Как «МегаФон» ускорил мобильный интернет во время повышенной нагрузки

Как «МегаФон» ускорил мобильный интернет во время повышенной нагрузки

Бизнес-кейс компании «МегаФон»

Предпосылки и мотивация

С началом пандемии увеличились объемы потребления трафика. Многие перешли на удаленную работу, интернет стал единственным инструментом для общения с близкими, коллегами и партнерами, а также стал необходим для работы.

В условиях роста нагрузки на сеть операторам необходимо было оперативно принимать дополнительные усилия, чтобы сохранить качество услуг.

Задача

«МегаФон» делает ставку на цифровых абонентов, использующих мобильный интернет.

К моменту начала пандемии оператор лидировал в России по скорости мобильного интернета. В условиях роста нагрузок, которые отмечались весной 2020 года, компании было необходимо сохранить качество услуг, в том числе высокую скорость интернета для пользователей, а также продолжить развитие сети с учетом новых объемов трафика.

«МегаФон» сделал приоритетным развитие мобильного интернета более 10 лет назад. В конце 2000-х объемы передачи данных росли существенно быстрее обычной голосовой связи. Поэтому оператор решил вкладываться в сети нового поколения.

Строительство станций продолжалось даже в условиях кризиса 2008-2009 годов. Такая стратегия помогла компании в 2012 году быстро запустить сети LTE и LTE-Advanced, объясняют представители оператора.

В итоге к середине 2019-го у «МегаФона» было 238,52 тыс. базовых станций — больше, чем у любого из российских операторов мобильной связи.

Решение

На фоне увеличения нагрузок «МегаФон» решил пересмотреть свои планы по строительству сети и ускорить их реализацию. Новые темпы развития инфраструктуры фактически опережали рост трафика.

В компании внимательно следили за перераспределением трафика, так как пользователи массово выезжали из центра крупных городов за город. Специалисты компании точечно вводили базовые станции там, где стала существенно возрастать нагрузка на сеть.

Одновременно с этим компания продолжила рефарминг частот. Эта процедура позволяет перераспределять уже выделенные оператору частоты под стандарты связи нового поколения. Например, под GSM в России выдавались частоты 900 и 1800 МГц, под 3G (UMTS) — 2100. Эти частоты можно и нужно использовать и для сетей 4G по мере роста абонентских терминалов с поддержкой технологий четвертого поколения. Такое перераспределение частот (рефарминг) в сторону более современной технологии дает дополнительный эффект для увеличения емкости и скорости технологии четвертого поколения.

Также «МегаФон» расширяет использование платформ для кэширования данных — CDN (Content Delivery Network). Это облегчает загрузку видео-контента на устройства пользователей и улучшает клиентский опыт. Суть технологии состоит в том, чтобы перенести популярный «тяжелый» контент (например, видео) в дата-центр компании, расположенный максимально близко к абоненту.

Реализация

В обычной ситуации трафик мобильного интернета ежегодно увеличивается не менее чем на 30-40%, говорят в «МегаФоне». Однако в 2020 году привычные темпы роста, очевидно, будут еще выше.

Во время самоизоляции абоненты много пользовались видеосервисами — и по работе, и на досуге. Так, трафик онлайн-сервиса «МегаФон ТВ» во второй половине марта прибавил 30%. Посещаемость и выручка портала «МегаФон Игры» выросли в 2,5 раза, а сервис «МегаФон Образование» в апреле-мае показал более чем десятикратный рост пользователей.

Чтобы соответствовать новым нагрузкам, оператор ускорил темпы строительства базовых станций по сравнению с прошлым годом. В первую очередь, в сегменте 4G/LTE. С января по июль оператор построил 7,8 тыс. станций в стандарте LTE и LTE Advanced. В результате за полугодие «МегаФон» выполнил около 80% годового плана по развитию сети.

Все это обеспечило существенный прирост скорости и емкости сетей LTE и LTE Advanced, объясняют в «МегаФоне».

В крупных городах оператор принял дополнительные меры для ускорения работы мобильного интернета. В частности, начал применять технологию MIMO 4x4 в местах высокой концентрации абонентов. Это метод пространственного кодирования сигнала, который позволяет повысить пропускную способность канала. Технология помогла компании дополнительно ускорить работу мобильного интернета 4G на 15%.

Кроме того, к середине апреля оператор обновил инфраструктуру, ускоряющую онлайн-видео и ТВ для пользователей. Ранее компания уже развернула в России собственную систему доставки контента Content Delivery Network, в которую входят 17 дата-центров по всей стране. В дополнение к ней весной была запущена платформа кэширования данных Multi-CDN. Она позволяет абонентам получать видео от ближайшего дата-центра. Общая пропускная способность платформы достигает 400 гигабит в секунду.

Результат

Несмотря на возросшие нагрузки, «МегаФон» в первой половине 2020 года увеличил скорость мобильного интернета по сравнению с прошлогодними показателями. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования Ookla — разработчика приложения Speedtest. В 2020-м «МегаФон» в четвертый раз стал лидером по скорости мобильного интернета в рейтинге Ookla в России.

Результаты исследования опираются на более чем 2,9 млн замеров, проведенных пользователями с помощью Speedtest.

Как «МегаФон» ускорил мобильный интернет во время повышенной нагрузки

По данным Ookla, средняя скорость скачивания в сети «МегаФон» составила 32,79 Мбит/с. Скорость загрузки — 13,22 Мбит/с.

«МегаФон» лидирует по скорости в крупных городах: в Москве скорость скачивания, по подсчетам Ookla, составляет 48,5 Мбит/с, в Санкт-Петербурге — 29,87 Мбит/с.

Это значительно выше общих показателей по рынку. В среднем по России скорость скачивания в первом полугодии 2020-го достигла 24,33 Мбит/с, загрузки — 10,71 Мбит/с.

Планы и перспективы

По словам представителей компании, «МегаФон» планирует расширять зону доступности скоростного мобильного интернета в России. Для этого оператор намерен продолжить строительство и оптимизацию сети, а также рефарминг частот.

Дальнейшее развитие отрасли связано с технологией 5G, уверены в «МегаФоне». «Высокие скорости передачи данных и низкая задержка позволяют оказывать в сетях 5G принципиально новые услуги, которые не доступны действующим стандартам связи. Кроме многократного роста скоростей мобильного интернета это виртуальная и дополненная реальности, облачный гейминг, видео в формате 8К и многое другое. Первыми пользователями 5G в России мы видим предприятия металлургии, логистического, нефтегазового комплекса, сферу здравоохранения, интернет вещей, развлекательные индустрии, которые максимально приобретут от цифровизации под эгидой 5G», — указывают в компании.

Обновлено 24.08.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть