Около 5% пользователей по всему миру работают с неподдерживаемыми версиями Windows, а около 70% - на устаревших версиях Android. Госкомпании предпочитают пользоваться дискетами, а пациенты с новейшими имплантами в один момент остаются без какой-либо поддержки. «РБК Тренды» разобрались, почему зависимость от устаревших технологий — это не всегда плохо.
Корпорации и правительства: сознательный выбор
Многие компании и госпредприятия по всему миру продолжают использовать устаревшие IT-системы и оборудование. Например, немецкий перевозчик Deutsche Bahn работает с операционной системой MS-DOS и ее графической оболочкой Windows 3.11 для управления сетью железных дорог. MS-DOS стала первой ОС Microsoft и вышла в 1981 году, а Windows 3.11 выпустили в апреле 1992 года. Оператор также использует старые компьютеры, которые работают на процессорах с 8 МБ оперативной памяти. Для сравнения — объем памяти современных компьютеров обычно не меньше 4 ГБ.
В Deutsche Bahn программа Windows 3.11 for Workgroups обеспечивает работу системы отображения кабины, которая показывает машинистам скоростных поездов все важные технические данные в режиме реального времени. Система считается критически важной.
Проблема заключается в том, что MS-DOS поддерживалась Microsoft в течение 25 лет, до 2006 года, а Windows 3.11 — и вовсе до 2001 года. Сейчас на рынке сложно найти системных администраторов, которые могли бы обеспечить работу этих систем, так как большинство таких специалистов уже на пенсии.
Однако Deutsche Bahn работает с таким софтом, поскольку он поддерживает системы оповещения машинистов старых поездов — ICE 1 и ICE 2, которые выпустили в 1991 и в 1995 году соответственно. Для того, чтобы перейти на современные компьютеры и программное обеспечение, требуется заменить и сами поезда, поэтому компании проще дождаться срока окончания эксплуатации составов и обновить систему целиком. Эксперты считают, что это произойдет к 2030 году, когда завершится срок эксплуатации ICE 1 и ICE 2. Обслуживанием софта для немецких поездов занимается компания Siemens Mobility. Там подтвердили, что к концу 2020-х новые составы будут использовать современные системы с искусственным интеллектом.
Этот пример — далеко не единственный. Самолеты Boeing 747 получали обновления навигационных данных на 3,5-дюймовых дискетах, пока компания не решила отказаться от их производства в 2022 году. По данным за 2023 год, аналогичным образом работает обновление систем Boeing 737. Boeing 737 Max обновляются «по воздуху». Сбои в программном обеспечении этого самолета дважды приводили к авиакатастрофам, в результате которых погибли 346 человек. Их вызвало некорректное срабатывание системы увеличения маневренных характеристик или MCAS. Она реагировала на неправильные показания датчика и направляла самолет в штопор, чтобы он мог набрать достаточную скорость для безопасного полета. Систему установили на Boeing 737 Max в недоработанном виде. Пилоты никак не контролировали работу MCAS, а при первой катастрофе могли даже не знать, что в их самолете установлено такое ПО.
Дискетами пользовались не только частные компании, но и госорганизации. Министерство обороны США до 2020 года применяло их для координации ядерных сил, а японское правительство до 2024 года требовало от министерств обмениваться документами только на таких носителях. В обоих случаях от дискет пришлось отказаться лишь из-за того, что их производство сильно сократилось и носителей перестало хватать.
Как правило, компании и правительства сознательно предпочитают пользоваться старыми технологиями. Первые операционные системы не поддерживали удаленное обновление, поэтому вероятность зависаний и иных сбоев у них гораздо ниже. Кроме того, современные хакерские атаки с применением Bluetooth и иных беспроводных технологий не представляют для них угрозы, что особенно важно для критических систем. Современный софт поддерживается и устанавливается удаленно, и хакеры могут внедрять в него вредоносные программы. Пример тому — массовая атака на компании государственного и частного сектора США, которая была раскрыта в декабре 2020 года и произошла из-за уязвимости в программном обеспечении SolarWinds. Тогда хакеры поместили вредоносный код в удаленные обновления программы Orion и получили доступ к информации клиентов SolarWinds, в том числе минфина, министерства торговли США и компании кибербезопасности FireEye.
Медицинские гаджеты: штучное производство и размытое законодательство
Сложнее обстоит ситуация с медицинскими устройствами и имплантами. Часто люди и организации делают выбор в пользу конкретной компании из-за требований, связанных с безопасностью. Например, в США компании, выпускающие такие гаджеты, должны пройти сертификацию Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Однако требования регулятора не содержат конкретных формулировок по поводу сроков службы и технической поддержки медицинских девайсов, а также в них не прописаны обязательства компаний при банкротстве или в иных непредвиденных ситуациях. В 2022 году сотни пациентов с имплантом сетчатки Argus II компании Second Sight остались без поддержки, поскольку компания прекратила обслуживать устройства, так как столкнулась с риском банкротства. До этого пациенты неоднократно обвиняли производителя в том, что он выпустил некачественные импланты, которые работали некорректно или вовсе ломались без возможности починки. Теперь тем, кто уже потратил сотни тысяч долларов на приобретение системы бионического зрения, нужно выбрать: сохранить прикрепленный к глазу нерабочий имплант или взять на себя риски, связанные с его удалением сторонней организацией. Сбои в работе Argus могут привести к полной потере зрения и мешать таким процедурам, как МРТ.
После нескольких громких инцидентов FDA пытается решить проблему. Регулятор в 2024 году представил список 39 устройств, которые утверждены для программы полного жизненного цикла поддержки. В рамках этой программы FDA будет требовать от производителей предоставлять точную информацию об используемых материалах, проводить более длительные испытания устройств перед их выпуском и отчитываться на каждом этапе проектирования, чтобы вовремя выявить возможные ошибки и недочеты. В FDA считают, что это снизит риски для покупателей и позволит поддерживать работу устройств «долгие годы». Отмечается, что проблема с качеством медицинских устройств обычно возникает именно на стадии проектирования, а их решение еще до выпуска позволит производить более надежные продукты.
Отдельная проблема — расплывчатые формулировки в законодательстве разных стран, которые оговаривают срок службы таких устройств. Срок службы — это период, когда девайс может безопасно использоваться при сохранении всех своих характеристик и функций. Однако в регламенте ЕС 2017/745 (MDR), который содержит требования для медицинских устройств, он прямо не определен, а есть только общие требования к безопасности и эксплуатационным характеристикам. Но многие производители в документации фактически приравнивают срок службы устройства к времени его активной эксплуатации, не учитывая износ, ремонт и другие факторы.
Согласно законам ЕС, производитель также сам определяет срок окончания обслуживания медицинских устройств, но он должен быть не короче срока их службы. В 2021 году в регламент ЕС внесли поправки, которые ужесточают правила сертификации. Теперь гаджеты должны проходить дополнительные клинические испытания, чтобы доказать надежность в течение срока работы. Однако медицинская отрасль после введения новых норм столкнулась с нехваткой девайсов и имплантов, так как многие производители решили не выводить их в продажу или убрать с рынка из-за резкого роста затрат на сертификацию. Поэтому законодатели сначала отложили внедрение новых правил до мая 2024 года, а затем — до 2027–2028 годов. Несмотря на это, в отрасли предупреждают, что отсрочка не решит проблему, особенно в сфере дорогих штучных устройств, которые используются при редких заболеваниях.
Еще одна проблема связана с тем, что в европейском и американском законодательстве расходятся трактовки термина «конец срока службы» (EOL). В ЕС период EOL начинается тогда, когда производитель больше не продает устройство по истечении срока его полезного использования, а все пользователи получили соответствующие уведомления. Однако FDA США использует термин «конец срока службы» для обозначения периода, в течение которого, как ожидается, устройство будет оставаться работоспособным при наличии технического обслуживания, ремонта или модернизации.
Пока же у пользователей медицинских устройств нет законодательно закрепленных гарантий. Показательная история — многолетний скандал с некачественными имплантами в ЕС. Местным пациентам предлагали не прошедшие необходимые испытания и сертификацию импланты бедра Zimmer, герметики для легких PleuraSeal, робопротезы RoboDoc, импланты стимуляции мозга Brio и другие. Эти устройства ломались, вызывали травмы и даже смерти, но пострадавшие смогли получить лишь относительно небольшие компенсации после нескольких лет судебных процессов.
В Китае регулирование рынка медицинских изделий выстроено строже. Срок их службы регламентируется отдельным документом — «Руководством по технической экспертизе срока службы активных медицинских изделий». Согласно этому руководству, уже на стадии регистрации компании должны доказать, что устройства прослужат именно столько лет, сколько указано в документации.
В России большую часть рынка медтехники занимает импортная продукция, а на ввоз такого оборудования не распространяются санкции. Для ввоза медоборудования его требуется зарегистрировать в государственном реестре медицинских изделий, предоставив сертификаты качества и соответствия, которые уже выдали зарубежные регуляторы, например, FDA. Таким образом, гарантия на эти устройства и условия их ремонта соответствуют зарубежным. Кроме того, в 2023 году Росздравнадзор разрешил использовать для ремонта медтехники неоригинальные запчасти.
Потребительские устройства: право на ремонт и платную поддержку
В сфере потребительской электроники в последние годы намечаются позитивные тенденции: многие производители добровольно продлевают срок ее поддержки и даже дают право на самостоятельный ремонт. Так поступила Apple, которая в 2021 году открыла доступ к оригинальным запчастям, инструментам, руководствам по ремонту и диагностике продукции по всему миру. Владельцы изделий компании могут купить запчасти в течение 5–10 лет с момента прекращения продаж линейки. Некоторые крупные фирмы заключают партнерства со специалистами по ремонту, чтобы продлить срок службы своих устройств. Этот путь выбрали Lenovo, Motorola, Valve, Samsung и Google, которые консультируются с порталом оценки ремонтопригодности iFixit при проектировании техники и предоставляют им запчасти, чтобы сделать починку проще.
В некоторых странах в последние годы уже приняли специальные законы, закрепляющие право на ремонт. Ряд американских штатов требует, чтобы компоненты, руководства и другая необходимая информация была доступна в течение семи лет после релиза любого продукта стоимостью более $100. В ЕС в 2023 году одобрили новые правила, которые требуют оснащать смартфоны, ноутбуки и другую технику съемными аккумуляторами для их легкой замены. Ранее в регионе обязали производителей техники, в том числе бытовой, поставлять комплектующие в течение до десяти лет после ее продажи. В 2024 году эти правила уточнили. Теперь вендоры должны бесплатно заменять или ремонтировать некачественные устройства в течение двух лет после продажи, а после ремонта срок гарантии продлевается на 12 месяцев.
В России, несмотря на санкции и параллельный импорт, продолжает работать закон «О защите прав потребителей». Он предусматривает, что покупатель может потребовать от продавца, импортера или производителя отремонтировать или заменить устройство, если оно сломалось или работает со сбоями. Такие претензии можно предъявлять в период гарантийного срока или срока годности товара. Для компьютерной и иной техники этот период составляет один год с момента продажи. Но покупатель может требовать ремонта или замены устройств в пределах двух лет, если докажет, что недостаток возник по вине производителя.
Отдельные стартапы начинают производить технику, которая стала полностью модульной, то есть ее элементы можно заменить дома без специального оборудования, а производителm гарантирует долговременнe. программнe. поддержкe. Нидерландская компания Fairphone выпустила уже пятое поколение модульных смартфонов с пятилетней гарантией, ОС которых будут обновлять на протяжении десяти лет.
Еще один путь — предлагать бесплатную замену устаревших устройств или давать купоны со скидками на покупку новых. Крупные компании идут на такие меры и при устаревании программного обеспечения девайсов, даже если гарантийный срок поддержки истек.
Однако в случае с софтом поддержка устройств не может быть бесконечной, поскольку требования к «железу» растут параллельно с добавлением новых опций и приложений. Специальный ресурс Endoflife отслеживает сроки поддержки различных программ и операционных систем. Для обновлений безопасности этот период обычно не превышает восемь лет. После этого пользователям настоятельно рекомендуют перейти на более современные устройства или системы, так как устаревшие могут не поддерживать даже базовые приложения. Например, осенью 2023 года владельцы устройств с операционными системами Android версий до 5.0 и iOS до версии 12 столкнулись с прекращением поддержки WhatsApp. Мессенджер обновил свои протоколы безопасности, но они не работают со старыми ОС.
Также компании могут поддерживать устаревший софт, но на платной основе. Microsoft предложила такой вариант компаниям, работающим на системах с Windows 10, официальная поддержка которой прекратится в 2025 году.
Некоторые пользователи находят альтернативные пути — самостоятельно модифицируют свои устройства или устанавливают альтернативный софт с открытым исходным кодом, который поддерживают сообщества разработчиков. Однако такая работа требует технических навыков. Кроме того, использование старых устройств и систем, если они подключены к интернету, рискованно с точки зрения информационной безопасности, так как они могут не поддерживать новые протоколы передачи данных.
Умные дома: устаревание протоколов и отключение серверов
Сейчас самая плачевная ситуация наблюдается в индустрии умного дома. Производители не всегда строят под них свои собственные экосистемы, поскольку это долго и дорого, а полагаются на уже существующие. В этом случае они не могут гарантировать бесперебойную работу гаджетов, даже если они были куплены недавно. С подобной проблемой столкнулись пользователи экосистемы «Сбера», когда в 2022 году китайская Tuya отключила им доступ к своему облаку из-за риска вторичных санкций. Новые устройства не подключались через приложение «Сбер Салют», хотя старые продолжали работать. Компания сняла с продажи умные лампы, светодиодные ленты, реле и розетки. В итоге «Сберу» пришлось заняться разработкой своего облака, а клиенты несколько месяцев не могли пользоваться своими устройствами.
Еще одна проблема связана с закрытием компаний, когда клиенты лишаются работающей облачной инфраструктуры и техподдержки. В 2022 году так поступил производитель Insteon. Компания закрылась, отключив сайт, фирменное приложение и серверы, а ее клиенты остались с нерабочими устройствами.Никакого предварительного уведомления для них не выпустили. Проблема была решена лишь спустя полгода благодаря тому, что Insteon выкупило сообщество энтузиастов, которое возобновило поддержку умных домов. Но для того, чтобы восстановить работу устройств, пользователям придется купить новый хаб для управления умным домом и ежемесячную подписку.
Наконец, отдельная проблема кроется в совместимости протоколов умного дома, на которых работают устройства разных производителей. Уже не первый год компании пытаются внедрить в свои системы поддержку универсального протокола Matter, с которым могли бы работать устройства Apple, Google, Phillips и другие. Однако полной совместимости нет до сих пор, и пользователи сталкиваются с ошибками в работе умного дома при попытке перевести его работу на этот протокол.
Перспективы поддержки
В сфере техники проблема устаревания решается путем замены и переработки неработающих устройств. Большинство производителей предлагают сдать старую технику в обмен на скидку. Подобные программы есть и у продавцов гаджетов. Кроме того, дистрибьюторы развивают направление утилизации бытовой техники, в том числе крупногабаритной. Они предлагают бесплатный вывоз таких устройств, которые затем разбирают и некоторые компоненты снова направляют на производство. Компании подчеркивают в своих презентациях, что выпускают новые продукты с использованием переработанных материалов. Lenovo, Dell и Nokia предлагают смартфоны и ноутбуки с элементами из переработанного пластика и алюминия. Одновременно производители развивают технологии, которые позволят их изделиям служить дольше. Например, отрасль устройств для хранения данных начинает производить накопители нового типа, которые служат вдвое дольше обычных жестких дисков, до 30 лет, и производят в несколько раз меньше выбросов углерода.
В сфере программного обеспечения все сложнее — компании пока неохотно продлевают сроки поддержки софта, поскольку следуют трендам рынка. Microsoft довольно агрессивно продвигает для пользователей новую ОС Windows 11 с функциями искусственного интеллекта, хотя большинство пока предпочитает работать с Windows 10. Вероятно, эту ситуацию смогут изменить законодатели. Например, в ЕС в 2024 году заработал закон о цифровых рынках (DMA), который требует от крупных поставщиков софта и ОС создавать более открытые и конкурентные экосистемы. В частности, компании должны разрешить пользователям устанавливать сторонние приложения на свои устройства и дать больше контроля в сфере его обновления. Apple и Google уже начали вводить первые изменения, чтобы сделать свои мобильные ОС более открытыми и совместимыми.