Как изменилась сфера телекома с появлением облачных технологий

Фото: Dalle-3
Фото: Dalle-3
«Цифра» повлияла на развитие многих отраслей. Рассказываем, как облачные технологии обеспечивают качественную связь, защищают данные пользователей и позволяют запускать проекты любой сложности

В рамках проекта «Цифровое слово» РБК совместно с компанией Positive Technologies рассказывает о цифровизации промышленности в России. Первый выпуск был посвящен цифровизации нефтехимической компании «Сибур», второй — IT-решениям ретейлера X5 Group, третий — цифровым технологиям в авиакомпании «Аэрофлот», четвертый — госкорпорации «Росатом». Герой нового выпуска — Beeline cloud. На примере этой компании рассказываем, как цифровые технологии меняют телеком.

Видео: РБК

Облачные технологии: для чего и кому

Объем рынка телекоммуникационных услуг в 2022 году превысил 1,8 трлн руб. Ключевой драйвер роста — мобильная связь, формирующая 60% выручки. Однако рынок телекома каждый год увеличивается на единицы процентов: в прошлом году рост составил 1,2%. Это один из самых низких показателей за последние годы, говорится в исследовании аналитического агентства «ТМТ Консалтинг». Это стимулирует представителей отрасли развивать другие ниши. Например, «ВымпелКом» («Билайн») увидел точку роста в развитии облачных технологий и Big Data. Бренд развивает Beeline cloud. Это российский облачный провайдер, который обслуживает более 3 тыс. компаний.

Облачные технологии, или облако, — модель предоставления вычислительных мощностей, решений для хранения данных и доступа к программному обеспечению через интернет. Они позволяют пользователям получить доступ к ресурсам и сервисам удаленно, без необходимости развертывания физической инфраструктуры на месте.

Согласно данным iKS-Consulting, в 2021 году спрос на облака повысился из-за ухода иностранных поставщиков ПО, а годом позже российский рынок облачных сервисов вырос на 41,6% и достиг отметки 86,6 млрд руб.

Модели предоставления облачных технологий:

  • IaaS (инфраструктура как сервис) — модель, при которой клиент арендует часть вычислительных ресурсов сервера и использует их для самостоятельного развертывания инфраструктуры.
  • PaaS (платформа как сервис) — клиент также арендует часть вычислительных ресурсов сервера, но получает как инфраструктуру, так и готовые инструменты под разные задачи. Например, для разработки приложений.
  • SaaS (программное обеспечение как сервис) — клиент получает готовый облачный сервис и просто пользуется им, например для хранения данных.

Александр Михалюк, директор по продуктам Beeline cloud, отмечает: «Тенденции современного бизнеса показали, что создать конкурентоспособный цифровой продукт без облака сейчас тяжело. Во-первых, облако позволяет быстро разрабатывать приложения и выпускать их на рынок, тем самым сокращает time-to-market — время от идеи продуктов до его вывода на рынок. Во-вторых, позволяют достаточно быстро масштабировать всю инфраструктуру. Облака ценятся тем, что они очень эластичны. Например, компания может заказать у провайдера чуть больше серверов, а потом вернуть, когда пик спроса пройдет».

По словам генерального директора Beeline cloud Олега Мотовилова, основная целевая аудитория бизнеса — энтерпрайз-компании. С помощью облака организации высвобождают свои ресурсы для развития, а не для сопровождения инфраструктуры.

Олег Мотовилов: «Десять лет назад компании боялись сервисной модели. Они любили покупать оборудование, хранили у себя, разворачивали на нем какие-то сервисы и сами занимались администрированием. Пять лет назад большое количество предприятий поняли, что лучше потратить ресурсы на развитие и перейти на сервисную модель. Два года назад все это еще сильнее ускорилось».

В 2022 году российские провайдеры испытали трудности в поставках западного оборудования, так как правила взаимодействия с партнерами и цепочки поставок изменились. Однако, как отметил Мотовилов, цена и объемы поставок оборудования остались на прежнем уровне. Сейчас российский облачный рынок развивается по собственному сценарию, без оглядки на западные компании. «Если раньше многие предполагали, что иностранные игроки предоставляют гораздо лучший сервис, SLA (документ, которым провайдер гарантирует параметры качества услуги. — РБК Тренды), клиентскую поддержку, то со временем все поняли, что это не так, — рассказал Олег Мотовилов. — У наших иностранных коллег очень развиты платформенные продукты и те, которые помогают развивать искусственный интеллект и машинное обучение. В России мало компаний, которые могут предоставить такой же уровень сервиса».

В Beeline cloud как раз планируют завоевать этот сегмент рынка. Компания развивает сервисы, связанные с искусственным интеллектом и машинным обучением, и готовится предлагать гибридные продукты вместе с подразделением Big Data. Также в компании изначально делали акцент на информационную безопасность, и бизнес продолжит развиваться в этом направлении.

Фото:Shutterstock
Экономика образования О — облачный капитализм: данные как двигатель экономики

Облако против кибератак

Облачные и телекоммуникационные сервисы работают круглосуточно, потому что от них зависят бизнесы клиентов. Чтобы сервис предоставлялся бесперебойно, на каждом уровне выстроена своя система безопасности. Например, в центре обработки данных (ЦОД) все инженерные системы дублируются. Подачу электроэнергии обеспечивают две и более ТЭЦ, а информационная система находится в нескольких ЦОДах, говорит директор по информационной безопасности Beeline cloud Егор Бигун.

Каждый день на отечественные ресурсы совершается более 170 хакерских атак. С начала 2023 года в публичный доступ утекло 445 млн строк конфиденциальных сведений о гражданах России.

Согласно отчету Positive Technologies, за первые три квартала 2023 года число атак на веб-ресурсы организаций возросло на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший удар пришелся на телеком: в 2023 году количество инцидентов увеличилось в 1,8 раза. «Жизнь отечественного специалиста по информационной безопасности разделилась на до 2022 года и после. После 2022 года количество кибератак не просто увеличилось, а увеличилось еще и в качестве. Например, количество DDOS-атак выросло в десятки. Количество сложных атак, которые бьют не по площадям, а конкретным заказчикам, также кратно выросло», — объяснил Егор Бигун.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Десять самых громких кибератак XXI века

Сервисы для защиты от кибератак

Облачные провайдеры принимают множество мер для защиты систем и данных клиентов. Но зона ответственности в обеспечении безопасности зависит от уровня услуги, которую приобретает клиент. К примеру, оператор отвечает за сохранность данных, если компания выбрала модели предоставления PaaS и SaaS.

«Мы стараемся использовать продукты отечественных вендоров, — добавил Егор Бигун. — И на базе их программного обеспечения строим продукты со своей технической поддержкой и экспертизой. Именно это мы уже и предлагаем нашим клиентам».

Эксперты Positive Technologies и Beeline cloud также поделились прогнозами развития отрасли кибербезопасности в 2024 году:

  • продолжится тренд на усложнение и изощренность кибератак, что, в свою очередь, приведет к увеличению спроса на сервисы защиты;
  • ускорится тенденция по замещению иностранного ПО отечественными разработками;
  • компании станут более открытыми в вопросах взлома и начнут делиться информацией с другими. Сейчас российские предприятия скрывают или отрицают подобные факты;
  • 2023 год был богат на утечки данных (в том числе персональных) с различных веб-сайтов. В следующем году эта тенденция сохранится.
Обновлено 22.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть