Почему компании идут на платформы
В прошлом году затраты на human cloud в мире увеличились на 42% и достигли $178,5 млрд, подсчитали в Staffing Industry Analysts (SIA).
Речь идет о платформах, которые помогают привлекать специалистов для отдельных задач или проектов и выступают посредниками между инициатором проекта и специалистами. SIA рассматривает human cloud как важную часть гиг-экономики наряду c другими инструментами для привлечения внештатной рабочей силы — например, агентствами по временному найму сотрудников и самозанятостью.
Основная часть затрат на human cloud — чуть больше $169 млрд — приходится на b2c-сервисы. Многие из них давно знакомы потребителю.
В этом сегменте работает всем известный Uber, а также сервисы по доставке продуктов и готовых блюд, такие как Instacart и Postmates. В России среди таких примеров — площадки YouDo и Profi.ru. С их помощью отдельно взятый человек может найти исполнителя под конкретную задачу — довезти пассажира в нужную точку или купить в магазине продукты по списку.
На бизнес-решения пока приходится меньшая часть рынка — всего $9,4 млрд долларов по итогам 2019 года. Однако именно b2b-сегмент сейчас чувствует себя увереннее всего.
«b2c-направление значительно пострадало от глобальной пандемии и, скорее всего, сократится в 2020 году. Но сегмент b2b продолжает расширяться», — указывает менеджер по исследованиям SIA Брайан Уоллинс.
К примеру, в России активно привлекает участников human cloud платформа «Профессионалы 4.0», запущенная компанией «Газпром нефть» в 2019 году. Она помогает бизнесу собирать команды высококвалифицированных специалистов для различных задач.
По словам Уоллинса, пандемия не тормозит, а, напротив, стимулирует развитие платформенных решений для бизнеса. Это связано сразу с несколькими факторами.
Во-первых, на фоне коронавируса для многих компаний стала приоритетом цифровая трансформация, а для нее часто требуются внешние специалисты. Во-вторых, произошел мощный сдвиг в сторону удаленной работы. Преимущества гибкой рабочей силы становятся все более очевидными в период экономической неопределенности, добавляет Уоллинс.
Какими бывают human cloud
SIA выделяет три основных категории «человеческого облака»:
- Онлайн-платформы по подбору персонала (Online Staffing Platforms).
Старейший сегмент human cloud. Сюда эксперты включают несколько разных подкатегорий — от фрилансерских бирж до сервисов «персонал по запросу» (например, для виртуальных колл-центров). Но большинство крупных игроков — это площадки по подбору высококвалифицированных специалистов под проекты.
В этом сегменте работает лидер b2b-рынка — американская Upwork, которая позволяет находить разработчиков и других специалистов. Сюда же относят компании вроде The Mom Projeсt, которая продвигает себя как цифровой маркетплейс талантов: здесь женщины со всего мира могут найти заказы и клиентов в соответствии со своей квалификацией.
- Краудсорсинг-сервисы (Crowdsourcing)
Такие платформы предназначены для решения большого количества микрозадач вроде заполнения таблиц или подписи фотографий. На крупнейшей из них — Amazon Mechanical Turk — собраны сотни тысяч исполнителей. Как правило, задачи здесь не требуют высокой квалификации и часто используются для обучения искусственного интеллекта.
- Отраслевые онлайн-сервисы (Online work services)
К этой категории SIA относит платформы, которые объединяют независимых специалистов из определенной отрасли. Так, на Uber и Lyft можно воспользоваться услугами водителей, на Handy — пригласить клинера для уборки квартиры.
В сегменте широко представлены и b2b-платформы. Например, на Axiom подбирают юристов и адвокатов, на Business Talent Group — консультантов и лидеров проектов.
Источник классификации: доклад SIA The Human Cloud, the Gig Economy & the Transformation of Work / 2018 Update.
Что нужно для сложных проектов
Задачи, которые решает бизнес на human cloud платформах, сильно отличаются от запросов физических лиц. «Главное отличие — в масштабе, трудоемкости и сложности проектов. Одно дело — позвать электрика вкрутить лампочку и совсем другое — разработать сложную финансовую или геологическую модель. В таких проектах нужна как минимум подтвержденная квалификация», — объясняет директор по развитию российской human cloud платформы «Профессионалы 4.0» Николай Долгов.
Более того, для сложных и масштабных проектов, которые заказывают крупные компании или органы власти, часто недостаточно одного-двух фрилансеров — требуется работа целой команды.
Такую возможность дают немногие платформы. Некоторые из них не только обеспечивают подбор, но также берут на себя организацию и сопровождение командной работы. В качестве таких примеров Долгов приводит Gigster и Business Talent Group (BTG).
Первая специализируется на поиске специалистов для разработки программного обеспечения. По экспертным оценкам, использование Gigster повышает эффективность проектов примерно на треть.
BTG фокусируется на консалтинге и менеджменте. Она одной из первых занялась привлечением независимых профессионалов для проектной работы на глобальные компании.
В то же время «Профессионалы 4.0» не ограничивают себя отдельными отраслями. Здесь можно привлекать высококвалифицированных специалистов для разных задач — от разработки сайта до консалтинга. Представители площадки подчеркивают, что human cloud полезны везде, где важна скорость реализации проектов и вывода продуктов на рынок. А отраслевая принадлежность не играет принципиальной роли.
Сейчас на платформе больше всего людей с компетенциями в ИТ, финансах и юриспруденции. Основная часть талантов — профессиональные фрилансеры, но есть и те, кто совмещает проекты с постоянной работой. «Главное, что отличает специалистов на платформе, — это предпринимательский подход к жизни и готовность брать на себя ответственность за свою карьеру и профессиональное развитие», — описывает типичного исполнителя Долгов.
Как собрать отдельные таланты в команду
Команды, которые собирают через «Профессионалов 4.0», состоят в среднем из трех-пяти человек. Проекты обычно продолжаются от двух до шести месяцев.
Но за такой срок специалисты могут не успеть сработаться и показать эффективность. И если об обычных командах написаны тонны профессиональной литературы, то по управлению гибкими коллективами наработок очень мало. «Сейчас мы с Московской Бизнес-школой СКОЛКОВО как раз и пытаемся в этом разобраться и выяснить, какие факторы помогают формировать гибкие команды и что нужно делать, чтобы они быстро выходили на пик эффективности», — отмечает Ольга Музалева, руководитель проектов «Профессионалов 4.0» по развитию и поддержке гибких команд.
Пока платформы решают проблему через сопровождение команд и проектов. Например, уже упомянутый Gigster назначает на каждый проект внештатного менеджера. Его участие должно гарантировать, что работа продвигается по плану и все участники выполняют свои роли.
На «Профессионалах 4.0» команду тоже сопровождает специальный человек — трекер. В чем-то он похож на трекеров, которые работают в акселераторах со стартапами. Его основная задача — помочь участникам проекта сфокусироваться на результате и преодолеть сложности, учитывая особенности и конфигурацию отдельно взятого коллектива.
Хороший трекер может быстро разобраться, чего именно не хватает команде, и взять на себя недостающую роль. Причем роли могут быть очень разными. «В одних проектах он задает формат и методологию работы, в других — помогает притереться и снять недопонимания и конфликты, которые мешают двигаться к результату», — рассказывает Ольга.
Чтобы решать такие задачи, от трекера требуется широкий кругозор, опыт работы в разных индустриях и высокий уровень эмоционального интеллекта. На эту позицию приходят эксперты с разным бэкграундом — из науки, акселераторов или бизнеса. Но пока таких людей очень мало, хотя запрос на них растет вместе со всей индустрией human cloud.
Что ожидает рынок
По оценке Всемирного экономического форума, сегодня через human cloud работают от 0,5% до 2% трудовых ресурсов развитых экономик. «Хотя эта доля относительно невелика, количество работников на платформах быстро увеличивается», — говорится в докладе. Эксперты форума указывают, что пользователей привлекает гибкость и открытый доступ к занятости.
«Человеческие облака» так быстро завоевывают рынок, что на них обратили внимание классические кадровые компании. Они не только активно покупают платформы, но и создают новые. А старожил кадрового рынка Kelly Services недавно запустил собственное human cloud решение — агрегатор, объединяющий 1 800 онлайн-платформ для рекрутмента.
«В ближайшее время мы ожидаем кратный рост и в мире, и в России. Причем у нас темпы могут быть выше за счет эффекта низкой базы», — говорит Долгов.
Сейчас на площадке зарегистрировано около 13 тыс. человек и 430 проектов.
«У бизнеса есть запрос на сокращение параметра time-to-market и эффективность реализации проектов. А у специалистов — на проектную и удаленную работу, которая дает возможность более гибко подходить к своей занятости, — подчеркивает Николай Долгов. — То есть предпосылки для очень динамичного роста налицо с обеих сторон».