Пять трендов телекома в России: от ИИ до консолидации экосистем

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Телеком — отрасль, которая быстрее других внедряет в процессы прорывные технологии. Разбираем, как в ближайшие годы она изменится в России, почему искусственный интеллект сделает нашу жизнь и проще, и сложнее

Об авторе: Евгений Черешнев — член правления, вице-президент по стратегии и инновациям МТС, основатель и гендиректор центра перспективных разработок Future Crew, обладатель шести патентов в области технологий искусственного интеллекта, дата-менеджмента и кибербезопасности. Автор научно-популярной книги об опасностях ИИ «Форма Жизни № 4», финалиста премии «Книга года России 2022».

Согласно прогнозу аудиторской компании PwC Global Telecom Outlook, опубликованному в сентябре 2023 года, одной из глобальных тенденций развития телеком-рынка до 2030 года станет расширение числа сервисов внутри экосистем, а также рост расходов телеком-операторов на инновации, в том числе внедрение ИИ. Говоря о российском рынке, к этим трендам можно добавить стремление к технологической независимости и укрупнение экосистем.

Будут ли телеком-компании упрощать нашу жизнь с помощью ИИ и к чему это приведет

К 2030 году телеком-компании разделятся на две категории: первые включат ИИ почти во все свои процессы, а вторые просто перестанут существовать. Внедрением генеративного искусственного интеллекта сейчас занимаются как российские, так и глобальные игроки, и перспективы таких технологий на годы вперед очевидны прямо сейчас. В январе Vodafone и Microsoft подписали десятилетний контракт, согласно которому оператор инвестирует $1,5 млрд в облачные технологии и ориентированные на клиентов услуги искусственного интеллекта.

Самая понятная ниша для ИИ в телекоме — это кибербезопасность и антифрод. Например, ИИ сможет применяться для анализа поведения и скоринга голосовых биометрических маркеров во входящих звонках для создания базы данных идентифицированных злоумышленников. Появление таких систем приведет к тому, что человек, сегодня решивший подзаработать вымогательством денег по телефону, уже завтра будет пойман, например, при попытке заселения в отель или вызове курьера антифрод-системы с применением ИИ смогут идентифицировать голос злоумышленника, а также опознать его устройства, подключенные к беспроводным сетям всех типов.

Если же говорить именно о кибербезопасности в традиционном ее понимании, то там ИИ будет, в первую очередь, применяться как второй пилот для профильных специалистов. Искусственный интеллект возьмет на себя автоматизацию устранения большинства угроз, помощь в динамической идентификации и классификации наиболее уязвимых активов. Немаловажно, что ИИ сможет противодействовать «плохому ИИ»: ведь передовые инструменты будут доступны и злоумышленникам.

Вне контура кибербезопасности ИИ будет жить во всех сервисах телеком-оператора, он станет интерфейсом между человеком и цифровым миром, к которому пользователь сможет обращаться на естественном языке, чтобы получить совет или решить какую-то проблему.

Фото:Dalle-3
Индустрия 4.0 Как изменилась сфера телекома с появлением облачных технологий

Генеративный ИИ сможет оптимизировать расходы операторов связи

Компании будут ускоренно внедрять генеративный ИИ не только в клиентские сервисы, но и в собственные бизнес-процессы. Согласно отчету аналитической компании «Яков и Партнеры» от декабря 2023 года, каждая вторая опрошенная аналитиками компания в России уже экспериментирует с внедрением ИИ. Телеком-компании очень быстро перейдут от экспериментов к практике. В итоге Copilot-решения (ИИ-ассистенты, помогающие разработчикам писать код, например, GitHub Copilot) ускорят и оптимизируют разработку приложений, чат-боты с ИИ помогут генерировать изображения, например, для рекламных и маркетинговых проектов, а еще искусственный интеллект полностью разгрузит линейных специалистов служб поддержки первой и второй линий. Больше не придется ждать ответов на свои вопросы по 10 минут. Такой подход компаний рано или поздно приведет к снижению расходов, повышению удовлетворенности пользователей и оптимизации рабочих мест.

Еще в 2017 году McKinsey прогнозировал, что автоматизация и роботизация к 2030 году лишат работы 800 млн человек по всему миру. С учетом взрывного развития ИИ, я уверен, этот показатель превысит 1 млрд. Новые рабочие места тоже будут появляться, но баланс рынка труда недалекого будущего пока неочевиден: в таких масштабах, как они исчезают, новые рабочие места не создаются, и это важный красный флаг — проблема, которой нам всем надо заниматься. Есть основания полагать, что принципиально новые рабочие места будут появляться в цифровых экосистемах и метавселенных, когда людям за выполнения действий в цифровой среде будут выплачиваться вполне реальные деньги. Этот тренд многократно подтверждала индустрия онлайн-развлечений.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 На связи: кто создает аналоги зарубежных технологий для телекома

Пользователи станут лучше понимать ценность больших данных, а полная приватность в сети станет востребованной

Телеком-компаниям нужно принять тот факт, что отношение пользователей к большим данным постепенно будет меняться. Люди начнут осознавать, что те данные, которые они оставляют компаниям — это топливо, благодаря которому развиваются целые отрасли, в том числе и телеком. Это осознание приведет к тому, что у пользователей постепенно начнет расти спрос на собственную приватность в сети, на контроль своего цифрового следа, на возможность никому ничего о себе не объяснять или, как минимум, на монетизацию своих данных. Эти запросы аудитории приведут к появлению в портфелях телеком-операторов принципиально новых продуктов, которые смогут удовлетворить потребности абонентов, и речь идет не о 10–15 мелких сервисах, а о смене всей парадигмы работы. Мы в МТС не только видим огромный потенциал у продуктов, защищающих приватность, но прямо сейчас готовимся к выводу на рынок одного из них.

Фото:Пресс-служба МТТ
Индустрия 4.0 Как новые телеком-сервисы меняют коммуникацию бизнеса с клиентами

Философия экосистем изменится: иметь значение будет не число сервисов под капотом, а их уникальность

В ближайшие пять лет российский телекоммуникационный рынок ждет консолидация. Рынку не нужны десятки онлайн-кинотеатров, стриминг-сервисов музыки, онлайн-библиотек и т.д. Поэтому компаний, экосистем и сервисов внутри них, которые, по сути, конкурируют за одни и те же ресурсы, кадры и аудиторию, станет меньше. Оставшиеся на рынке две-три экосистемы начнут конкурировать по двум сутевым направлениям: в качества контента, сервисов и решений, и, что куда важнее, их инновационности.

Преимущество будет иметь не та экосистема, которая быстрее и лучше всех скопирует очередной зарубежный сервис, а та, что научится создавать принципиально новые уникальные продукты постоянно, а не разово. То есть, сможет полностью изменить подход к ведению бизнеса от финансово-потребительского к инженерно-созидательному. Простой пример: та компания, которая первой выведет на рынок ВКС с защитой от дипфейков, получит большое преимущество перед конкурентами.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Геоаналитика и цифровой туризм: как телеком помогает городам и регионам

Телеком-компании будут стремиться к большей технологической независимости

Санкции показали и российскому, и глобальному телеком-рынку, что цепочки поставок оборудования могут быть крайне неустойчивыми, а доступ к технологиям можно быстро перекрыть — США уже используют микропроцессоры и доступ к технологии их производства и внедрения, как инструмент геополитического давления. До всех телеком-компаний дошла простая мысль: если ты работаешь с критической информационной инфраструктурой, то ты должен вкладываться в собственные производство и инновационные разработки. Причем как в дающие быстрый результат, так и в долгие, фундаментальные исследования. Определять путь развития технологий, а не слепо следовать ему — это единственная возможность стать лидером. Я верю в нашу инженерную школу и в то, что дорогу осилит идущий. Нет сомнения, что на горизонте пяти лет мы станем совершенно другим типом государства — создающего то, чего еще вчера попросту не существовало.

Обновлено 26.04.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть