Возраст стартапу не помеха: примеры удачных начинаний после 40

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Биллу Гейтсу было 19 лет, когда он создал Microsoft, как и Майклу Деллу, когда он основал Dell Technologies. Но исследователи говорят, что гораздо удачнее бизнес идет у тех, кто начинает его в более зрелом возрасте

Согласно исследованию ученых Гарварда, средний возраст большинства успешных основателей бизнеса составляет 40 лет. Исследование также показывает, что у 0,1% перспективных стартапов — тех, которые демонстрируют самый быстрый рост и с наибольшей вероятностью выйдут на IPO, — средний возраст основателя составляет около 45 лет. «РБК Тренды» рассказывают истории успешных бизнесменов, которым на момент основания стартапа было 40 лет и более.

Шер Ван, стала соучредителем HTC в 40 лет

Шер Ван стояла у основ компании, которая выпускала самые продвинутые смартфоны 2000-х и продолжает работать на рынке гаджетов. Она родилась в 1958 году на Тайване. Девочка училась в подготовительной школе колледжа в Окленде, а в 1981 году получила степень бакалавра по экономике в Калифорнийском университете в Беркли. Затем Ван начала строить карьеру в IT-индустрии, присоединилась к компании First International Computer в 1982 году. «Моя семья была очень строгой. Отец считал, что мы должны пробовать разные вещи», — говорила она. По словам Ван, ее отец, известный тайваньский предприниматель Ван Юнчин, стремился, чтобы дети были постоянно чем-то заняты и у нее не было времени на роскошную жизнь.

Уже в 1992 году Ван вместе с партнером Чэнь Вэйчи основала компанию по производству микросхем VIA Technologies и вошла в ее совет директоров. В конце 1997 года, незадолго до своего 40-летия, предпринимательница вместе с другим партнером Питером Чоу основала телекоммуникационную компанию HTC.

Шер Ван
Шер Ван (Фото: reuters.com)

Первоначально компания занималась производством ноутбуков и коммуникаторов для известных брендов и мобильных операторов, в том числе Fujitsu Siemens, HP, Sony Ericsson, Dell, T-Mobile, Orange и Vodafone. Уже с 2007 года она начала выпускать собственные смартфоны под брендом HTC. Компания сотрудничала с Google, чтобы обеспечить работу своих устройств на операционной системе Android. По данным IDC, в 2011 году HTC занимала долю рынка в 8,9%. Ван, которая была гендиректором HTC, в те годы неоднократно попадала в рейтинг 100 влиятельных женщин мира по версии Forbes. В 2011 году журнал оценил состояние предпринимательницы в $8,8 млрд, назвав ее самой богатой женщиной Тайваня.

В 2015 году Ван заняла пост генерального директора HTC вместо Питера Чоу. В 2017 году ее корпорация и Google объявили о соглашении на сумму $1,1 млрд, в рамках которого некоторые сотрудники HTC присоединялись к IT-гиганту, а Google получала права на интеллектуальную собственность HTC в рамках неисключительного лицензионного соглашения.

В настоящее время HTC под брендом Vive разрабатывает технологии виртуальной реальности, включая шлемы и очки, устройства для отслеживания движений глаз, мимики и жестов. Кроме того, корпорация разрабатывает программное обеспечение, участвует в создании игр, фильмов и другой среды для виртуальной реальности. В 2024 году компания решила вернуться на рынок смартфонов, выпустив модель U24 Pro с функциями искусственного интеллекта и дополненной реальности.

Фото:Midjourney
Социальная экономика Смартфоны — самый популярный способ выхода в сеть, а доля ПК снижается

Сэм Уолтон, в 44 года основал WalMart

Сеть магазинов WalMart считается крупнейшим ретейлером в мире, а происхождение ее основателя было скромным. Сэм Уолтон родился в Оклахоме в семье фермеров в 1918 году. Уже в 11 лет во время Великой депрессии он начал подрабатывать, продавая молоко и разнося газеты. Затем Уолтон поступил в Миссурийский университет на факультет экономики. После выпуска он устроился на работу в универмаг JCPenney, где получал $75 в месяц, а через год перешел на оборонный завод DuPont и поступил на службу в Корпус военной разведки США.

Во время войны Сэм женился на Хелен Робсон, дочери известного банкира. Именно у него он взял в долг $20 тыс. на покупку небольшого магазина в Ньюпорте. В 26 лет Уолтон стал владельцем франшизы Ben Franklin — сетевых магазинов фиксированных цен. Несмотря на неудачные условия франшизы, Уолтон не унывал: «Я никогда не был тем, кто зацикливается на неудачах, и я не сделал этого тогда... После этого я читал договоры аренды гораздо внимательнее, и, возможно, стал немного более осторожным в отношении того, насколько жестоким может быть мир... Но я не зацикливался на своем разочаровании». Вскоре он купил второй магазин, а за три года смог нарастить выручку своих точек с $80 тыс. до $225 тыс.

Сэм Уолтон
Сэм Уолтон (Фото: forbes.com)

В 1951 году Уолтон продал франшизу за $50 тыс. и открыл первый собственный магазин Walton`s Five and Dime. К началу 1960-х сеть Уолтона насчитывала 16 точек.

В 1962 году сеть стала называться Wal-Mart. Первый магазин с этим названием открылся в Арканзасе. Уолтон начал строить большие магазины и в маленьких городах. Он отмечал в автобиографии, что хотел «создать дискаунтеры с хорошим ассортиментом в маленьких городишках, которые все остальные игнорировали».

Сеть стала активно расти на Юге и Среднем Западе. Уолтон часто сам выбирал локации для своих магазинов, находя дешевые варианты аренды.

Он также активно развивал логистику своей сети, на которую приходилось 85% всех складских помещений компании. Это позволило удешевить хранение и создать централизованную систему доставки.

В 1970-м Wal-Mart стал публичной компанией, но семья Уолтон сохранила контрольный пакет акций. К 1980 году у сети насчитывалось 276 магазинов, а продажи Wal-Mart впервые превысили $1 млрд. В 1983 году компания стала открывать гипермаркеты мелкооптовой торговли Sam`s Wholesale Club.

В 1985 году Уолтон стал самым богатым американцем по версии Forbes. Сам он жаловался, что это признание «сделало его жизнь сложнее».

В 1989 году известный журналист Джон Хьюи убедил Уолтона написать автобиографию — «Сэм Уолтон: Сделано в Америке». Однако книга вышла уже после его смерти в 1992 году. К этому моменту в сеть Wal-Mart входило 2 тыс. магазинов, а годовая выручка компании составляла $52 млрд. В 1998 году журнал Time включил Сэма Уолтона в список 100 самых влиятельных людей XX века.

После его смерти сеть магазинов продолжала расширяться. В наши дни WalMart насчитывает около 11 тыс. точек по всему миру и более 2,1 млн сотрудников. Семья Уолтон входит в список богатейших семей США.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Не супермаркет, а ТЦ: как изменилась роль маркетплейсов в онлайн-торговле

Марта Стюарт, основала Martha Stewart Living Omnimedia в 56 лет

Марта Стюарт начинала с небольшой кейтеринговой компании, которая работала в ее подвале, а затем проделала путь к медиа- и мерчандайзинговой империи. Она родилась в 1941 году в Джерси-Сити в небогатой семье польских эмигрантов. В детстве мать учила Марту кулинарии и шитью, а отец — садоводству.

Она начала работать в 10 лет, когда стала няней для детей игроков New York Yankees. Когда Стюарт было 15, она снялась в рекламе мыла Unilever и стала моделью для Chanel. Она использовала деньги от модельного бизнеса, чтобы оплатить обучение в колледже Барнард Колумбийского университета. Там Стюарт получила дипломы по истории и истории архитектуры.

Выйдя замуж в 19 лет, Марта стала биржевым маклером и начала заниматься кейтерингом. Они с мужем переехали в Коннектикут, где отреставрировали фермерский дом, построенный в начале 1800-х годов. Супруг Стюарт, Эндрю, работал в издательском бизнесе, что обеспечило ей нужные связи. В 1997 году в возрасте 56 лет Стюарт основала Martha Stewart Living Omnimedia. Бренд быстро стал известным благодаря тому, что имя Марты уже было на слуху. Ранее она запустила свой журнал и шоу на телевидении, а также опубликовала несколько книг. Компания вышла на биржу уже в 1999 году, а выгодная продажа акций принесла Стюарт состояние. В 2000 году журнал Forbes оценил чистую стоимость активов женщины в $1 млрд.

Марта Стюарт
Марта Стюарт (Фото: marthastewart.com)

Стюарт занимала пост президента, председателя и главного исполнительного директора Martha Stewart Living Omnimedia, но в 2001 году ушла в отставку из-за разбирательства по делу инвесторов. Однако она вернулась в совет директоров в сентябре 2011 года и снова стала его председателем в 2012 году.

В 2015 году медиаимперию выкупила группа Sequential Brands, которая заключила соглашения с другими компаниями Марты на продвижение их продукции. В 2019 году Sequential Brands Group продала Martha Stewart Living Omnimedia холдинговой компании Marquee Brands за $215 млн. Тогда Стюарт присоединилась к команде и продолжила руководить брендом.

Одновременно Стюарт продвигала собственную линию товаров для дома Kmart, товары для рукоделия, развивала службу доставки наборов для еды Marley Spoon, винный бренд и многое другое. Женщина запустила целый ряд коллабораций с крупными компаниями: коллекцию мебели с Wayfair, фирменный магазин на Amazon, линейку свежих продуктов с Costco. Женщина начала появляться на ТВ — например, в кулинарном шоу Martha & Snoop's Potluck Dinner Party с рэпером Снуп Доггом.

В 2022 году Марта начала вести шоу на канале Roku — Martha Gardens, Martha Cooks и Martha Holidays, а также запустила свой подкаст. В том же году она открыла свой ресторан The Bedford в Лас-Вегасе. В 2023 году Стюарт запустила свой собственный магазин на Amazon с мебелью и бытовыми товарами и написала свою 100-ю книгу «Martha: The Cookbook».

Марта говорит, что не считает свой успех результатом упорного труда, а приписывает его любопытству и желанию «пробовать новое». Стюарт подчеркивает, что «в отношении женщин все еще существуют предубеждения» в бизнесе, а она берет на себя задачу «поощрять других чувствовать себя хорошо в том, что они делают».

Фото:www.grab.com
Экономика инноваций История Grab: как стартап-декакорн обыграл Uber и завоевал рынок Азии

Дэвид Базуки, стал сооснователем Roblox в 41 год

Дэвид Базуки, также известный под ником Builderman, — это инженер и программист, который создал популярнейшую игровую платформу Roblox. Он родился в 1963 году в Канаде и с детства интересовался внедорожниками, составлением карт и научной фантастикой. После окончания школы Дэвид поступил в Стэнфордский университет, где изучал инженерное дело и информатику. Будучи студентом, он попал на летнюю стажировку в General Motors. Там Базуки работал в лаборатории, специализирующейся на управлении автомобильными двигателями с помощью программного обеспечения. В 1985 году молодой человек получил диплом General Motors Scholar в области электротехники.

В 1989 году Дэвид основал образовательный стартап Knowledge Revolution, который выпустил программу Interactive Physics. Это был софт для обучения студентов, который позволял имитировать физические эксперименты. В 1998 году стартап выкупила IT-компания MSC Software за $20 млн. При этом Дэвид сохранил за собой руководящую должность, а Knowledge Revolution выпустила еще одну программу - Working Model. Обе эти программы использовались не только в целях образования, но и для развлечений.

В 2002 году Базуки ушел с поста, а заработанные деньги вложил в одну из первых соцсетей Friendster. В 2004 году он вместе с инженером Knowledge Revolution Эриком Касселем запустил платформу Roblox. Она предлагала многопользовательские игры. В 2006 году авторы проекта представили бесплатный набор инструментов Roblox Studio для разработчиков игр, и их количество на платформе резко возросло. «Это было намного лучше всего, что мы могли придумать. Появились пейнтбольные войны, модели поездов, на которых можно было кататься, хеллоуинские особняки», — рассказывал Базуки.

Дэвид Базуки
Дэвид Базуки (Фото: businessinsider.com)

Тогда платформа сосредоточилась на разработке функций управления сообществом, а также внутриигровой экономики. Геймеры получили возможность покупать игровые предметы, а также появился премиум-клуб с дополнительными бонусами в обмен на подписку. Разработчики же на специальной бирже смогли обналичивать внутриигровую валюту Robux.

В 2017 году Roblox стала самой популярной в США площадкой для аудитории до 18 лет. Ежемесячно дети проводили в играх 51,5 млн часов, что больше, чем в YouTube, Netflix, Steam и Reddit вместе взятых. В 2021 году Roblox вышла на IPO с оценкой в $45 млрд.

В наши дни Roblox — это не просто игровая платформа, а целая экосистема. Важным шагом к трансформации стало развитие метавселенных в 2020 году. В 2024 году число ежедневных игроков Roblox приближается к 80 млн, а на платформе проводят виртуальные мероприятия и даже открывают магазины реальных брендов, например Gucci. IKEA при этом даже нанимает сотрудников для работы в своем виртуальном магазине. Базуки говорит, что разработка платформы продолжается, и он стремится к тому, чтобы метавселенная стала «обычным местом» для всех.

В 2021 году Дэвид вошел в мировой топ генеральных директоров с самым высоким доходом, заработав $232,8 млн. После листинга Roblox он и его жена основали благотворительную организацию Baszucki Group, а также фонд по исследованию мозга. В декабре 2021 года Калифорнийский университет в Сан-Франциско запустил инициативу Базуки по терапии лимфомы. В 2022 году предприниматель вместе с основателем Google Сергеем Брином пожертвовал $150 млн на исследования и лечение биполярного расстройства.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Игры как искусство: как развивался геймдев

Арианна Хаффингтон, основала The Huffington Post в 55 лет

Арианна Хаффингтон — одна из самых известных женщин в мире медиа, которая стояла у истоков современных цифровых СМИ. Она родилась в 1950 году в Афинах в семье местного издателя. Окончив школу, Арианна поступила в Кембриджский университет, а в 1970-е годы начала карьеру публициста и журналиста в Великобритании. В 1980 году женщина переехала в США, где вышла замуж за политика Майкла Хаффингтона. В 2003 году она стала независимым кандидатом на выборах губернатора Калифорнии и с 2005 года начала продвигать свой сайт политических блогов и агрегатор новостей The Huffington Post.

Арианна Хаффингтон
Арианна Хаффингтон (Фото: huffpost.com)

Его особенность заключалась в том, что портал агрегировал не только новости, но и блоги, а также пользовательский контент. Хаффингтон привлекала к созданию блогов своих друзей, в том числе актеров Дэвида Ларри и Джона Кьюсака, телеведущего Уолтера Кронкайта, писателя Нормана Мейлера и других. Хаффингтон выводила в цифровую среду и тех, кто в то время не пользовался интернетом. Так она вспоминает беседу с историком Артуром Шлезингером: «Я разговаривала с ним и думала: «Вот великий историк. Сейчас происходит много событий, и хочется узнать, что он думает о них. Однако этого не случится, потому что он пишет книгу и не собирается заводить блог или выходить в интернет». Я помню, как позвонила ему и попросила о сотрудничестве, а он сказал: «Что такое блог?» Я попытался объяснить, и он ответил: «Позвольте мне пригласить вас на обед, и вы расскажете мне об этом». Во время обеда он сказал: «Я почти не пользуюсь компьютером, но могу отправить тебе по факсу свои блоги».

Одновременно создательница привлекала венчурные инвестиции. В 2006 году в работу агрегатора вложили $5 млн, а, а в 2008 году — уже $25 млн.

Ресурс стал одним из 30 самых посещаемых веб-сайтов в США. В 2006 году Хаффингтон вошла в топ-100 самых влиятельных людей по версии Time. В 2011 году The Huffington Post купила медиагруппа AOL за $315 млн, но Арианна сохранила руководство порталом. В 2012 году издание было награждено Пулитцеровской премией. В тот момент 62-летняя Хаффингтон заняла 29-е место в мировом рейтинге самых влиятельных женщин Forbes.

Сама Арианна столкнулась с выгоранием и стрессом. В 2016 году предпринимательница ушла из The Huffington Post и запустила портал Thrive Global, посвященный темам здоровья, улучшения сна и повышения продуктивности. В 2024 году OpenAI Startup Fund и Thrive Global объявили о создании компании Thrive AI Health для запуска персонализированного ИИ-тренера по здоровью.

Обновлено 09.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть