Аналитики говорят о росте технологического рынка Латинской Америки, который рождает все больше стартапов-единорогов и привлекает инвестиции от международных венчурных фондов. Ожидается, что рынок услуг в области информационных технологий в регионе LATAM вырастет на $48,44 млрд при среднегодовом темпе роста 8,09% до 2028 года. При этом выручка на рынке IT-услуг увеличится до $56,53 млрд в 2024 году и достигнет $74,49 млрд в 2029-м. В 2022 году регион привлек рекордные $224,5 млрд иностранных инвестиций, что на 55,2% больше, чем годом ранее. Лидерами по привлечению вложений стали Бразилия, Мексика, Чили, Колумбия, Аргентина и Перу — самые крупные страны региона. «РБК Тренды» разбирались, как развивается местный IT-ландшафт и какие перспективы у латиноамериканских технологий.
Факторы роста рынка
По данным аналитиков Statista, рынок IT-услуг в LATAM переживает значительный рост, который обусловлен рядом факторов:
-
общий рост интереса мировых компаний к аутсорсингу;
-
рост спроса на региональные облачные сервисы, включая инфраструктуру как услугу (IaaS), платформу как услугу (PaaS) и программное обеспечение как услугу (SaaS), а также услуги обеспечения кибербезопасности;
-
интерес к местным специалистам за счет наличия сильного кадрового резерва. Только в Мексике и Бразилии университеты выпускают в общей сложности более 600 тыс. разработчиков программного обеспечения каждый год;
-
распространение английского языка. В Индексе EF, который оценивает уровень владения английским языком среди 2,2 млн взрослых в 113 странах и регионах, Латинская Америка находится на втором месте по этому показателю после Европы.
Кроме того, в последние годы в LATAM наблюдается устойчивый экономический рост, что привело к увеличению инвестиций в технологическую инфраструктуру и инициативы цифровой трансформации. Всего за десять лет проникновение интернета в Латинской Америке резко возросло с 43 до 78%. Правительства предлагают свои инициативы по продвижению IT-сектора и привлечению иностранных инвестиций. Так, в Бразилии правительство запустило инициативу Digital Brazil, направленную на расширение доступа к цифровым услугам.
Тренды рынка
Самыми быстрорастущими областями IT-рынка Латинской Америки стали:
-
ИИ. В 2023 году регион привлек более $3 млн для стартапов в области искусственного интеллекта. Около 71% местных компаний уже применяют ИИ-технологии, при этом LATAM оказался в топе регионов по скорости внедрения таких инструментов. Прогнозируется, что к 2030 году доля ИИ в ВВП Латинской Америки составит до 5,4%, или $500 млрд.
-
FinTech. Число стартапов в этой области выросло более чем на 340% с 2017 года, превысив 3 тыс. Большая часть стартапов развивают технологии платежей и денежных переводов, кредитования и управления корпоративными финансами.
-
HealthTech. Пандемия стала катализатором роста этого сектора. Инвестиции в регионе увеличились на 4700% с 2015 по 2021 год, а число стартапов в тот же период выросло на 1800%. Прогнозируется, что рынок цифрового здравоохранения в Южной Америке достигнет $10,43 млрд в 2027 году, а рынок телемедицины будет оцениваться в $5,6 млрд к 2026 году.
Международные проекты
Ключевые игроки на рынке IT-услуг проявляют интерес к Латинской Америке, заключая сделки с местными компаниями и развивая инфраструктуру в регионе.
Примеры:
-
Американский оператор дата-центров Equinix построил Центр обработки данных (ЦОД) в колумбийской Боготе стоимостью $45 млн.
-
Международная компания HCL Technologies подписала соглашение о сотрудничестве с региональной компанией цифровой трансформации NEORIS. Стороны будут предоставлять клиентам на мировых рынках прорывные решения для внедрения цифровых технологий, которые позволят увеличить время использования приложений, автоматизировать операции по управлению бизнесом и интегрировать другие IT-услуги. Это позволит партнерам выйти на новые рынки, в том числе в США, Европе и Азии. HCL Technologies также объявила, что наймет 1300 сотрудников для офиса в Мехико.
-
IBM открыла первый IBM Cloud Multizone Region в Латинской Америке. Он охватывает центры обработки данных в Бразилии, позволит строить новые ЦОДы и ускорить внедрение гибридного облака в регионе. Наличие регионального объединения ЦОДов гарантирует, что все данные клиентов будут обрабатываться на месте. Это позволит IBM работать с клиентами в сфере финансовых услуг, государственного управления и телекоммуникаций. Компания намерена предлагать такие услуги, как IBM Hyper Protect Crypto Services, что позволяет контролировать доступ к данным благодаря ключам шифрования без доступа третьей стороны.
-
SoftBank Group запустил в Латинской Америке Fund II — специализированный частный инвестиционный фонд, ориентированный на латиноамериканские технологические компании, с бюджетом $3 млрд.
-
Dell Technologies выбрала бразильскую платформу гипермасштабирования ЦОДов Scala Data Centers для размещения своих данных в Сан-Паулу.
-
Ирландская Accenture приобрела бразильскую фирму по работе с облачными данными Tenbu, которая специализируется на продуктах для интеллектуального принятия решений и планирования в таких областях, как аналитика, большие данные и машинное обучение. IT-гигант объявил, что сделка расширит его облачные возможности в Латинской Америке и во всем мире.
-
Международный бренд «Яндекс Такси» Yango развивает сервис такси и доставки в Перу, Боливии, Гватемале и Колумбии.
Стартапы
В странах Латинской Америки насчитываются более тысячи стартапов и десятки единорогов с оценкой выше $1 млрд. Объем венчурных инвестиций в регион достиг в 2023 году $4 млрд, увеличившись с 2016 года в восемь раз.
Kavak
Это самый дорогой стартап-единорог в Латинской Америке, оценка которого превышает $8,7 млрд. Он занимается продажей подержанных автомобилей. В Kavak разработали алгоритм, который использует общедоступную информацию из сферы автомобильной промышленности, а также собственные данные стартапа для прогнозирования рыночных цен на авто. Стартап покупает подержанные транспортные средства у хозяев, восстанавливает их и перепродает клиентам, давая гарантию. Kavak работает в Чили, Колумбии, Перу, а недавно вышел на рынок Турции.
Rappi
Еще один единорог с оценкой $5,2 млрд. Изначально колумбийский стартап позиционировал себя как приложение для доставки, однако теперь он стал полноценной FinTech-компанией. Rappi работает в странах Латинской Америки, включая Аргентину и Бразилию, сотрудничает с 350 тыс. курьеров и 600 тыс. предприятий. Стартап основал собственный цифровой банк RappiBank, цифрового поставщика финансовых услуг RappiPay и в сотрудничестве с Visa предлагает кредитные карты RappiCard, которые работают по всему миру.
Osana
Это аргентинский MedTech-стартап, цель которого — трансформировать инфраструктуру здравоохранения в Латинской Америке. Osana предлагает предприятиям здравоохранения программно-аппаратные интерфейсы для внедрения телемедицины и продвинутой диагностики. Также стартап разрабатывает решения для фармацевтической промышленности, чтобы упростить логистику и платежи. Osana работает не только в большинстве стран Латинской Америки, но и в США.
Moss
Этот бразильский стартап пытается решить проблемы экологии. Он разрабатывает систему мониторинга тропических лесов Амазонки, используя технологию больших данных и картирование 16 баз данных федерального правительства Бразилии. Система Moss в режиме реального времени определяет районы, находящиеся под угрозой вырубки или лесных пожаров. Стартап работает с владельцами земель для предотвращения проблем или самостоятельно восстанавливает леса. Он частично финансирует свою работу за счет выпуска невзаимозаменяемых токенов (NFT), покупатели которых получают цифровые сертификаты собственности на свободные земли и участвуют в их сохранении. На платформе Moss также можно компенсировать выбросы CO2 с помощью MCO2 — криптовалютного актива, чей токен эквивалентен углеродному кредиту. Стартап утверждает, что покупка одного кредита позволяет предотвратить выброс в атмосферу одной тонны углекислого газа. Стартап уже помог сохранить территории, эквивалентные 1,3 млн футбольных полей.
Henry
Это аргентинский EdTech-стартап, который вошел в акселератор Y Combinator. Он занимается обучением разработчиков программного обеспечения и их трудоустройством. Henry начинает брать оплату за обучение только после того, как молодой специалист получает работу. В течение двух лет разработчики отчисляют максимум 15% от своего заработка. В настоящее время Henry предлагает четырехмесячные курсы разработки полного цикла, которые охватывают основные инструменты программирования. Стартап обучил уже более 10 тыс. разработчиков.
NotCo
Этот FoodTech-стартап сотрудничает с крупными брендами, такими как Starbucks, Dunkin Donuts и Burger King, чтобы заменять животный белок в молочных продуктах, яйцах и мясе на растительные альтернативы. Стартап использует собственный алгоритм искусственного интеллекта Giuseppe, чтобы разрабатывать продукцию. Он уже представил такие продукты, как NotMilk, NotBurger, NotIceCream и NotMayo. Эти товары продаются в сетевых магазинах Whole Foods, Sprouts и на сайте Amazon. Оценка стартапа достигла $1,5 млрд.
Loggi
Это бразильский стартап, который разработал платформу для логистических компаний. Она позволяет курьерам забирать посылки, отслеживать их по отдельности или в группах, общаться друг с другом и с клиентами, обновлять статусы доставки в режиме реального времени и многое другое. Кроме того, Loggi разработал приложение для доставки еды из ресторанов и с площадок электронной коммерции. Оценка стартапа в 2021 году составила почти $2 млрд.