9 трендов автоматизации бизнес-процессов

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Разбираемся, какие технологии в области автоматизации бизнес-процессов будут востребованы в ближайшем будущем и какие сферы бизнеса претерпят наибольшие изменения

Об экспертах:

  • Борис Кузьмин, заместитель генерального директора по информационным технологиям IT-компании Articul, которая специализируется на разработке программного обеспечения и предоставлении решений в области автоматизации бизнес-процессов;
  • Александр Зырин, директор по информационным технологиям компании Articul.

Технологии меняют мир быстрее, чем мы могли себе представить. Цифровизация и растущая конкуренция заставляют бизнес искать новые способы оптимизации своих процессов. Одним из наиболее эффективных инструментов является автоматизация. По данным консалтинговой компании Mordor Intelligence, в 2024 году объем мирового рынка автоматизации цифровых процессов оценивается в $13,8 млрд. К 2029 году он достигнет $23,89 млрд при среднегодовом темпе роста 11,6%.

По данным исследования Ассоциации менеджеров России, в 2024 году 90% российских компаний уже активно используют отечественные цифровые разработки в своих бизнес-процессах. В числе IT-решений, которые внедряются в организациях, на сегодня лидируют:

  • системы автоматизации бизнес-процессов (56%),
  • цифровые экосистемы (44%),
  • технологии искусственного интеллекта (39%),
  • цифровые двойники продуктов и инфраструктуры (22%).

Только 4% респондентов отметили, что не планируют внедрять отечественные цифровые решения в своих организациях.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Делегировать рутину: зачем компаниям автоматизировать бизнес-процессы

1. Цифровые двойники и роботы на производстве

Производство станет одним из ключевых драйверов развития технологий автоматизации. Искусственный интеллект и машинное обучение уже сегодня меняют привычные производственные процессы.

  • ИИ, например, служит для анализа данных и оптимизации производственных операций.
  • Интернет вещей (IoT) используется для мониторинга и управления оборудованием в реальном времени.
  • Системы предиктивной аналитики позволяют предсказывать и предотвращать сбои в производстве.
  • Кросс-сегментные системы объединяют различные производственные сегменты и уровни управления, чтобы обеспечить бесшовное взаимодействие между цехами и отделами. К таким решениям относятся АСУ ТП и MES — автоматизированные системы управления технологическим процессом на производстве, которые помогают отслеживать производственные операции в реальном времени.
  • Некоторые предприятия начинают применять беспилотные авиационные системы и роботов для автоматизации логистики.
  • Все больше предприятий используют для моделирования производственных процессов цифровых двойников, которые позволяют выявлять узкие места и тестировать изменения без риска для проекта. Например, Siemens создала цифровой двойник газовой турбины, который позволяет инженерам моделировать различные сценарии ее работы. А Airbus использует цифровые двойники для проектирования и тестирования новых самолетов.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 От моделей до предсказаний: что могут цифровые двойники и кто их создает

2. Магазины без продавцов

Высокая степень автоматизации ждет и современный ретейл. Причем это касается как электронной торговли, так и офлайна. В крупных мегаполисах, таких как Москва и Петербург, онлайн-торговля уже достигла своего пика, в регионах процесс набирает обороты.

Рост электронной коммерции, в свою очередь, стимулирует активное развитие логистических компаний, особенно в сегменте доставки последней мили, когда товары перемещаются от распределительного центра до покупателя. Автоматизация складских процессов позволит оптимизировать обработку заказов и сократить время доставки. Возможно, очень скоро мы увидим резкое сокращение числа складских операторов, которых заменят нейросети и роботы с компьютерным зрением. Этот тренд будет усиливаться с ростом спроса на быструю доставку товаров, которая, кстати, тоже станет почти полностью беспилотной.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Реклама и аналитика: что использует бизнес для роста в e-commerce

Что касается традиционных магазинов, то в их числе мы будем видеть все больше шоурумов, где покупатели могут ознакомиться с товарами и получить консультацию, но оформлять заказ будут онлайн.

Еще одно направление — появление магазинов без продавцов (такой проект уже запустил «Вкусвилл»), это позволит ретейлерам оптимизировать траты на персонал. Покупатели смогут зайти в магазин, выбрать с помощью мобильного приложения товары через умные стеллажи и оплатить их с использованием системы распознавания лиц. Автоматическая обработка данных о покупателях поможет ретейлерам создавать индивидуальные предложения и повышать лояльность клиентов.

К автоматизации стремятся не только магазины, но и рестораны. Например, российский сервис автоматизации ресторанов и ритейла Absolut в этом году привлек более $0,5 млн инвестиций. Компания предлагает решение для управления со смартфона процессами работы, к которым, например, относятся бронирование столов, прием заказов, учет и аналитика продаж.

Фото:Getty Images
Индустрия 4.0 Рестораны будущего: когда нас будут обслуживать роботы-официанты

3. Чат-боты в поддержке

В условиях развития нейросетей и генерации речи клиентская поддержка также подвержена автоматизации. Роботы и чат-боты становятся более функциональными, что позволяет компаниям сокращать затраты на обслуживание клиентов и повышать эффективность взаимодействия. Например, системы крупнейших российских банков способны все лучше понимать контекст фраз, сказанных человеком; определять эмоциональный окрас запросов пользователей; создавать более сложные и разнообразные текстовые ответы; взаимодействовать с другими системами, такими как CRM.

Можно ожидать развития интеллектуальных систем, способных не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно анализировать запросы пользователей, а также предлагать решения и даже обучаться на основе полученного опыта. Анализ запросов позволит создавать более персонализированные предложения и рекомендации для каждого пользователя или выявлять самые частые вопросы, проблемы и потребности клиентов. Например, чат-боты будут помогать клиентам выбрать товар, оформить заказ, отследить доставку и решить проблемы с возвратом. Или, к примеру, помогут клиентам банков восстановить пароли и проводить любые транзакции. Медицинские чат-боты смогут предоставлять более точную информацию о симптомах заболеваний и отвечать на простые вопросы пациентов.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Чат-боты и виртуальные ассистенты: в чем разница и когда они нужны

4. Госуслуги для населения

Государство остается одним из важнейших драйверов отечественной IT-отрасли. Согласно национальной программе «Цифровая экономика России», в 2024 году федеральные и региональные власти должны закупать не менее 90% российских программ; госкорпорации и организации с госучастием — 70%. В Методических рекомендациях Минцифры от 12 января 2024 года говорится, что к 1 января 2025 года все они должны полностью заменить иностранный софт на российский. По данным исследований digital-агентства Notamedia, на которые ссылается CNews, за 2023 год российский рынок разработки ПО вырос на 12,5%, до ₽1,89 трлн.

Особое внимание уделяется автоматизации госуслуг: от онлайн взаимодействия с ФНС, получения лицензий, справок, разрешений и прочих документов через официальные приложения до участия в госзакупках. Большие перспективы в этом смысле открывает использование искусственного интеллекта для создания чат-ботов для консультирования граждан, а также совершенствование биометрические систем для упрощения процедуры авторизации на государственных порталах. Так, например, в 2024 году глава Минцифры РФ Максут Шадаев анонсировал внедрение языковой модели GPT для консультирования граждан на «Госуслугах». На этом же портале в октябре запущен сервис «Жизненная ситуация» для многодетных семей, который позволяет оформить статус многодетной семьи и получить электронное удостоверение, а также воспользоваться другими услугами.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Госуслуги будущего: как ИИ, чат-боты и онлайн-сервисы изменят Росреестр

5. Беспилотный транспорт

Беспилотный транспорт уже не является фантастикой. В Москве и Петербурге проводятся испытания беспилотных трамваев. На трассе М-11 начинают курсировать беспилотные грузовики. КАМАЗ еще в 2017 году запустил машины без водителей для транспортировки деталей между цехами. В ближайшие годы можно ожидать дальнейшего развития технологий автономного транспорта. Ускорению этого процесса будет способствовать не только развитие ИИ, но и появление высокоскоростных сетей 5G.

6. Автоматизация для фермеров

Сельское хозяйство все активнее использует автоматизированные системы управления. И этот тренд продолжится в 2025–2030 годах. В частности, в животноводстве внедряются интеллектуальные системы управления стадом, анализ состава молока и автоматические рекомендации для фермеров по улучшению качества продукции. Также существуют системы, отслеживающие местоположение животных с помощью специальных датчиков, анализирующие корм и выявляющие больных особей в стаде. На основе этих данных сельхозпроизводители могут оптимизировать рационы животных, повысить продуктивность и улучшить качество. Компания PAWLIN Technologies, например, предлагает дистанционно определять и контролировать состояние поголовья кур на птицефабрике.

Фото:Freepik
Зеленая экономика Каким будет агропромышленный комплекс через 30 лет

В растениеводстве используются системы мониторинга техники; GPS-карты урожайности; датчики контроля параметров УФ-лучей; системы поддержания микроклимата в теплицах и парниках. За показателями здоровья и состояния растений (вегетативным индексом) следят из космоса, а полученные данные мгновенно используют для корректировки сельхозработ.

7. Борьба с киберугрозами

Компании будут активно развивать технологии безопасности, поскольку киберриски остаются высокими. Одной из главных киберугроз станет социальная инженерия с использованием ИИ. Мошенники уже сегодня применяют глубокое обучение для создания реалистичных голосовых сообщений и имитации человеческого голоса. В связи с этим можно прогнозировать рост запросов на современные системы защиты, обучение сотрудников и новые IT-инструменты для обнаружения и предотвращения кибератак.

Автоматизированные инструменты будут отслеживать аномалии в сетевом трафике и поведении пользователей, выявляя потенциальные угрозы без человеческого вмешательства. Кроме того, они смогут предоставлять интерактивные тренинги и симуляции, обучая сотрудников распознавать фишинг и другие атаки.

Фото:Dalle-3
Индустрия 4.0 Автоматизация против хакеров: как повысить киберустойчивость компаний

8. Рутинная разработка для ИИ

Автоматизация активно используется и разработчиками программного обеспечения. Развитие нейросетей может кратно ускорить этот процесс. Так как ИИ позволяет автоматизировать рутинные задачи, он ускоряет процесс создания кода и повышает его качество. В частности, нейросети способны:

  • автоматически генерировать тестовые сценарии и выявлять дефекты в программном коде;
  • создавать фрагменты кода на основе естественного языка, что ускоряет процесс разработки;
  • эффективно искать необходимую информацию в больших объемах данных, включая исходный код или документацию.

Все это позволяет разработчикам сосредоточиться на более творческой работе и одновременно снизить затраты на создание ПО и его тестирование.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Это работа для нейросети: как искусственный интеллект меняет рынок труда

9. Ключевая роль аналитиков

Автоматизация бизнес-процессов с помощью ИИ существенно повышает требования к точности формулирования задач. Нейросеть не способна самостоятельно интерпретировать двусмысленные запросы, поэтому роль аналитиков становится все более значимой. Более того, в ближайшие пять лет аналитики станут основным двигателем любой технологически развитой компании. Скорее всего, будут востребованы специалисты с междисциплинарными знаниями в области программирования, бизнес-анализа и работы с ИИ. Возможно, нас ждет сдвиг фокуса с технических навыков на soft skills, и способность эффективно взаимодействовать с коллегами, клиентами и ИИ станет не менее востребована, чем знание конкретных языков программирования.

Экономика образования Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Перечисленные тренды — свидетельство того, что автоматизация бизнес-процессов продолжает набирать обороты в РФ. Наиболее гибкие и активные российские IT-компании не только следуют этим трендам, но уже сегодня формируют их, разрабатывая инновационные решения в разных областях экономики и помогая укрепляться отечественному рынку.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 07.11.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть