Тренды развития промышленного интернета вещей

Фото: Freepik
Фото: Freepik
О трендах развития промышленного интернета вещей в России, а также об основных вызовах и перспективах внедрения IoT у российских операторов связи рассказал ведущий системный архитектор компании Nexign Сергей Варнавский

Промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things, IIoT), или интернет вещей (Internet of Things, IoT), используемый в различных отраслях, — одна из наиболее перспективных, приоритетных и быстроразвивающихся технологий на международном рынке. За последние несколько лет рынок IIoT в телекоме значительно вырос, и ожидается, что эта тенденция сохранится и в будущем. Но что происходит с этим сегментом на локальном рынке?

Промышленный IoT сегодня

По состоянию на конец 2023 года объем мирового рынка IoT составил около $406 млрд, из которых $375 млрд приходится на IIoT. Прогнозируется, что к 2032 году глобальный рынок IIoT достигнет $1,56 трлн с ежегодным ростом около 17%. В России в конце 2023 года объем рынка IoT составил ₽170 млрд, а IIoT — ₽144,5 млрд с тенденцией к росту до ₽188,9 млрд к 2026 году. В то же время количество устройств, подключенных к IoT, превысило 80 млн. Конечно, российский рынок IIoT отстает от глобального, поскольку развитие этого сегмента в России началось позже — кроме того, еще в 2022 году в отрасли наблюдался спад примерно на 10%. Но сегодня российские темпы роста IIoT-технологий соответствуют мировым тенденциям.

Если говорить непосредственно про операторов связи, IoT может строиться на разных технологиях доступа в сеть. Сейчас на мобильную связь приходится около 34 млн подключенных IoT-устройств и 39,3 млн IoT-SIM-карт. Остальные устройства работают с помощью немобильных протоколов связи, прямого подключения в интернет и других технологий.

Фото:Василий Кузьмиченок / ТАСС
Индустрия 4.0 Что такое интернет вещей и как он устроен

Драйверы роста российского рынка IIoT

Рост сегмента IIoT и увеличение спроса на IoT-устройства связаны с несколькими тенденциями развития промышленности на российском рынке. Они включают:

  • Необходимость в автоматизации производственных процессов в различных областях, куда входят, например, сельское хозяйство, производство, добыча ресурсов и ЖКХ.
  • Повышение массовости проектов за счет снижения стоимости — еще несколько лет назад проект внедрения IoT-решения требовал большого количества времени и ресурсов, но сейчас решения становятся более массовыми, проверенными, а время их развертывания сокращается в разы.
  • Создание развитой инфраструктуры — сюда входят, в первую очередь, стандарт сотовой связи для передачи данных между IoT-устройствами NB-IoT, включая перспективные стандарты 5G — eMBB, URLLC, mMTC и RedCap, — и обеспечение беспроводного подключения через спутниковый доступ.
  • Государственные инициативы — планируется инвестировать ₽90 млрд до 2030 года.
  • Цифровизацию промышленности для повышения прозрачности процессов и их управляемости.
  • Долгосрочную нехватку кадров: из-за дефицита профильных специалистов компаниям придется активно внедрять средства автоматизации и роботизации процессов, в том числе в сегменте управления и принятия решений.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Что такое интернет, кто его придумал и как он устроен: история создания

Мировые тренды развития IoT

Глобальные и российские тренды развития IoT значительно отличаются друг от друга из-за различных потребностей рынка. Основные мировые драйверы роста технологии включают умные дома и города, использование IoT в сегменте здравоохранения и автоматизацию контроля качества. Кроме того, мировое сообщество заинтересовано в развитии IoT-инфраструктуры через 5G, WiFi 6, LPWAN и внедрении искусственного интеллекта (AIoT) — ожидается, что к 2028 году объем рынка AIoT-платформ достигнет $24,9 млрд с ежегодным ростом около 38%.

Также одна из важных сфер применения IoT — периферийные вычисления (edge computing). Эта технология позволяет обрабатывать данные в непосредственной близости от устройства, которое их генерирует. В результате снижается общая нагрузка на базовую сеть, повышается качество обслуживания клиентов оператора связи. Еще одной перспективной сферой применения IoT-технологий становится отслеживание местоположения объектов или людей в режиме реального времени с использованием систем RTLS (Real Time Location System), которые помогают компаниям повысить эффективность бизнеса — контролировать ресурсы, управлять безопасностью на рабочем месте и оптимизировать рабочие процессы.

Фото:Алексей Никольский / РИА Новости
Индустрия 4.0 Очки дополненной реальности и интернет вещей: как работает «умный» завод

IoT: вызовы для операторов связи

Однако внедрение и использование IoT российскими операторами связи сопряжено с рядом сложностей, которые включают:

  • Медленное развитие сетей и недостаточное покрытие территорий.
  • Отсутствие открытых, модульных IoT-платформ, которые предоставляют не только управление каким-то отдельным сервисом, но и поддерживают работу всех IoT сервисов. Другими словами, требуется экосистема, которая будет состоять из операторов связи, производителей ПО — как IoT-платформ, так и систем управления, — и производителей оборудования—поставщиков сервисов.
  • Нехватку оборудования и комплектующих, связанную с импортозамещением.
  • Недостаточную проработанность правовой базы, как в области регулирования IoT, так с сфере развития сетей — мобильной связи 5G и спутникового интернета.
  • Вопросы кибербезопасности.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 От машинного зрения до экозащиты: что умеет интернет вещей

Развитие IoT-бизнеса для операторов связи

Исторически операторы связи отвечали за управление сетью, подключениями и устройствами, поскольку у них были ресурсы и экспертиза в этих вопросах. В то же время консалтинг и управление платформами IoT-приложений, которые используются для быстрой разработки и развертывания прикладных программных приложений интернета вещей, реализовывались внешними системными интеграторами. Однако в последние годы операторам стало необходимо искать новые источники получения прибыли, выходить за пределы телеком-индустрии. Для этого им нужно развивать у себя вертикальные решения, включая управление IoT.

Согласно отчету TM Forum, в 2022 году рост управления подключениями IoT составил чуть больше 10%, а рост платформ разработки IoT-приложений и консалтинга — 44% и 40%, соответственно. Ожидается, что в период с 2022 по 2027 год доходы от сетевых подключений вырастут всего на 18%, в то время как доходы от платформ разработки IoT-приложений увеличатся более чем на 300%, а от консалтинговых услуг — на 114%. Следовательно, операторам связи необходимо развивать компетенции по этим двум направлениям, чтобы увеличивать абонентскую базу, выходить на новые рынки и расширять портфель услуг. Важно также оптимизировать расходы по управлению сетью, подключениями и устройствами для максимизации прибыли.

Один из способов достижения этих целей — использование единой платформы управления IoT-подключениями, которая представляет собой комплексное решение для автоматизации основных бизнес-процессов операторов связи на рынке IoT и межмашинных коммуникаций (М2М), от проверенных российских вендоров. Такая платформа должна обеспечивать полный цикл выстраивания взаимоотношений с IoT-клиентами — помогать провайдерам связи подключать и тарифицировать услуги IoT в режиме реального времени, управлять продуктовыми предложениями и впоследствии выставлять счета, а также давать пользователям IoT-сервисов возможность самостоятельно управлять IoT-устройствами, упрощая подключение новых клиентов и создание тарифных планов. Кроме того, с помощью такой платформы операторы могут значительно сократить время вывода новых услуг на рынок.

Функция управления IoT-подключениями часто является частью BSS-системы (Business Support System, системы, используемые поставщиками телеком-услуг для управления взаимодействием со своими клиентами), и поэтому операторам связи приходится приобретать или заменять целиком весь BSS-контур для развития IoT-сегмента. Это дорого и неудобно, поскольку у большинства операторов уже установлено определенное биллинговое решение.

Современные IoT-платформы — это самостоятельные решения, которые могут работать как независимо, так и в интеграции со сторонней BSS-системой. Они гарантируют управление подключениями, включая базовое управление устройствами, обслуживание и самообслуживание клиентов, управление продуктами и тарификацию в режиме реального времени, а также формирование счетов. После этого счета отправляются в биллинговое решение, которым уже пользуется оператор связи, для обеспечения взаиморасчетов с IoT-клиентами.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Мобильный диагноз: интернет вещей в российской медицине

Перспективы IIoT

Промышленный интернет вещей будет оказывать влияние на компании из различных отраслей, поскольку они стремятся повысить эффективность бизнеса с помощью автоматизации производства, а также за счет импортозамещения оборудования и технологий. Ожидается, что процент платформенных российских решений для IIoT будет стремительно расти до 2030 года из-за ухода зарубежных вендоров из России. Это повлияет на всех игроков рынка, станет активной точкой роста — например, телеком операторы будут расширять предлагаемые IoT-решения до вертикальных.

По прогнозам Strategy Analytics, основные тенденции в развитии IoT в 2024-2025 годах включают дальнейшее развитие возможностей подключения технологии, использование цифровых и интегрированных сим-карт, 5G RedCap, консолидацию рынка интернета вещей и повышенное внимание к устойчивому развитию. Взрывной рост количества IoT-устройств и передаваемой ими информации привели к появлению концепции зеленого IoT. Ее суть — в повышении эффективности IoT-устройств и при этом в уменьшении их влияния на окружающую среду — карбонного следа, загрязнения радиоэфира и т. д. В ближайшие годы рынок также будет укрепляться за счет создания российскими операторами связи развитой инфраструктуры сетей NB-IoT.

Обновлено 06.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть