Кто такие «единороги»?
Это стартапы, которые оцениваются в сумму $1 млрд и более и при этом находятся в частной собственности. Термин «единорог» (unicorn) вошел в оборот в 2013 году с подачи Эйлин Ли, основательницы венчурного фонда Cowboy Ventures из Пало-Альто.
Сравнение дорогих стартапов с мифическим существом подчеркивало их исключительность. Тогда подобные компании действительно казались редкостью. Во всем мире их насчитывалось всего 39 штук. Среди них были Facebook, оператор цифровых платежей Square и разработчик ПО для анализа данных Palantir.
Кроме «единорогов», иногда эксперты выделяют декакорнов (оценка от $10 млрд) и гектакорнов ($100 млрд и более).
Сколько таких компаний сейчас?
К сентябрю 2021 года в мире набралось 810 «единорогов» общей стоимостью более $2,6 трлн.
В списке лидирует китайская ByteDance с оценкой $140 млрд, которая владеет соцсетью TikTok и другими популярными интернет-сервисами. За ней с большим отрывом следуют разработчик решений для электронных платежей Stripe ($95 млрд) и основанная Илоном Маском компания SpaceX ($74 млрд).
Велика вероятность, что вскоре «единороги» перестанут быть редкостью. Только за второй квартал 2021 года появилось 136 таких компаний — больше, чем за весь 2020 год.
Чем «единороги» отличаются от других компаний?
Как правило, эксперты выделяют три основных фактора, которые позволяют стартапам выйти на миллиардную оценку.
Во-первых, масштабируемая модель. «Если вы хотите стать «единорогом», то должны мыслить масштабно. То есть делать сервис не для тысячи человек или миллионного города, а сразу думать о том, как масштабировать его на миллиарды пользователей», — объясняет Олег Чанчиков, старший директор по инновациям и стратегическим партнерствам Visa в России.
К примеру, приложение Snapchat вскоре после запуска стало вирусным сначала в американских школах и колледжах, а затем и по всему миру. И если в мае 2014 года пользователи отправляли по 700 млн фото и видео ежедневно, то к 2016 году количество просмотров достигло 10 млрд в сутки.
Во-вторых, подрывные технологии, способные полностью поменять рынок или создать новый. Среди показательных кейсов — всем известный Uber, который покинул список «единорогов» после выхода на биржу. Компания построила платформу, перевернувшую рынок такси и частных перевозок.
В-третьих, команда. Сверхуспешные стартапы вроде Facebook, запущенные фаундерами без отраслевого опыта, — это скорее исключение. Гораздо чаще «единорогов» создают основатели-эксперты, проработавшие в своей сфере не один год. Так, компанию Aurora, которая производит беспилотный транспорт и оценивается в $10 млрд, запускали бывшие сотрудники профильных подразделений Google, Tesla и Uber.
Каким должен быть продукт будущего «единорога»?
Главное здесь — четкое соответствие продукта потребностям рынка, объясняет глава Инновационной студии Visa в Москве Артемий Круглов. Звучит просто, но именно с этим чаще всего возникают сложности.
«У стартапа могут быть классные амбициозные цели, но изначальная постановка и определение проблемы некорректны. Это фундаментальная проблема, с которой часто сталкиваются команды, — говорит эксперт. — Бывает и так, что у фаундеров есть классная идея, но она не решает какой-то значимой проблемы на рынке, не меняет жизнь людей, и поэтому за нее никто не готов платить».
Стартапы обычно идут по одному из двух путей, добавляет Олег Чанчиков. Либо компания меняет жизнь потребителей и рынок в моменте, либо предлагает решения, опережающие время. В первом случае продавать продукт относительно легко, но очень высока конкуренция. Во втором потребуется умение объяснять решение потребителю, а также терпение и деньги, чтобы довести продукт до момента, когда рынок примет его и начнет массово покупать.
«Понятно, что на существующих потребностях новыми решениями очень много не заработаешь, — продолжает Чанчиков. — Все хотят увидеть новый Revolut (сервис для обмена валют и трансграничных переводов, оценивается в $5,5 млрд) или новую Clari (продает решения для прогнозирования прибыли, оценка $1,6 млрд) на российском рынке. Мы в Visa стараемся сделать так, чтобы такие решения появлялись, чтобы у стартапов был шанс дожить до того момента, когда новое решение понадобится рынку».
Какие риски есть при выборе ниши?
Один из ключевых рисков связан с тем, что стартап пытается закрыть потребность, которая вот-вот исчезнет. То есть выходит на умирающий рынок.
Кроме того, часто решения стартапов завязаны на чужие продукты. Так, в 2010-х годах разработчики массово выпускали инструменты для оптимизации «Яндекс.Директа». «Это очень стрессовая ситуация: каждый день нужно проверять, а существует ли еще твой рынок, или уже выпустили обновления, и ты оказался не при делах», — предупреждает Круглов.
В какой сфере проще стать «единорогом»?
Большинство дорогостоящих стартапов — почти 90% — разрабатывают программное обеспечение. Такие продукты намного легче масштабировать.
Еще одна характерная черта — прицел на конечного потребителя. Более половины «единорогов» работают в сфере b2c.
Но это вовсе не повод отказываться от решений для корпоративных клиентов. Например, американский сервис People.ai, который совсем недавно оценили в $1,1 млрд, повышает эффективность продаж за счет автоматизации работы сотрудников, анализа переговоров и переписки.
Каковы реальные шансы вырасти в «единорога»?
Честно говоря, невелики. Эйлин Ли, которая ввела в оборот термин «единорог», оценивала шансы компаний вырасти до миллиарда в 0,07%.
Другие эксперты дают еще более пессимистичные оценки, называя цифру 0,00006%. «Это можно сравнить с ситуацией, когда ваш ребенок говорит вам, что станет кино- или рок-звездой. Очень немногие добиваются успеха, и вынуждены расплачиваться за попытку», — предостерегает серийный предприниматель и основатель Boss Capital Partners Грег Шепард.
По его словам, большинство компаний не собираются становиться единорогами и не должны пытаться. Но это не значит, что не стоит запускать перспективный стартап и внедрять новые идеи.
«Для большинства разумнее сосредоточиться на создании жизнеспособной, дорогостоящей компании. А затем продать ее на пике стоимости за сумму, которая полностью оправдает все время, деньги и силы, которые вы в нее вложили», — заключает Шепард.
Что главное для успеха стартапа?
По мнению экспертов из Visa, ключевой фактор — это умение четко поставить цели и сфокусироваться на важном. «Цели должны быть зафиксированы, а фаундеры должны понимать, куда они идут, чтобы их прицел не сбивался и их не шатало из стороны в стороны», — говорит глава Инновационной студии Visa в Москве Артемий Круглов.
По его словам, важно проверять как можно больше значимых для стартапа гипотез. При этом нужно внимательно выбирать гипотезы, на проверке которых вы фокусируете ресурсы. И точно понимать, принесет ли вам ценность их подтверждение или опровержение.
«Наверное, единственный совет, который я могу дать, — пробовать и ошибаться как можно больше и с как можно большей скоростью. Чем больше ошибок допущено, тем выше вероятность того, что следующая попытка будет успешной», — добавляет его коллега Олег Чанчиков.
Зачем участвовать в конкурсах и акселераторах?
Такие мероприятия помогают усилить позицию стартапа, уточнить цели, вписаться в рынок и масштабироваться. Кроме того, они позволяют встретиться с потенциальными инвесторами или потребителями продукта, детально узнать их запросы.
Например, перед запуском конкурса Visa Everywhere Initiative организаторы провели серию интервью с партнерами, чтобы понять их приоритеты на ближайшую перспективу. А затем начали отбирать стартапы, которые соответствуют этим запросам и могут усилить своими решениями предложения партнеров.
По словам Круглова, конкурсы и акселераторы дают стартаперам возможность рассказать о своем решении рынку и вывести его в публичную плоскость. Он сравнивает подобные мероприятия для стартапов со школой. «Ты приходишь сюда за опытом, чтобы научиться применять правильные алгоритмы для решения задач. Но никто не ожидает, что в школе за тебя все сделает учитель, — говорит эксперт. — В акселератор стоит идти за тем, чтобы тебе помогли оптимизировать бизнес-процессы, найти инвестиции, выйти на новый уровень и масштаб. Но сюда нет смысла приходить за готовыми решениями».
Как впечатлить инвесторов?
В последнее время к стартапам стали относиться более прагматично и более тщательно оценивать продукт. «Смотрят на наличие интеллектуальной собственности, технологический стек. Если, например, продукт написан «на коленке», и для масштабирования всю технологическую составляющую нужно выбросить и написать заново, то к этому отнесутся настороженно», — предупреждает Круглов.
Важный критерий — стоимость привлечения каждого нового пользователя: от этого во многом зависит успех масштабирования продукта.
Также обращают внимание на состав инвесторов, которые уже вложились в стартап, юридическую чистоту компании, отсутствие конфликта интересов и судебных споров. «Идея может быть классной, продукт и команда — огонь. Но мы ничего не сможем сделать, если стартап не проходит по всем вышеперечисленным пунктам», — говорит Круглов.