Как цифра помогает развивать культуру непрерывных улучшений

Фото: пресс-служба ФЦК
Фото: пресс-служба ФЦК
Изучаем, как разработанное Федеральным центром компетенций IT-решение по подаче рацпредложений ускоряет их реализацию и повышает эффективность бизнеса

Потребность во внедрении на предприятиях культуры непрерывных улучшений сегодня велика как никогда. Экономика испытывает огромный дефицит кадров, который, скорее всего, будет только увеличиваться. И повышение производительности труда, в том числе за счет внедрения инноваций, — один из способов решения этой проблемы, говорит декан факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ Президентской академии Илья Шебураков: «Есть хорошо проторенная дорога, по которой вслед за японской «Тойотой» пошел сначала наш «Газпром», затем Сбербанк, «Росатом» и многие другие предприятия. Этот путь — бережливое производство».

Неотъемлемый элемент бережливого производства — система предложений по его улучшениям, когда каждый сотрудник компании непрерывно улучшает рабочие процессы. Работа с предложениями позволяет получить значительный экономический эффект при сравнительно малых затратах на реализацию, отмечают эксперты Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) — оператора национального проекта «Производительность труда» в части адресной поддержки предприятий. При этом никто не знает о существующих проблемах и способах их решения лучше, чем сотрудники на своих рабочих местах.

Сегодня руководителям компаний стоит обратить внимание на развитие у сотрудников новой компетенции — навыка постоянно улучшать собственные процессы, отмечает генеральный директор ФЦК Николай Соломон: «Это и есть культура непрерывных улучшений. Это не проектная деятельность, которая обязательно заканчивается. Это образ жизни, способность, которая при правильной мотивации будет ежедневно приносить пользу, а человек с такой компетенцией станет боевой единицей компании».

Фото:Freepik
Экономика образования Кто такой консультант по непрерывному образованию и чем он занимается

Помимо прямых эффектов от внедрения предложений по улучшению рационализаторская активность содействует общему повышению культуры производства и корпоративной этики, добавляет замдиректора ИНП РАН Дмитрий Кувалин. Если работник вносит рацпредложение, значит, ему небезразличны результаты предприятия, качество производимой продукции и общее состояние дел на производстве.

Кроме того, рационализаторская активность свидетельствует о хорошем моральном климате на предприятии и взаимопонимании между руководством и подчиненными. «В конечном счете все это положительно сказывается как на финансовых показателях предприятия, так и на качестве производимых им товаров и услуг», — говорит Кувалин.

Как информационные технологии помогают оптимизировать систему сбора рацпредложений

Система сбора предложений по улучшениям уже действует либо внедряется в 97% предприятий — участников нацпроекта «Производительность труда», показал недавний опрос ФЦК. Однако зачастую эта работа проводится по старинке: менее половины предложений подаются в электронном виде, а полноценную базу полезных инициатив накапливают лишь 38% опрошенных компаний. И это заметно снижает эффективность системы.

В помощь компаниям, заинтересованным в совершенствовании культуры непрерывных улучшений, в ФЦК разработали коробочное IT-решение по подаче рацпредложений. Оно позволяет отслеживать линейный жизненный цикл предложения (создание — согласование — реализацию) и предусматривает различные варианты обработки данных: эскалацию, возврат на доработку, смену исполнителя, вынос на экспертный совет, проведение голосования и т.д. В системе также реализована интеграция с другим корпоративным ПО: почтой для оперативного информирования о статусе реализации предложения и 1С для загрузки информации о структуре компании и ее сотрудниках.

Система помогает ускорить рассмотрение и внедрение улучшений, а также повысить эффективность контроля над их реализацией, исключить дублирование и выявить лучших рационализаторов компании, отмечают в ФЦК. Сама по себе система является примером бережливого производства, организуя оптимальный путь движения предложения и исключая его лишнюю обработку.

Система работает как на персональных компьютерах, так и на мобильных устройствах и может быть использована средними и крупными компаниями самых разных отраслей экономики: от сельского хозяйства до металлургической промышленности. IT-решение настраивается под запросы клиента, его можно приобрести по облачной подписке или установить на серверы клиента. Возможно также настроить систему под особые нужды заказчика: переработать дизайн, интегрировать ее с другими системами, например корпоративным порталом компании, настроить автоматическое формирование уникальной отчетности, рейтингов и уведомлений.

Фото:Kandinsky 2.2
Футурология Непрерывное обучение и гибкая карьера: как нейросети изменят рынок труда

Результаты внедрения интеллектуальной системы

Как показал опыт компаний, уже опробовавших новшество у себя на производстве, система позволяет в три раза быстрее подать рацпредложение, в пять раз сократить путь от подачи идеи до принятия решения, а также исключить из процесса контроля сбора и обработки идей одного-двух человек в подразделении, отмечают в ФЦК.

Автоматизированная система существенно упростила процесс подачи рацпредложений в ГК «Москабельмет». По словам заместителя генерального директора по развитию производственной инфраструктуры и инновациям компании Яна Анисова, взрывной рост активности сотрудников произошел уже через год после внедрения системы в 2022 году: «Спустя год количество поданных предложений по улучшению увеличилось более чем в десять раз — до 500, в 2024 году ожидаем роста до 1500».

Еще один пример — ЗАО «Болотнинская гофротара». По словам заместителя генерального директора компании Полины Фесиковой, после запуска системы и расширения каналов обратной связи с подающими рацпредложения сотрудниками количество предлагаемых идей выросло в 2,5 раза. При этом отправляется на доработку или отклоняется сейчас всего 5% от поданных предложений. «Мы увидели и новый эффект: наши сотрудники начали подавать коллективные предложения по улучшению. Бригады собираются, вместе разрабатывают решения и выходят коллективно с идеей, чтобы сделать какой-то процесс или рабочее место лучше», — констатирует эксперт.

Фото: Unsplash
Индустрия 4.0 4 тренда в управлении непрерывностью бизнеса

В самом ФЦК цифровое решение по подаче предложений по улучшению внедрено в 2021 году и непрерывно совершенствуется. За это время накоплено несколько тысяч предложений по улучшению, и каждый день подаются новые предложения, в том числе по развитию функционала самой системы.

Лучшие практики развития культуры непрерывных улучшений на предприятиях будут представлены на VI федеральном форуме «Производительность 360» — в ходе сессии «Новое мышление: зачем предприятиям культура непрерывных улучшений». На сессии также подведут итоги федерального конкурса лучших предложений по улучшениям.

Форум пройдет с 17 по 18 октября в Москве в технопарке «Сколково». Организаторы: Минэкономразвития России и ФЦК при поддержке правительства Москвы.

Реклама, Федеральный Центр Компетенций в сфере производительности труда, erid: F7NfYUJCUneP2WapZ4Zy

Обновлено 02.10.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть