История компании Nvidia: кто основал и чем занимается

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Nvidia за более чем 30-летнюю историю успела превратиться из компании по производству чипов для игровых приставок в IT-гиганта, который продвигает технологии ИИ и метавселенных

Содержание:

В мае 2023 года стоимость Nvidia превысила $1 трлн, а в феврале 2024 года компания уже преодолела отметку $2 трлн — примерно во столько оценивается вся экономика Канады. Кроме того, корпорация побила рекорд в истории Уолл-стрит по суточному приросту капитализации — сразу на $277 млрд. «РБК Тренды» рассказывают историю самого успешного на сегодняшний день производителя микросхем.

Nvidia: что это

Nvidia — это американская компания, ведущий мировой производитель высокопроизводительных графических процессоров (GPU) и систем-на-чипе (SoC), а также программного обеспечения. Ее разработки применяются в сферах видеоигр, высокопроизводительных вычислений, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта и так далее. Название Nvidia происходит от объединения двух понятий: invidia (от латинского «зависть») и аббревиатуры NV (сокращение от next vision, «новое видение»).

Основные факты о компании:

  • штаб-квартира располагается в Санта-Кларе, Калифорния;
  • собственный капитал — около $43 млрд;
  • оборот — около $61 млрд;
  • капитализация — около $2 трлн;
  • численность работников — 26,1 тыс. человек;
  • занимает около 80% мирового рынка полупроводников для графических процессоров;
  • входит в пятерку крупнейших по выручке поставщиках полупроводников по версии Gartner;
  • третья по стоимости компания в США;
  • входит в топ-500 самых доходных компаний США по версии Fortune;
  • находится на 2-м месте в рейтинге лучших работодателей-2024 по версии Glassdoor.

Фото:Dalle-3
Индустрия 4.0 Чиплеты — новый этап в истории чипов: что нужно о них знать

Чем занимается и что производит Nvidia

Корпорация фокусируется на графических процессорах, но производит и другие устройства. Она выпустила уже несколько поколений линеек графических процессоров и ускорителей вычислений для корпоративных клиентов на разной архитектуре, последней из которых стала Blackwell. Именно унифицированная архитектура, созданная Nvidia, позволяет применять GPU не только для создания графики, но и для решения других задач, связанных с вычислениями, например, в науке.

Вот некоторые самые популярные разработки компании:

  • видеокарты серий GeForce GTX и RTX. Они, в основном, используется в сферах игр и профессиональных приложений для рабочих станций;

Видеокарта GeForce RTX 4090
Видеокарта GeForce RTX 4090 (Фото: nvidia.com)

  • графические процессоры Quadro/RTX. Это решения для профессиональной визуализации;
  • чипы Grace, а также системы DGX. Они поддерживает работу приложений искусственного интеллекта и центров обработки данных;
  • ускорители вычислений H100. Они применяются в решении задач искусственного обучения, в том числе обучении ИИ и разработке больших языковых моделей;
  • платформа Spectrum Ethernet. Она объединяет Ethernet-решения высокой производительности для дата-центра от подключения к серверам до кабелей и коммутаторов;
  • процессоры BlueField. Они позволяют организовать интеллектуальное управление сетевым трафиком в центрах обработки данных и суперкомпьютерных кластерах;
  • платформы AI Enterprise и DRIVE. Они предназначены для разработки и развертывания приложений искусственного интеллекта. DRIVE используются при разработке софта для беспилотных автомобилей;

Презентация AI Enterprise
(Видео: YouTube)

  • сверхкомпактные модули Jetson для встраиваемых систем, автономного транспорта и роботов;
  • облачный стриминговый сервис GeForce Now. Он поддерживает около 2 тыс. игр.

Основатели Nvidia

Компания была основана в городе Саннивейле штата Калифорнии, в апреле 1993 года. У ее истоков стояли трое американских ученых-компьютерщиков: Джен-Сун («Дженсен») Хуанг, экс-директор в LSI Logic и разработчик микропроцессоров в AMD; Крис Малаховски, инженер в Sun Microsystems; и Кертис Прием, старший инженер и разработчик графических чипов в IBM и Sun Microsystems.

Первоначально Nvidia сосредоточилась на графических вычислениях. Ее основатели обратились к сфере ускоренных вычислений, поскольку существующие методы общего назначения не позволяли решать масштабные задачи, особенно в сфере видеоигр. В то время рынок графических процессоров только зарождался.

В год основания Nvidia получила первоначальное финансирование в размере $20 млн от венчурного инвестора Sequoia Capital. В 1999 году она вышла на IPO и публично разместила акции. Это позволило компании привлечь $42 млн, а ее капитализация возросла до $626,1 млн.

Фото:Nvidia
Индустрия 4.0 Nvidia заменила гендиректора цифровой копией — никто не заметил

История компании Nvidia

Nvidia постепенно трансформировалась, переходя от работы над графическими процессорами к сложным вычислительным платформам и суперкомпьютерам.

1990-е 

В 1995 году Nvidia выпустила первый продукт — мультимедийную карту NV1 с поддержкой 2D/3D графики для домашней игровой приставки Sega Dreamcast. В последующие годы компания стала пионером в области графических процессоров (GPU), предлагая технологии многоядерной и параллельной обработки вычислений, которых не было в обычных процессорах.

В 1997 году Nvidia уже закрепилась в индустрии компьютерных игр, выпустив серию графических ускорителей RIVA. В 1999 году она представила первый графический процессор GeForce 256 со встроенными функциями преобразования и освещения (T&L) для оборудования потребительского уровня. Успех этих продуктов позволил Nvidia получить контракт на разработку чипов для игровой консоли Xbox стоимостью $200 млн.

Прохождение игры Diablo II с NVIDIA GeForce 256
(Видео: YouTube)

2000-е 

В течение этого десятилетия Nvidia укрепляет позиции в качестве крупного поставщика чипов для игровых консолей. В 2002 году она покупает активы своего основного конкурента 3dfx Interactive, а затем проводит ряд поглощений. В 2004 году Sony выбрала компанию для помощи в разработке фирменного графического процессора RSX Reality Synthesizer для Sony PlayStation 3.

При этом уже в начале 2000-х Nvidia стала крупным поставщиком графических чипов для ряда автомобилей Audi и дискретной графики для компьютеров Apple.

В 2007 году издание Forbes назвало Nvidia «Компанией года». Вскоре после этого она столкнулась с чередой неудач. Начали появляться сообщения о том, что некоторые мобильные чипы и графические процессоры демонстрировали «аномальную частоту отказов» из-за производственных дефектов. Выяснилось, что они использовались в компьютерах Apple, Dell и HP. В результате компания оказалась в центре коллективного иска, который был урегулирован в сентябре 2010 года. Тогда производители предложили владельцам ноутбуков с дефектами бесплатно заменить их, а Nvidia выплатила компаниям $450 млн в качестве компенсации.

2010-е 

В этом десятилетии в Nvidia задумались о развитии направления высокопроизводительных вычислений для разных сфер. В январе 2011 года компания также урегулировала патентный спор и подписала соглашение о перекрестном лицензировании на сумму $1,5 млрд с IBM, которое положило конец продолжающимся судебным разбирательствам между компаниями.

Одновременно Nvidia начала расширять свой бизнес, приобретая другие компании. Она приобрела более десятка фирм, в том числе производителя оборудования мобильной связи Icera и создателя программ машинного кода PGI.

После этого компания начала выпускать мобильные процессоры для смартфонов, планшетов, развлекательных систем и автомобильной навигации. В 2011 году был представлен первый в мире мобильный чип Tegra 3 с четырехъядерным мобильным процессором. В 2017 году Nvidia объявила о партнерстве с Toyota. Компании начали использовать для создания автопилотов автомобилей платформу искусственного интеллекта DRIVE PX

Чип Nvidia Tegra 3
Чип Nvidia Tegra 3 (Фото: techradar.com)

В 2019 году компания купила израильскую Mellanox Technologies, чтобы расширить свое присутствие на рынке высокопроизводительных вычислений. Вскоре Nvidia анонсировала новые ноутбуки RTX Studio для создателей контента.

В конце 2010-х компания включилась в «гонку ИИ». Она начала применять параллельные вычисления для решения задач искусственного интеллекта. Параллельные вычисления предполагают, что одна задача разбивается на несколько частей, которые одновременно решаются с использованием нескольких процессоров. Это позволяет ускорить выполнение вычислений, что важно для разработки и запуска сложных приложений ИИ. В 2019 году Nvidia представила мини-ПК Jetson Nano с поддержкой технологий искусственного интеллекта.

NVIDIA Jetson Nano
NVIDIA Jetson Nano (Фото: nvidia.com)

2020-е 

К началу 2020-х Nvidia работает сразу на нескольких рынках: видеоигр, профессиональной визуализации, высокопроизводительных вычислений, беспилотного вождения и ИИ. В период пандемии компания объявила о плане построить самый мощный суперкомпьютер в Кембридже. Такие устройства используют множество мощных процессоров, чтобы одновременно обрабатывать большой объем данных. Cambridge-1 был запущен в июле 2021 года. Он использует ИИ для исследований в области здравоохранения. Суперкомпьютер исследует дегенеративные заболевания, помогает в разработке новых лекарств и изучает вариации геномов человека.

Cambridge-1
Cambridge-1 (Фото: nvidia.com)

Кроме того, Nvidia начала развивать собственную платформу для разработки приложений метавселенной — Omniverse.

Однако Nvidia так и не удалось выкупить производителя чипов Arm, технологии которого широко используются в устройствах Apple и Amazon. В 2022 году сделку остановили после давления антимонопольных органов.

В том же году компания представила сразу несколько новых решений для разных сфер:

  • системы DGX H100 для вычислений больших языковых моделей;
  • платформу для сетевой инфраструктуры ЦОД Spectrum-4 — первую в мире сквозную сетевую платформу 400 Гбит/с;
  • ИИ-суперкомпьютер Jetson AGX Orin для построения автономных машин, передовых роботов и встраиваемых систем;
  • вычислительную систему Omniverse уровня ЦОД для промышленных цифровых двойников и Omniverse Cloud для совместной работы тысяч дизайнеров;
  • виртуальные среды Drive Map для тестирования беспилотников.

Omniverse Cloud
(Видео: YouTube)

В 2023 году Nvidia выходит на первый план на рынке ИИ после того, как становится известно, что платформа OpenAI ChatGPT построена на базе 10 тыс. графических процессоров компании. Процессорами H100 компании для нужд ИИ заинтересовались другие крупные игроки. В мае Nvidia презентовала мощный суперкомпьютер DGX GH200 и платформу ACE, которая позволяет использовать генеративный ИИ в разработке видеоигр.

В феврале 2024 года стало известно, что компания создаст подразделение, которое будет изготавливать такие чипы на заказ. Кроме того, Nvidia представила новые продукты для AI PC (компьютеров с искусственным интеллектом), которые позволяют выполнять задачи искусственного интеллекта прямо на устройстве.

NVIDIA H100
NVIDIA H100 (Фото: nvidia.com)

В последние годы компания также занимает ведущие позиции на рынке суперкомпьютеров. Сама она утверждает, что 70% самых быстрых суперкомпьютеров в мире используют ее чипы.

Ключевые достижения компании NVIDIA

В развитии Nvidia можно выделить несколько ключевых этапов.

  • 1997 — выпуск первого 128-битного 3D-процессора RIVA 128;
  • 1999 — изобретение графического процессора (GPU);
  • 2001 — разработка собственной архитектуры NFORCE для процессоров;
  • 2006 — выпуск платформы Compute Unified Device Architecture (CUDA), которая обеспечила параллельные вычисления на базе графических процессоров;
  • 2007 — презентация ускорителей вычислений под названием Tesla для научных исследований;
  • 2008 — запуск мобильного процессора Tegra или SoC для небольших устройств, таких как автомобильные компоненты, смартфоны и портативная электроника;
  • 2010 — предоставление мощностей для запуска самого быстрого на планете суперкомпьютера Tianhe-1А;
  • 2012 — запуск собственной нейросети для классификации изображений AlexNet;
  • 2018 — выпуск первого графического процессора RTX, поддерживающего трассировку лучей в реальном времени;
  • 2020 — запуск бета-версии платформы Omniverse, которая предназначена для разработки 3D-графики, дизайна и проектирования метавселенных;
  • 2023 год — презентация ускорителя вычислений Hopper H100 NVL в дата-центрах для нужд ChatGPT;
  • 2024 год — выпуск платформы GR00T (Generalist Robot 00 Technology) для обучения роботов-гуманоидов, которая позволит им понимать человеческую речь и воспроизводить движения людей.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Вместо Intel и NVIDIA: в чем прорыв стандарта RISC-V

Будущее компании

В 2023 году Nvidia вошла в тройку самых дорогих компаний США благодаря крайне высокому спросу на графические процессоры для обучения моделей искусственного интеллекта. В 2024 году она представила новый чип Blackwell B200 — «самый мощный в мире». Он позволит ускорить обучение нейросетей и снизить его стоимость. Компания опередила конкурентов в разработке продуктов для нужд ИИ, выпустив первые ускорители для больших вычислений еще в 2000-е. Теперь она контролирует от 80% до 95% рынка ИИ-чипов. Аналитики предсказывают, что капитализация Nvidia будет расти на 112% ежегодно, и к 2030 году компания обгонит Apple по этому показателю.

Одновременно компания постепенно расширяет линейку своих устройств, обращаясь к перспективным отраслям рынка. Именно поэтому в 2024 году Nvidia начала предлагать программное и аппаратное обеспечение для нужд робототехники. Глава компании Дженсен Хуанг на мероприятии Nvidia GTC пообещал, что вскоре «мы увидим ChatGPT для роботов». Благодаря обучению с помощью платформы GR00T роботы-гуманоиды смогут распознавать обычные фразы и, вероятно, отвечать на них подобно продвинутому чат-боту.

Обновлено 27.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть