Корейский Google: как Naver стал технологической империей

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Naver — крупнейший интернет-портал и самая популярная поисковая система в Южной Корее. В 2024 году компания получила прибыль в $1,1 млрд. Рассказываем, как Naver от стартапа вырос до международного интернет-гиганта

Naver Corporation — это одна из наиболее влиятельных и инновационных технологических компаний в Южной Корее. В 2024 году выручка компании составила $7,5 млрд, а прибыль — $1,1 млрд. Она известна своим поисковым движком Naver, который корейские пользователи выбирают в первую очередь за комплексную интеграцию поисковых сервисов, контента и инструментов, разработанных с учетом особенностей корейского языка. Название компании представляет собой комбинацию слова navigate («направлять») и суффикса -er, который означает того, кто помогает другим ориентироваться. В 2024 году Naver остается самым популярным поисковиком в Южной Корее и занимает до 60% рынка. Google так и не смог выйти на первое место в этой стране и остается на втором, занимая чуть более 30%. При этом Naver является и самым популярным сайтом среди пользователей десктопных устройств в стране: его доля — 78% от всех посещенных сайтов. На втором месте — YouTube.

Логотип Naver
Логотип Naver (Фото: Wikipedia)

Naver раньше Google придумала выдавать результаты поиска в таких категориях, как «блог», «видео», «новости», «изображения» и другие, тогда как в Google изначально выдавался просто список веб-сайтов.

Однако в Корее Google остается популярной альтернативой, особенно среди тех, кому нужны результаты поиска не только по локальным темам, но и по глобальному интернету. Сегодня каждый день поисковик Naver обрабатывает более 2,3 млрд запросов, а в месяц имеет более 1,7 млрд пользователей.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Кто создал Google: история успеха компании, изменившей мир

Становление компании

Naver Corporation была основана в июне 1999 года группой сотрудников из Samsung Data Systems во главе с Ли Хэ Джин (Lee Hae-jin). Сегодня он занимает 25-е место в списке самых богатых людей в Южной Корее. Первоначально компания была учреждена под названием Naver Comm, ее целью было создание первой корейской поисковой системы, которая конкурировала бы с зарубежными гигантами, такими как Yahoo. В 2000 году Naver запустила свой поисковый движок, который быстро завоевал популярность благодаря уникальному алгоритму индексации, улучшенному интерфейсу и акценту на локальные потребности пользователей. Отличительной чертой поисковика Naver было то, что его изначально разрабатывали с учетом особенностей корейского языка и локальной культуры, что значительно улучшило релевантность результатов поиска для местных пользователей. В частности, корейский язык имеет слоговую структуру, в которой слова составляются из слогов, а не букв. Грамматическая структура корейского языка также отличается от большинства других языков — окончания и частицы выражают отношения между словами, а не указывают на порядок слов, в языке отсутствуют роды и существительные.

Все эти особенности трудно учесть другим поисковым системам, ориентированным на индоевропейские языки. Кроме того, корейцы трепетно чтут традиции, и, хотя английский язык является едва ли не вторым официальным, они очень неохотно пользуются им в повседневной жизни. Поэтому искать на родном языке им комфортнее. До сих пор Naver представлен только в корейском интерфейсе.

Будучи новой маленькой компанией, Naver было тяжело тягаться с Daum и Yahoo, которые тогда доминировали на рынке. Поэтому в июле 2000 года Naver объединилась с Hangame Communications Inc. и несколькими другими компаниями, включая Oneque и Search Solutions.

Hangame Communications в 1998-м основал Ким Бом Су, который также создал известную в Корее Kakao Corp. Ким Бом Су и основатель Naver Ли Хэ Джин выросли вместе и оба окончили Сеульский национальный университет. В 2000 году портал онлайн-игр Hangame имел более 3 млн пользователей. Однако компания не успевала расти за ростом пользователей и для масштабирования ей требовались дополнительные ресурсы. А Naver была еще небольшим стартапом, которому не хватало финансирования. Обе компании находились на ранней стадии развития, поэтому два друга решили объединить усилия, чтобы обойти конкурентов. В результате Ким Бом Су получил веб-портал для продвижения своих игровых сервисов и стал мажоритарным акционером Naver Comm. А прибыль от Hangame была направлена на разработку поисковой системы Naver. В 2001 году Naver Comm была переименована в NHN Corporation (Next Human Network или NAVER, Hangame, Network).

В 1999 году четвертым по популярности в Корее был поисковик Empas. Он работал на технологии «поиска на естественном языке», за счет чего его популярность среди корейцев быстро росла. Разработал эту технологию профессор Суньсильского университета Ли Чжун Хо. После ее успешного применения в Empas он решил открыть свою компанию Search Solutions, чтобы развивать поисковые системы. Основатель Naver Ли Хэ Джин увидел большой потенциал в Search Solutions и работе Ли Чжун Хо, и в 2000 году Naver Comm через фондовую биржу выкупила акции компании и поглотила ее.

Ли Хэ Джин
Ли Хэ Джин (Фото: Korea IT news)

В 2002 году Naver запускает сервис Knowledge iN, который стал одной из самых популярных функций платформы. Благодаря ему компания смогла вырасти и обойти своих конкурентов в Корее. Поисковые системы тогда еще не работали так хорошо, как сейчас, тем более на корейском. Да и самих сайтов было значительно меньше. Поэтому зачастую найти ответ на интересующий вопрос было попросту негде. Naver придумала задействовать коллективный разум и решить таким образом проблему нехватки контента. Пользователи могли задавать вопросы по любой теме, отвечать на вопросы, выбирать лучшие ответы других пользователей, за что им начислялись баллы. Сервис Knowledge iN помог Naver значительно расширить контент на корейском языке, что в итоге сдержало рост востребованности Google в Корее.

Эта концепция сервиса на основе пользовательских вопросов и ответов стала предшественником современных Q&A платформ, таких как Quora или Stack Overflow. В этом же году компания была зарегистрирована на фондовой бирже KOSDAQ.

К 2003 году Naver уже занимала более 50% доли рынка поисковых систем в Южной Корее. В 2004 году компания создает Naver Webtoon, платформу для цифровых комиксов, которая революционизировала индустрию веб-комиксов в Корее и за ее пределами. Новый портал позволил всем желающим бесплатно выкладывать свои комиксы и при желании монетизировать. Webtoon работает по модели, известной как freemium. Это значит, что большинство «вебтунов» можно читать бесплатно, но некоторые из них содержат платный контент или дополнительные функции. Читатели могут приобрести монеты или кредиты, которые затем используются для доступа к новейшим главам или эксклюзивному контенту. Благодаря этому начинающие авторы смогли свободно делиться своими историями, что привело к появлению множества разнообразных жанров и росту популярности веб-комиксов. Кроме того, можно было добавлять анимацию и интерактивные элементы внутрь комиксов.

Стартовая страница Webtoon
Стартовая страница Webtoon (Фото: Webtoons)

В 2005 году Naver запустила собственную новостную службу и видеохостинг, расширяя свою экосистему сервисов. В 2008 году NHN впервые попадает в список Forbes Global 2000.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 11 азиатских сервисов для общения, развлечения и работы

Лидерство на рынке и новые приобретения

С тех пор Naver добавила еще несколько сервисов, например, блоги. К 2010 году Naver стала не только лидером в поисковых системах Кореи, но и крупнейшим интернет-порталом, предлагающим разнообразные онлайн-сервисы. В 2010 году Naver купила Livedoor, японского интернет-провайдера и платформу для блогов. В этот период компания активно инвестирует в мобильные приложения и платформы. Например, в июне 2011 года Naver Japan запустила Line, приложение для обмена сообщениями, которое стало одним из самых популярных мессенджеров в Азии.

Одной из его отличительных черт являются красочные и разнообразные стикеры, многие из которых созданы известными художниками и брендами. Line позволяет создавать аккаунты для бизнесов, знаменитостей и брендов, что способствует интерактивному общению с подписчиками. Пользователи могут подписываться на них и узнавать о новостях, акциях, а также получать эксклюзивные материалы. В мессенджере доступны различные игры и развлекательные приложения, интегрированные с другими сервисами. В Line встроена функция отправки зашифрованных и саморазрушающихся сообщений. Это привлекает пользователей, заботящихся о безопасности своих данных. Через Line можно перейти к другим приложениям и сервисам, таким как оплата и доставка, что делает его универсальным для повседневного использования.

В августе 2016 года Naver выделяет в отдельное направление разработки приложение SNOW и создает дочернюю компанию Snow Corp. Это аналог Snapchat, в нем пользователи могут отправлять друг другу сообщения фото и видео длиной до 10 секунд вместо текста. Кроме того, в нем есть множество стикеров и фильтров, а также возможность отправлять сообщения, самоуничтожающиеся в течение 48 часов.

В 2010 годах Naver начала открывать подразделения, занимающиеся высокими технологиями, и в январе 2017 года объединила их, создав дочернюю компанию Naver Labs. В ее задачи входит разработка будущих технологий Индустрии 4.0, таких как робототехника, автономное вождение, цифровые двойники и AR. Одним из первых продуктов, выпущенных Naver Labs, стал автономный самоуправляемый робот M1. Используя технологию 2D SLAM, которая определяет местоположение робота на карте в реальном времени, он может создавать фотореалистичную 3D-карту помещений.

Робот М1
Робот М1 (Фото: Reddot)

В том же году Naver объявила о начале внедрения машинного обучения и глубокого обучения в поисковую систему для улучшения результатов поиска. Кроме того, во Франции внутри станции F, самого большого кампуса стартапов мира, открылось пространство Naver для передовых проектов — Space Green. А во французском городе Гренобль компания запустила подразделение Naver Labs Europe после покупки и переименования исследовательского центра Xerox.

Naver Labs Europe
Naver Labs Europe (Фото: Naver)

В январе 2021 года Naver приобрела крупнейший в мире веб-сайт для чтения и публикации литературы Wattpad за $600 млн. Wattpad — это социальная онлайн-платформа для зумеров, где авторы могут свободно публиковать свои рассказы. Она насчитывает более 97 млн активных пользователей. После приобретения Naver сделала Wattpad частью Webtoon и таким образом значительно увеличила аудиторию авторов и читателей, укрепив тем самым свои позиции в индустрии веб-комиксов.

В октябре 2022 года Naver приобрела социальный маркетплейс Poshmark (аналог «Авито») за $1,2 млрд. Эта сделка позволила Naver выйти на рынок электронной коммерции Северной Америки. Poshmark имеет более 80 млн зарегистрированных пользователей в США, Канаде, Австралии и Индии и других странах.

В 2024 году Naver занимает 909 место в рейтинге Forbes Global 2000.

Forbes Global 2000
Forbes Global 2000 (Фото: Forbes)

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Поиск, видео, чаты: 6 популярных китайских сервисов

Особенности поисковика и экосистема Naver

Naver сильно отличается от Google хорошо структурированным интерфейсом, похожим на веб-портал. По сравнению с Google домашняя страница Naver имеет более простой доступ со стартовой страницы к ряду онлайн-сервисов. Поисковая выдача распределяется по более чем 20 видам тематических блоков (блоги, энциклопедии, словари, видео, места и так далее), отодвигая результаты органического поиска по веб-сайтам в нижнюю половину страницы. Например, если алгоритм четко определил, что пользователь ищет песню, Naver выведет музыкальный блок с текстом песни, альбомами, ссылками на песню на других сайтах и кнопкой, по которой можно прослушать композицию в музыкальном сервисе NaverVibe.

Если по запросу понятно, что нужны ссылки на социальные сети, то Naver выведет выдачу в блоке с социальными сетями. При этом, нажав на кнопку «Просмотреть подробнее» у любого результата, можно перейти к другим онлайн-сервисам, включая онлайн-бронирование авиабилетов, гостиниц и транспортных средств, веб-редактирование аудио. Сегодня Naver — это не просто поисковая система, а Reddit, Quora, Apple Pay, YouTube, и другие сервисы, объединенные на одной платформе.

Стартовая страница Naver
Стартовая страница Naver (Фото: Naver)

У Naver также есть мини-версия поисковой системы Junior Naver, разработанная для детей. Обойдя своих конкурентов Yahoo Kids и Daum Kids, Junior Naver в настоящее время является единственным онлайн-порталом в Южной Корее, ориентированным на детей.

Naver не ограничивается только поисковыми функциями. В арсенале компании множество сервисов, включая:

  • Naver Blog — платформа для ведения блогов. По состоянию на 2023 год количество блогов на платформе превышает 40 млн.
  • Naver Cafe — социальная сеть, где пользователи могут создавать сообщества по интересам и обмениваться информацией.
  • Naver Webtoon — платформа для публикации комиксов, которая набирает популярность и за пределами Кореи, предлагая переводимые версии для международной аудитории. К 2022 году количество пользователей достигло 60 млн.
  • Naver Pay — система электронных платежей, которую активно используют более 30 млн пользователей для оплаты товаров и услуг на различных онлайн-платформах.
  • Naver Cloud — корпоративный облачный сервис, а также бизнес-платформа, предоставляющая IТ-услуги, такие как консалтинг в области IТ-инфраструктуры, центр обработки данных, сети, хранилище, безопасность. Кроме того, она оказывает информационные услуги для внутренних проектов Naver.
  • Naver Shopping Live — это платформа для торговли в прямом эфире. Трансляции могут передаваться с помощью мобильных телефонов или видеокамер в вертикальном формате, аналогичным короткометражкам YouTube.

Социальная экономика Конвейер экономических чудес: как устроена южнокорейская экономика

Внедрение инноваций

Naver активно инвестирует в новые технологии, включая искусственный интеллект, блокчейн и виртуальную реальность. Например, в марте 2017 года Naver представила свой собственный ИИ-помощник Clova, аналогичный Siri или Alexa, который может обрабатывать запросы пользователей на естественном языке, что значительно улучшает качество обслуживания. Clova понимает корейский и японский языки. Он может отвечать на вопросы пользователя и запрашивать информацию, такую как последние данные о погоде, новости и сведения о товарах. Clova обучается на основе огромного количества данных, собранных через сервисы Naver и мессенджер Line в Корее и Японии, что помогает Clover предоставлять более локализованные услуги по сравнению с конкурентами.

В 2022 году Naver построила недалеко от Сеула штаб-квартиру «1784» для разработки и тестирования новых технологий, чтобы сделать взаимодействие с ними более комфортным перед их представлением миру. Naver планирует коммерциализировать продукты, разработанные в «1784», и рассматривает возможность участия в строительстве умного города NEOM в Саудовской Аравии.

В «1784» тестируются автономные роботы-курьеры Rookie, которые могут распознавать лица и перемещаться, не создавая препятствий. Они оснащены анимированными «глазами», чтобы облегчить взаимодействие с людьми. Роботам запрограммированы манеры, они соблюдают личное пространство людей, избегая их. Так как здание спроектировано с учетом доступности для людей с ограниченными возможностями, включая лифты и специальные подъемники, роботы могут беспрепятственно передвигаться по этажам. Внутри здания даже построили специальный подъемник для Rookie — «Робопорт». Кроме того, в штаб-квартире также работает двурукий робот Ambidex, задача которого — очистка роботов-курьеров.

Робот Rookie
Робот Rookie (Фото: Naver)

Помимо этого, в штаб-квартире находятся центр исследования ИИ и клиника, в которой Naver Labs разрабатывает инновации для медицинской отрасли.

Здание штаб-квартиры «1784»
Здание штаб-квартиры «1784» (Фото: Naver)

Одна из наиболее амбициозных инициатив Naver — создание метавселенной, известной как Zepeto. По данным на 2024 год, Zepeto имеет более 49 млн активных пользователей в мире и продолжает расширяться за счет интеграции с известными брендами и художниками.

Zepeto
Zepeto (Фото: Naver)

Обновлено 26.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть