Что Россия и Китай могут предложить друг другу
Экономическое сотрудничество России и Китая расширяется быстрее, чем прогнозировалось. По итогам 2023 года объем взаимной торговли вышел на рекорд и превысил $240 млрд, хотя еще в октябре ведомства ожидали на $20 млрд меньше.
Но бизнесу приходится действовать в условиях сдерживающих мер, особенно в промышленной и технологической сферах. Многие страны ограничивают импорт и экспорт товаров, связанных с передовыми технологиями, говорит замдиректора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина. Это касается и Китая.
По словам эксперта, промышленная политика КНР стимулирует локализацию и ограничивает более 90% импорта продукции по чувствительным категориям. Например, товаров с использованием передовых производственных технологий или технологий двойного назначения.
Поставки из КНР в другие страны тоже ограничены. «Экспортный контроль Китая распространяется почти на тысячу товарных позиций с передовыми технологиями. Это одна пятая всех товарных позиций, существующих и учитываемых в мировой торговле», — комментирует Анна Федюнина.
Тем не менее, продолжает она, сотрудничество России и Китая может и должно развиваться в сфере технологий массового использования, которые не относятся к чувствительным. Речь идет об автоматизации производственных процессов, системах автоматического контроля качества на заводах, интеллектуальных складских системах, «умных фабриках», промышленной робототехнике. По оценке НИУ ВШЭ, после того как западные игроки ушли с российского рынка, Китай нарастил долю в российском импорте роботов с 11 до 58%.
Старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Маргулис отмечает, что и сам Китай сильно заинтересован в российских фундаментальных исследованиях в области ядерной физики, нефтехимии и ряде других отраслей. При этом ведущую роль в обмене технологиями может сыграть крупный бизнес.
Сергей Маргулис, РАНХиГС:
«Сейчас китайские инвесторы стараются активно сотрудничать именно с крупными российскими компаниями, тесно «переплетенными» с государством, — это выступает в некотором роде гарантией успешности реализации проекта. Для этого уже разработана нормативно-правовая база, в том числе реализуемая ныне «дорожная карта» по инвестиционному сотрудничеству».
В каких проектах сотрудничают страны
Всего РФ и КНР реализуют 80 совместных инвестпроектов на общую сумму почти ₽20 трлн. По многим направлениям компании двух стран начали сотрудничать задолго до 2022 года, а западные санкции послужили дополнительным драйвером. Нередко российский бизнес находит в Китае продукты, технологии и решения, которые теперь нельзя получить из недружественных государств.
Разработка месторождений
Китай охотно вкладывается в добычу и переработку природных ресурсов в России, а российская сторона заинтересована в китайских инвестициях и технологиях. Например, еще в 2013 году КНР решила выделить $2 млрд на проекты по добыче угля в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В 2024 году партнеров из КНР попросили проработать проект фабрики для свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле. Дивизионы «Росатома» уже подписали меморандум с китайской компанией NFC. Она не раз выступала международным подрядчиком в проектах по добыче цветных металлов.
Ранее месторождение на Новой Земле хотели разрабатывать с финскими компаниями, и они даже создали эскизный проект плавучей обогатительной фабрики. Однако у китайских верфей также есть мощности и компетенции по строительству плавучих фабрик, которые понадобятся на архипелаге.
Металлургия
Еще один проект в российско-китайском сотрудничестве: «Норникель» переносит плавильные мощности Медного завода из Норильска в КНР. Завершить перенос планируют в 2027 году. Совместный проект с китайскими партнерами позволит уйти от больших потерь, вызванных трудностями с расчетами, отказами от поставок, скидками на металл.
Решение о переносе части мощностей в Китай также связано с санкциями США и Великобритании, которые запрещают импорт и торговлю российскими металлами на Лондонской и Чикагской биржевых площадках.
Как устроен проект по переносу мощностей в Китай
- Медный концентрат объемом 2 млн т в год для завода в Китае планируют отправлять через Северный морской путь.
- Побочным продуктом при производстве меди может быть серная кислота, которая также востребована на китайском рынке.
- Медный завод в Норильске, построенный в середине XX века, является одним из главных источников загрязнения города. В итоге грязное производство закроют.
- «Норникель» сможет продлить цепочку создания стоимости и получить продвинутые компетенции через трансфер технологий, в частности по производству батарейных материалов. Эти технологии планируют использовать на новом производстве уже на территории России.
Нефтегазохимия
Россия надеется привлечь китайскую сторону к проекту по строительству СПГ-завода в Усть-Луге (Ленинградская область), который ведут «Газпром» и «Русгаздобыча». Комплекс должен стать самым мощным по объему переработки газа в РФ и крупнейшим по объему производства СПГ в Северо-Западной Европе.
Запланированная производственная мощность — 13 млн т СПГ в год. Спрос на продукцию обеспечат Китай, Индия и ряд стран Юго-Восточной Азии.
Кроме того, в 2019 году «Сибур» и китайская Sinopec планировали создать в КНР совместное предприятие по производству каучуков. Проект «поставили на паузу», но у компаний есть и другие совместные инициативы. Они, в частности, построят завод по производству полиэтилена в Казахстане вместе с «КазМунайГазом».
Сергей Маргулис, РАНХиГС:
«Ситуация с локализацией производства очень сильно зависит от сферы. Есть сферы, которые для Китая особо интересны. Яркий пример — участие в проекте «Ямал СПГ», в котором 20% акций принадлежат китайской нефтяной компании CNPC, а еще 10% — Фонду Шелкового пути, где доля Китая весьма значительна. Sinopec также приобрела около 10% холдинга «Сибур», то есть в случае нефтехимии, которая явно интересна Китаю, они активно участвуют в создании промышленных мощностей на территории России. Когда же речь идет о менее интересных для КНР сферах сотрудничества с Россией и передаче технологий, проблема локализации действительно существует».
Автопром и электротранспорт
В России уже работают заводы Haval (подразделение китайской компании Great Wall Motor, которое выпускает кроссоверы и внедорожники) и совместное предприятие Weichai с КАМАЗом, специализирующееся на производстве двигателей.
За последние два года доля автомобилей на китайских платформах в РФ значительно выросла, говорят в Минпромторге. Но локализация этих машин в части автоэлектроники, как правило, ограничивается установкой системы «Эра-Глонасс». Россия же хочет внедрять в автомобили глубоко локализованную автоэлектронику: она обеспечивает значительную часть функционала и занимает до 40% в себестоимости машины. Поэтому министерство готовит график локализации для китайских производителей.
В список перспективных российско-китайских проектов вошло и создание электромобиля «Атом». Его разработчик, компания «Кама», использует собственные лаборатории в России и Китае. А Российский фонд прямых инвестиций, который вкладывает средства в проект, планирует привлечь в него китайских партнеров.
Космос
Россия и Китай планируют вместе построить Международную научную лунную станцию с АЭС. Российские специалисты уже начали разработку энергоустановки. Доставить ее и смонтировать на поверхности спутника Земли планируется в 2033–2035 годах.
На первом этапе развития программы РФ и КНР будут исследовать Луну, определят место размещения станции и посадки кораблей с необходимыми строительными материалами. На втором — организуют центр управления лунной станцией и доставку объемных грузов, создадут орбитальные модули для подачи электроснабжения, коммуникации и обеспечения транспортных услуг. Третий этап предусматривает освоение Луны и расширение станции.
Виталий Манкевич, председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей:
«Россия сильна космическими технологиями, тогда как космонавтика Китая достаточно молода, хоть и быстро развивается. Думаю, что в рамках создания совместной российско-китайской лунной станции обмены в этой сфере будут достаточно активными».
Алексей Калинин, проректор по исследованиям Школы управления «Сколково»:
«Совместные проекты по освоению космоса и разработке космических аппаратов могут быть взаимовыгодными. Китай активно развивает свою космическую программу, однако именно Россия остается традиционно ключевым игроком на рынке. Сейчас разворачивается активная конкуренция мировых держав за освоение «новых пространств» и разработка новых технологических платформ, космос — одна из таких отраслей. Китай традиционно был заинтересован в получении российского опыта и технологий авиакосмической отрасли России».
Инфраструктура
Расширение торговли и совместных предприятий требует развития транспортно-логистической инфраструктуры. В этой области запланировано множество проектов — от отдельных логистических комплексов и транспортных объектов до транснациональных инициатив, таких как газопровод «Сила Сибири — 2», ВСМ «Москва — Казань» (часть проекта «Один пояс — один путь»), «Новый сухопутный зерновой коридор Россия — Китай», развитие Северного морского пути. Они не просто дают возможность усилить логистику и наращивать объемы поставок, но и позволяют обмениваться технологиями.
«Китай — один из мировых лидеров судостроения, строительства высокоскоростных железных дорог, портов и терминалов, производства локомотивов и подвижного состава, а также развития современных портов, например для совместной реализации арктических проектов», — говорит Алексей Калинин.
Что стимулирует развитие проектов
По словам Калинина, ключевой фактор планомерного сотрудничества между странами — стабильная политическая среда и последовательная экономическая политика.
Среди других факторов эксперт называет развитие совместных инвестиционных фондов, программ льготного кредитования, инфраструктуры расчетов и платежей, создание совместных исследовательских центров и технопарков, а также обучение и подготовку квалифицированных специалистов в обеих странах.
В то же время Калинин призывает не забывать о том, что отношения России и Китая неравнозначны: КНР для РФ — крупнейший экономический партнер, обеспечивающий более трети внешнеэкономического оборота, а экономика Китая все же ориентируется прежде всего на Европу и США.
«Вместе с тем западные санкции, наложенные на Россию, а также торговые ограничения со стороны Запада, с которыми сталкивается Китай в отдельных секторах, стали стимулирующим фактором для российско-китайских экономических отношений», — добавляет проректор по исследованиям Школы управления «Сколково».
«Нужно понимать, что нам это сотрудничество гораздо важнее, чем Китаю, у которого недостатка в партнерах нет. Реализации проектов мешает санкционный режим, который отпугивает достаточно многих китайских партнеров, особенно тех, у кого есть бизнес и активы на Западе. Таким образом, «мяч» на нашей стороне — мы должны предложить Китаю не только выгодные, но и безопасные для них форматы сотрудничества», — заключает Виталий Манкевич.