах и минусах электромобилей, а также о проблемах, с которыми сейчас могут столкнуться водители этих авто, рассказывает ведущий YouTube-канала «Индустрия 4.0» Николай Дубинин

Продажи электромобилей стремительно растут: в 2020 году показатель увеличился к предыдущему году на 11% во всем мире и на 30% в России. Правда, в количественном выражении разрыв колоссальный — в мире в этом году было продано 1,78 млн электромобилей, тогда как в России — всего 341 штука. Что собой представляют эти «умные» авто и как они устроены, выясняем на примере электрокара Jaguar I-Pace.

Почему электрокар называется «умным»?

В модели электромобиля, выбранной для тест-драйва, есть проекционный дисплей. Это значит, что информация о скорости и ограничениях показывается не только на приборной панели, но и на лобовом стекле. Важные данные можно увидеть, не отвлекаясь от дороги. А если в навигаторе указать место назначения, на лобовом стекле появится и информация о маршруте.

В авто установлен искусственный интеллект. Как он работает?

  1. Как только автомобиль узнает «своего» водителя — например, по мобильному телефону, — он подготавливает положение сидения, которое ему удобно.
  2. «Умная» машина может понять, при какой погоде необходимо включать подогрев того же сидения.
  3. Электрокар с искусственным интеллектом может запомнить, какую музыку слушает хозяин. Например, когда он едет на работу, то предпочитает слушать бизнес-радиостанции — машина начнет предлагать именно их.
  4. В авто есть «умная» навигация. Она учитывает топографические особенности местности, прошлые поездки и нюансы стиля вождения хозяина машины. Это помогает максимально точно проложить маршрут. Кроме того, ИИ может определить, когда электрокару нужно заправиться, и подскажет ближайшую точку заправки.

Как заряжать электрокар

Есть два типа зарядки:

  1. Быстрая — 50 кВт⋅ч. За 1,5 часа транспорт заряжается на 80%;
  2. Обычная — 7 кВт⋅ч. За 10 часов машина заряжается также на те же 80%.

Руководитель направления зарядных станций для электромобилей компании Schnieder Electric в России и СНГ Дмитрий Головин объяснил, что использование быстрых зарядок подразумевает потерю времени. Такой тип зарядки требует серьезной мощности подключения: ее нельзя поставить в любом месте, так как нужно иметь хороший источник питания. Вторая проблема: зарядная станция далеко, а значит, ехать до нее долго.

Устранить эти сложности поможет установка зарядных станций около бизнес-центров и домов. Если сравнивать стоимость, то одна такая новая «быстрая» станция стоит примерно как 20 обычных.

Недостатки электрокаров

  • Они дорогие. Например, BMW i3 на вторичном рынке стоит примерно 1,5 млн руб. Кроме того, новые электрокары в России практически не продаются — все это, как правило, вторичный рынок.
  • Малый запас хода. В среднем это 200-250 км.
  • Небольшое количество заправок. Установить зарядные станции во дворах, конечно, можно. Стоимость установки, например, у Schneider Electric — порядка 100 тыс. руб. Но проблемы все равно есть. Где подключится? Как поставить станцию? Где проложить кабель? Возникает много вопросов, связанных с организацией процесса. Чтобы инфраструктура росла, нужны парки электротакси, электрокаршеринг.
  • Вред для окружающей среды. Для создания аккумулятора для электрокара необходимы редкоземельные металлы — например, литий. Стоимость лития формирует 12% цены целого аккумулятора. При этом 14% всего добываемого лития достается электромобилям. Есть прогноз, что к 2025 году эта доля вырастет до 40%. При добыче лития также наносится вред окружающей среде: например, в Чилийской пустыне Атакаме для этого процесса выкачивают две трети местной воды.
  • Детский труд. Больше половины всего кобальта, который тоже нужен для производства аккумулятора, добывают в шахтах Конго. Там, в свою очередь, процветает детский труд, зачастую подневольный. Получается, что в XXI веке ключевой компонент для электромобилей добывают дети-рабы в Африке.

И все же, несмотря на различные нюансы и существующие проблемы, электрокары — это выгодно и удобно. Tesla покупают, потому что в будущем автомобиль запросто может превратиться в iPad на колесах. Покупаете одну машину, а через год обновлений это уже совершенно другой гаджет с улучшенным автопилотом и умной охранной системой.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: