Какими будут Олимпиады будущего: киберспорт и роботы

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Олимпийские игры часто становятся витриной технологического прогресса. Разбираемся, почему уже в 2025 году будут проводиться всемирные Игры по киберспорту и как в них участвуют роботы

Олимпиада по киберспорту

12 июля 2024 года Саудовская Аравия и Международный олимпийский комитет (МОК) объявили, что заключили 12-летнее соглашение о проведении новой Олимпиады по киберспорту. Первая пройдет в Саудовской Аравии в 2025 году. О потенциальном бюджете не сообщалось. Принц Абдулазиз, который возглавляет Национальный олимпийский комитет королевства, заявил: «Это естественный следующий шаг для наших молодых спортсменов, нашей страны и мирового сообщества киберспорта».

В июне 2024 года в МОК заявили, что планируют запустить Олимпиаду по видеоиграм, чтобы попытаться привлечь и удержать молодых болельщиков и зрителей. Объявив о сделке с Саудовской Аравией, представители комитета отметили, что соглашение «обеспечило соблюдение олимпийских ценностей» через «продвижение гендерного равенства и взаимодействие с молодой аудиторией, которая осваивает киберспорт». Объявление было сделано в момент, когда в Эр-Рияде, столице королевства, проходил двухмесячный чемпионат мира по киберспорту. 

Фото:Kandinsky
Экономика инноваций МОК одобрил создание Олимпийских Киберспортивных Игр

Будущее киберспорта

23 июля 2024 года Международный Олимпийский Комитет утвердил создание Олимпийских киберспортивных Игр (Olympic Esports Games) после голосования на 142-й сессии в Лозанне (Швейцария).

Глава МОК Томас Бах заявил: «Нам очень повезло, что мы можем работать с комитетом Саудовской Аравии над Олимпийскими играми по киберспорту, потому что он обладает огромным, если не сказать уникальным, опытом в этой области». Спортивный чиновник также заявлял, что соревнования по видеоиграм будут проводиться по отличающейся от обычных Игр финансовой модели, но детали пока не известны.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Медали, форма, стадионы: как изменились Олимпийские игры за 100 лет

Роботы на Олимпиаде

Включение киберспорта в олимпийскую модель поднимает вопрос: а что, если в ближайшие несколько лет к Играм начнут допускать последние разработки, например, ИИ и человекоподобных роботов? Безусловно, еще в начале 2000-х электронные машины неоднократно обыгрывали людей и в шахматы, и в шашки, и в го. Но смогут ли они победить человека в физических видах спорта?

В широком смысле слова роботом можно считать автомобиль на автопилоте, который может развить скорость гораздо выше, чем у человека. Гидравлический насос может демонстрировать невероятную силу. Однако если допускать до соревнований только антропоморфных роботов, то станет заметно, насколько хорошо человеческое тело приспособлено для физических упражнений.

Манипуляторы с электрическим приводом очень ограничены по сравнению с человеческими костями и мышцами. Большинство роботов обладают металлическими каркасами, которые отличаются недостаточной гибкостью. Они также намного тяжелее людей, что влияет на их скорость и расторопность. Даже самые продвинутые устройства от Boston Dynamics проигрывают людям в вариативности движений и возможности переключаться между разными задачами. В командных соревнованиях работающие по единым алгоритмам роботы с трудом могут взаимодействовать друг с другом — возможность передачи данных крайне ограничена.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Олимпийские виды спорта: какие соревнования пройдут в Париже в 2024 году

Роботы как олимпийские помощники

Пока доминирование роботов на Олимпийских играх не грозит человечеству, однако новые технологии активно применяются на соревнованиях. На последней зимней Олимпиаде в Пекине в 2022 году использовались и ИИ, и Интернет вещей, и близкие к роботизированным устройства.

Улучшение результатов с помощью ИИ

Многие сборные активно используют технологии ИИ для тренировок, улучшения результатов, слежения за показателями здоровья и безопасности. Нововведения включают в себя следующие разработки:

  • Камеры и датчики, например, в педалях велосипеда или обуви, которые могут непрерывно передавать данные тренерам, чтобы те могли вносить коррективы в программу упражнений.
  • Похожие на смарт-часы умные устройства, которые измеряют сатурацию, частоту сердечных сокращений и другие параметры, чтобы спортивные врачи могли уменьшить вероятность травм и помочь игрокам быстрее восстановиться.
  • Оборудование для мониторинга, которое помогает тренерскому составу предсказать следующий шаг команды соперника или отдельного спортсмена.
  • Программы ИИ, анализирующие данные о спортивных результатах и создающие индивидуальные планы тренировок, отдыха и питания.
  • Физические тесты с поддержкой ИИ, позволяющие выявить ранние признаки выгорания или связанных со стрессом травм.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 ИИ, цифровые двойники и 5G: технологии на летней Олимпиаде в Париже

Привлечение болельщиков

Инструменты искусственного интеллекта, такие как камеры компьютерного зрения, позволяют зрителям Олимпийских игр получить максимальное удовольствие от просмотра.

Система 3D-слежения за спортсменами (3DAT) с ИИ использует особенные камеры, чтобы предоставить болельщикам данные во время забегов и соревнований практически в режиме реального времени. ИИ также обеспечивает биомеханический анализ скорости спортсмена, пройденного расстояния и оставшегося времени для отображения на экране и использования во время повторов. На Играх 2028 года в Лос-Анджелесе эта система будет значительно расширена.

Робот-тренер по керлингу

Изобретатели и ученые из Харбинского политехнического университета в Китае создали робота-тренера по керлингу, который использует комбинацию распознавания изображений, ИИ и автоматической системы управления, чтобы помочь командам улучшить свои результаты. Робот имитирует процесс броска, что помогает спортсменам предсказывать возможные игровые ситуации до их возникновения.

Роботизированные повара и бармены

В 2022 году, чтобы держать под контролем распространение COVID-19 на Играх, организаторы решили привлечь роботов-поваров для приготовления и доставки еды для спортсменов и их команд. В число усовершенствований входили:

  • повар-бот с искусственным интеллектом, который готовил бургеры и другие горячие блюда;
  • кофейный робот, который перемалывал зерна и варил различные напитки;
  • подвешенная к потолку роборука, которая доставляла еду людям;
  • роботы-бармены, которые смешивали коктейли.
Обновлено 25.07.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть