Об экспертах:
- Борис Кузьмин, заместитель генерального директора по информационным технологиям IT-компании Articul, которая специализируется на разработке программного обеспечения и предоставлении решений в области автоматизации бизнес-процессов;
- Александр Зырин, директор по информационным технологиям компании Articul.
Технологии меняют мир быстрее, чем мы могли себе представить. Цифровизация и растущая конкуренция заставляют бизнес искать новые способы оптимизации своих процессов. Одним из наиболее эффективных инструментов является автоматизация. По данным консалтинговой компании Mordor Intelligence, в 2024 году объем мирового рынка автоматизации цифровых процессов оценивается в $13,8 млрд. К 2029 году он достигнет $23,89 млрд при среднегодовом темпе роста 11,6%.
По данным исследования Ассоциации менеджеров России, в 2024 году 90% российских компаний уже активно используют отечественные цифровые разработки в своих бизнес-процессах. В числе IT-решений, которые внедряются в организациях, на сегодня лидируют:
- системы автоматизации бизнес-процессов (56%),
- цифровые экосистемы (44%),
- технологии искусственного интеллекта (39%),
- цифровые двойники продуктов и инфраструктуры (22%).
Только 4% респондентов отметили, что не планируют внедрять отечественные цифровые решения в своих организациях.
1. Цифровые двойники и роботы на производстве
Производство станет одним из ключевых драйверов развития технологий автоматизации. Искусственный интеллект и машинное обучение уже сегодня меняют привычные производственные процессы.
- ИИ, например, служит для анализа данных и оптимизации производственных операций.
- Интернет вещей (IoT) используется для мониторинга и управления оборудованием в реальном времени.
- Системы предиктивной аналитики позволяют предсказывать и предотвращать сбои в производстве.
- Кросс-сегментные системы объединяют различные производственные сегменты и уровни управления, чтобы обеспечить бесшовное взаимодействие между цехами и отделами. К таким решениям относятся АСУ ТП и MES — автоматизированные системы управления технологическим процессом на производстве, которые помогают отслеживать производственные операции в реальном времени.
- Некоторые предприятия начинают применять беспилотные авиационные системы и роботов для автоматизации логистики.
- Все больше предприятий используют для моделирования производственных процессов цифровых двойников, которые позволяют выявлять узкие места и тестировать изменения без риска для проекта. Например, Siemens создала цифровой двойник газовой турбины, который позволяет инженерам моделировать различные сценарии ее работы. А Airbus использует цифровые двойники для проектирования и тестирования новых самолетов.
2. Магазины без продавцов
Высокая степень автоматизации ждет и современный ретейл. Причем это касается как электронной торговли, так и офлайна. В крупных мегаполисах, таких как Москва и Петербург, онлайн-торговля уже достигла своего пика, в регионах процесс набирает обороты.
Рост электронной коммерции, в свою очередь, стимулирует активное развитие логистических компаний, особенно в сегменте доставки последней мили, когда товары перемещаются от распределительного центра до покупателя. Автоматизация складских процессов позволит оптимизировать обработку заказов и сократить время доставки. Возможно, очень скоро мы увидим резкое сокращение числа складских операторов, которых заменят нейросети и роботы с компьютерным зрением. Этот тренд будет усиливаться с ростом спроса на быструю доставку товаров, которая, кстати, тоже станет почти полностью беспилотной.
Что касается традиционных магазинов, то в их числе мы будем видеть все больше шоурумов, где покупатели могут ознакомиться с товарами и получить консультацию, но оформлять заказ будут онлайн.
Еще одно направление — появление магазинов без продавцов (такой проект уже запустил «Вкусвилл»), это позволит ретейлерам оптимизировать траты на персонал. Покупатели смогут зайти в магазин, выбрать с помощью мобильного приложения товары через умные стеллажи и оплатить их с использованием системы распознавания лиц. Автоматическая обработка данных о покупателях поможет ретейлерам создавать индивидуальные предложения и повышать лояльность клиентов.
К автоматизации стремятся не только магазины, но и рестораны. Например, российский сервис автоматизации ресторанов и ритейла Absolut в этом году привлек более $0,5 млн инвестиций. Компания предлагает решение для управления со смартфона процессами работы, к которым, например, относятся бронирование столов, прием заказов, учет и аналитика продаж.
3. Чат-боты в поддержке
В условиях развития нейросетей и генерации речи клиентская поддержка также подвержена автоматизации. Роботы и чат-боты становятся более функциональными, что позволяет компаниям сокращать затраты на обслуживание клиентов и повышать эффективность взаимодействия. Например, системы крупнейших российских банков способны все лучше понимать контекст фраз, сказанных человеком; определять эмоциональный окрас запросов пользователей; создавать более сложные и разнообразные текстовые ответы; взаимодействовать с другими системами, такими как CRM.
Можно ожидать развития интеллектуальных систем, способных не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно анализировать запросы пользователей, а также предлагать решения и даже обучаться на основе полученного опыта. Анализ запросов позволит создавать более персонализированные предложения и рекомендации для каждого пользователя или выявлять самые частые вопросы, проблемы и потребности клиентов. Например, чат-боты будут помогать клиентам выбрать товар, оформить заказ, отследить доставку и решить проблемы с возвратом. Или, к примеру, помогут клиентам банков восстановить пароли и проводить любые транзакции. Медицинские чат-боты смогут предоставлять более точную информацию о симптомах заболеваний и отвечать на простые вопросы пациентов.
4. Госуслуги для населения
Государство остается одним из важнейших драйверов отечественной IT-отрасли. Согласно национальной программе «Цифровая экономика России», в 2024 году федеральные и региональные власти должны закупать не менее 90% российских программ; госкорпорации и организации с госучастием — 70%. В Методических рекомендациях Минцифры от 12 января 2024 года говорится, что к 1 января 2025 года все они должны полностью заменить иностранный софт на российский. По данным исследований digital-агентства Notamedia, на которые ссылается CNews, за 2023 год российский рынок разработки ПО вырос на 12,5%, до ₽1,89 трлн.
Особое внимание уделяется автоматизации госуслуг: от онлайн взаимодействия с ФНС, получения лицензий, справок, разрешений и прочих документов через официальные приложения до участия в госзакупках. Большие перспективы в этом смысле открывает использование искусственного интеллекта для создания чат-ботов для консультирования граждан, а также совершенствование биометрические систем для упрощения процедуры авторизации на государственных порталах. Так, например, в 2024 году глава Минцифры РФ Максут Шадаев анонсировал внедрение языковой модели GPT для консультирования граждан на «Госуслугах». На этом же портале в октябре запущен сервис «Жизненная ситуация» для многодетных семей, который позволяет оформить статус многодетной семьи и получить электронное удостоверение, а также воспользоваться другими услугами.
5. Беспилотный транспорт
Беспилотный транспорт уже не является фантастикой. В Москве и Петербурге проводятся испытания беспилотных трамваев. На трассе М-11 начинают курсировать беспилотные грузовики. КАМАЗ еще в 2017 году запустил машины без водителей для транспортировки деталей между цехами. В ближайшие годы можно ожидать дальнейшего развития технологий автономного транспорта. Ускорению этого процесса будет способствовать не только развитие ИИ, но и появление высокоскоростных сетей 5G.
6. Автоматизация для фермеров
Сельское хозяйство все активнее использует автоматизированные системы управления. И этот тренд продолжится в 2025–2030 годах. В частности, в животноводстве внедряются интеллектуальные системы управления стадом, анализ состава молока и автоматические рекомендации для фермеров по улучшению качества продукции. Также существуют системы, отслеживающие местоположение животных с помощью специальных датчиков, анализирующие корм и выявляющие больных особей в стаде. На основе этих данных сельхозпроизводители могут оптимизировать рационы животных, повысить продуктивность и улучшить качество. Компания PAWLIN Technologies, например, предлагает дистанционно определять и контролировать состояние поголовья кур на птицефабрике.
В растениеводстве используются системы мониторинга техники; GPS-карты урожайности; датчики контроля параметров УФ-лучей; системы поддержания микроклимата в теплицах и парниках. За показателями здоровья и состояния растений (вегетативным индексом) следят из космоса, а полученные данные мгновенно используют для корректировки сельхозработ.
7. Борьба с киберугрозами
Компании будут активно развивать технологии безопасности, поскольку киберриски остаются высокими. Одной из главных киберугроз станет социальная инженерия с использованием ИИ. Мошенники уже сегодня применяют глубокое обучение для создания реалистичных голосовых сообщений и имитации человеческого голоса. В связи с этим можно прогнозировать рост запросов на современные системы защиты, обучение сотрудников и новые IT-инструменты для обнаружения и предотвращения кибератак.
Автоматизированные инструменты будут отслеживать аномалии в сетевом трафике и поведении пользователей, выявляя потенциальные угрозы без человеческого вмешательства. Кроме того, они смогут предоставлять интерактивные тренинги и симуляции, обучая сотрудников распознавать фишинг и другие атаки.
8. Рутинная разработка для ИИ
Автоматизация активно используется и разработчиками программного обеспечения. Развитие нейросетей может кратно ускорить этот процесс. Так как ИИ позволяет автоматизировать рутинные задачи, он ускоряет процесс создания кода и повышает его качество. В частности, нейросети способны:
- автоматически генерировать тестовые сценарии и выявлять дефекты в программном коде;
- создавать фрагменты кода на основе естественного языка, что ускоряет процесс разработки;
- эффективно искать необходимую информацию в больших объемах данных, включая исходный код или документацию.
Все это позволяет разработчикам сосредоточиться на более творческой работе и одновременно снизить затраты на создание ПО и его тестирование.
9. Ключевая роль аналитиков
Автоматизация бизнес-процессов с помощью ИИ существенно повышает требования к точности формулирования задач. Нейросеть не способна самостоятельно интерпретировать двусмысленные запросы, поэтому роль аналитиков становится все более значимой. Более того, в ближайшие пять лет аналитики станут основным двигателем любой технологически развитой компании. Скорее всего, будут востребованы специалисты с междисциплинарными знаниями в области программирования, бизнес-анализа и работы с ИИ. Возможно, нас ждет сдвиг фокуса с технических навыков на soft skills, и способность эффективно взаимодействовать с коллегами, клиентами и ИИ станет не менее востребована, чем знание конкретных языков программирования.
Перечисленные тренды — свидетельство того, что автоматизация бизнес-процессов продолжает набирать обороты в РФ. Наиболее гибкие и активные российские IT-компании не только следуют этим трендам, но уже сегодня формируют их, разрабатывая инновационные решения в разных областях экономики и помогая укрепляться отечественному рынку.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.