AR-очки Apple Vision Pro: почему все шутят про «Черное зеркало»

Apple Vision Pro
Apple Vision Pro (Фото: Александр Бабулин для РБК)
В феврале начались продажи Apple Vision Pro — очков виртуальной реальности или, как называют их в самой компании, пространственного компьютера. Технология будущего или гаджет для гиков? Разбирались «РБК Тренды»

Что такое Apple Vision Pro

Когда-то для жизни и работы требовалось много вещей: календари, калькуляторы, факсы, книги, блокноты. Постепенно все они поместились в одно устройство — компьютер, после уменьшились до размера ноутбука, а затем и до смартфона, который можно взять с собой куда угодно.

Эволюция рабочего стола
Эволюция рабочего стола (Фото: innovationlabs.harvard.edu)

А что, если можно не просто взять с собой компьютер, а как бы очутиться внутри него, соединив виртуальное пространство с реальностью, и взаимодействовать с программами напрямую, как будто ты в игре? Кажется, именно это и предлагает Apple.

Apple Vision Pro — устройство, которое находилось в разработке более десяти лет. После многих лет слухов его представили на WWDC23 — Apple Worldwide Developers Conference, всемирной конференции для разработчиков под платформы Apple в 2023 году. Это устройство стало попыткой компании выйти на принципиально иной рынок. Это первый крупный новый продукт, выпущенный компанией с момента запуска Apple Watch в 2015 году. Apple начала принимать предварительные заказы на Vision Pro 19 января 2024 года, а полноценные продажи начались 2 февраля. Цена устройства с объемом памяти 256 Гб — $3499, или в пересчете примерно 317 тыс. руб. (впрочем, цены на этот шлем в России доходят и до полумиллиона, так как официально он в стране не продается). Apple надеется, что Apple Vision Pro станет революционным продуктом, и даже заявляет, что Vision Pro — «самое продвинутое персональное электронное устройство за всю историю».

Использование Apple Vision Pro
Использование Apple Vision Pro (Фото: Apple)

Что же такое Apple Vision Pro? Вопрос интересный. С одной стороны, Apple провозгласила эру spatial computing («пространственных вычислений») и преподнесла свой новый девайс как spatial computer («пространственный компьютер») — устройство, которое органично (в теории) объединяет виртуальный и физический миры: отображает реальный мир и в то же время позволяет встраивать в него виртуальные объекты так, чтобы они выглядели настоящими.

С другой стороны, кажется, Apple просто хочет создать отдельную нишу для своего продукта и выделиться на фоне компаний, которые создают похожие гаджеты: Playstation, Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) и других. Но по сути Apple Vision Pro — это гарнитура смешанной реальности (MR), которая может отображать контент как виртуальной (VR), так и дополненной реальности (AR).

MR vs VR vs AR

На всякий случай напомним, в чем разница: дополненная реальность просто накладывает вспомогательные объекты на реальный мир — как в игре Pokemon Go. Виртуальная реальность создает свое окружение, не взаимодействующее с внешним миром, — как в играх виртуальной реальности. Смешанная реальность встраивает виртуальные объекты в реальный мир — как Vision Pro летающие вкладки приложений, но может предложить и полностью виртуальную реальность, например как Vision Pro прогулку по Луне. Кажется, что со временем разделять эти технологии станет сложно и даже невозможно.

Фото:Hannibal Hanschke / Reuters
Индустрия 4.0 В чем разница между VR и AR?

Но все-таки термин «пространственный компьютер» отражает суть — устройство действительно использует физическое пространство вокруг пользователя как место для виртуального контента. Для использования девайса не нужен стол (или колени) и нет ограничений на размер воспринимаемой области просмотра. Apple Vision Pro можно использовать в небольшом пространстве, например в кресле самолета. А еще новинка понравится тем, кто пользуется несколькими мониторами одновременно, так как может объединяться в пару с макбуком. Но в целом Apple позиционирует Vision Pro как полноценный компьютер, который может стать альтернативой ноутбуку или ПК, а не как устройство для развлечений.

Как это работает

Apple Vision Pro
Apple Vision Pro (Фото: Apple)

Другие AR/VR-гарнитуры в основном сделаны из пластика. Vision Pro, напротив, изготовлена из стекла и алюминия и выглядит естественным продолжением знакомого дизайна Apple. Динамики Vision Pro расположены в боковых дужках, они громкие и убедительно воспроизводят пространственный звук.

На левой стороне гарнитуры — место для зарядного устройства. Круглая шайба для зарядки выглядит как шайба для зарядки Apple Watch, но она надежно фиксируется в гарнитуре поворотным жестом. Неожиданный факт: Apple Vision Pro не беспроводная гарнитура, устройство работает только от внешнего аккумулятора, похожего на среднестатистический пауэрбанк, которым и является. Наличие провода кажется немного архаичным, но такое инженерное решение, вероятно, было принято, чтобы хоть немного снизить вес Apple Vision Pro. Впрочем, кажется, это не помогло: вес гарнитуры около 600 г — довольно много, если помнить, что это компьютер, который вы наденете на лицо и проведете в нем несколько часов.

Вид главного меню
Вид главного меню (Фото: Apple)

Для нового устройства Apple придумали и новую операционную систему — VisionOS. VisionOS описывается Apple как первая пространственная операционная система, поскольку ею можно управлять с помощью направления взгляда и жестов рук, без дополнительных контроллеров. Текущая версия VisionOS — 1.0.2, причем программное обеспечение было выпущено незадолго до запуска Vision Pro. Apple также тестирует обновление VisionOS 1.1.

Эта операционная система родственна macOS, iOS и iPadOS, поэтому там сразу доступны знакомые приложения. Однако некоторые крупные разработчики, такие как Netflix, Spotify и YouTube, пока не выпустили специальные версии приложений для Vision Pro, пользоваться этими приложениями можно лишь через браузер Safari.

К сожалению, пока у VisionOS нет функции совместного доступа: два человека в гарнитурах Vision Pro, сидящие в одной комнате, не смогут одновременно видеть одни и те же объекты, плавающие в пространстве.

Процессоры Apple Vision Pro
Процессоры Apple Vision Pro (Фото: Apple)

Apple Vision Pro оснащен двумя чипами. Основной процессор — M2, тот же чип, который впервые был представлен в макбуках 2022 года. Он отвечает за обработку контента, работу операционной системы VisionOS, выполнение алгоритмов компьютерного зрения и предоставление графического контента. Второй чип, R1, отвечает за всю информацию, поступающую от камер, датчиков и микрофонов. Apple заявляет, что может передавать изображения на дисплеи в течение 12 миллисекунд, практически без видимых человеку задержек.

Отдельный дисплей для каждого глаза
Отдельный дисплей для каждого глаза (Фото: Apple)

Отсутствие задержки при обработке видео действительно важно. Если вы подумали, что Apple Vision Pro могут становиться прозрачными, как очки, то нет. По сути, вы не видите реальный мир: вы видите видео реального мира, которое снимает устройство и передает на высококачественные дисплеи внутри. Все объекты, например вкладки, накладываются не на реальный мир, а подставляются в видео про реальный мир. Но все-таки задержка картинки минимальная и позволяет комфортно пользоваться устройством — даже играть в нем в пинг-понг.

Функция демонстрации глаз EyeSight
Функция демонстрации глаз EyeSight (Фото: Apple)

Глаза пользователя, которые видно через Apple Vision Pro, на самом деле тоже не настоящие глаза. Внешний дисплей EyeSight показывает цифровую копию глаз владельца гарнитуры людям, находящимся вокруг него. Эта функция предназначена для того, чтобы окружающие могли узнать, использует ли владелец гарнитуры режим дополненной реальности или полностью погружен в VR.

Все эти функции обеспечиваются за счет большого количества датчиков, сенсоров и камер, расположенных как внутри, так и снаружи устройства. У Apple Vision Pro 12 камер и пять датчиков для отслеживания жестов рук и составления карт внешней среды. Инфракрасные датчики улучшают отслеживание рук в условиях низкой освещенности, а лидар определяет размер и расположение объектов в пространстве вокруг.

Внутри гарнитуры — четыре инфракрасные камеры для определения направления взгляда. Благодаря им Vision Pro может очень точно определить, куда пользователь смотрит.

Корректное определение того, куда направлено внимание пользователя, очень важно для управления устройством. В VisionOS вы можете выделить элемент, например значок приложения, взглянув на него и быстро сведя указательный и большой пальцы для запуска приложения.

Возможно, многим пользователям это покажется непривычным, особенно управление взглядом, ведь многие операции на компьютере мы делаем не глядя: закрываем всплывающее уведомление внизу экрана, запускаем программы и многое другое.

Клавиатуры, мыши, трекпады и игровые контроллеры можно подключить к Vision Pro через Bluetooth в качестве альтернативного метода навигации, хотя в основном они предназначены для использования с Mac и для игр Apple Arcade.

Будущее Apple Vision Pro

Первое поколение Apple Vision Pro еще только выпущено на рынок, а уже появляются гипотезы о том, какие планы у Apple в области AR/VR в целом.

Гарнитура Apple Vision Pro 2 может быть уменьшена по размеру и весу, чтобы сделать ее удобнее. Также, по слухам, следующая версия гарнитуры Vision Pro будет иметь более совершенные дисплеи micro-OLED с улучшенной яркостью. В будущем Vision Pro можно будет использовать для диагностики и лечения проблем психического здоровья. Apple уже тестировала использование Vision Pro для отслеживания выражения лица пользователя для выявления депрессии, тревоги, стресса, посттравматического стрессового расстройства и других проблем, но такая функциональность пока недоступна широкому кругу пользователей.

Вероятнее всего, компания также создаст модели, похожие на Apple Vision Pro, но дешевле, чтобы расширить пользовательскую базу. Возможно, чипы в таких устройствах будут как в iPhone, а не как в Mac. Apple также может использовать внутренние дисплеи с более низким разрешением и более дешевые материалы.

По некоторым прогнозам, Apple может также работать и над контактными линзами с дополненной реальностью — линзы вряд ли будут иметь независимую вычислительную мощность и память и, скорее всего, будут подключаться к iPhone. Впрочем, планы Apple по созданию Vision Pro 2 или разработке иных подобных устройств будут зависеть от успеха первой версии Vision Pro.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Apple: кто основал, история компании, продукция, логотип

Первые впечатления от Vision Pro

«РБК Тренды» попросили Александра Бабулина из издания 3DNews поделиться впечатлениями от Apple Vision за первые несколько часов работы с этим VR-шлемом и показать видео «изнутри» гарнитуры.

«К знакомству с Apple Vision Pro я подходил с невысокими ожиданиями. Для этого было несколько причин: и довольно большой опыт работы с другими гарнитурами виртуальной/дополненной реальности (ну чем вы меня удивите?), и перегретые ожидания фанатов, как это бывает с Apple, и масса противоречивых отзывов от тех, кто успел уже с новыми очками познакомиться. Поэтому, пожалуй, самый главный гаджет Apple со времен первого iPad я брал в руки спокойно, не с потными ладошками. И это хорошо, потому что вещь эта весьма хрупкая (и лишенная влагозащиты, напомню! — на улице носить можно, но осторожно), да еще и с огромным скользким экраном во всю лицевую поверхность.

Но смотрится, надо признать, как надо — чего у Apple не отнять, так это чувства стиля и перфекционизма в выборе материалов. Сразу понятно, что это родственник MacBook и Apple Watch: знакомая цветовая гамма, характерные формы, даже отдельные элементы напоминают о другой технике Apple. К примеру, одна из клавиш — точь-в-точь Digital Crown в Apple Watch. Материалы — стекло, ткань, приятный на вид и на ощупь пластик.

Но, конечно, у такого выбора материалов есть и обратная сторона: Apple Vision Pro безбожно тяжелый. 650 г даже чуть страшно надевать на голову. А страшно зря, потому что, даже несмотря на базовое крепление просто на затылке (без дополнительной фиксации на темечке, как у многих других подобных устройств), гарнитура не вызывает серьезного дискомфорта. Поначалу тяжеловато, но мгновенно приспосабливаешься. И помогает приспособиться лютый восторг, который первые минуты испытываешь просто от всего.

Да, повторюсь, это далеко не первое VR-устройство, с которым я имел дело, но в Apple Vision Pro управление организовано просто на ином уровне. Во-первых, для того, чтобы настроить гарнитуру, требуется несколько минут и выполнение простых инструкций, а не длительные приключения с чтением инструкций. Во-вторых, да, гарнитура знает, куда ты смотришь. В это поначалу тяжело поверить, даже зная заранее, что так она и работает.

Интерфейс организован на манер iOS или iPadOS — рабочий стол со значками и окнами, и чтобы переключаться между ними, достаточно просто посмотреть на нужный элемент. А дальше сделать щипковое движение рукой, и вот приложение открылось. Дальше потянули за нижний край окна — и перенесли куда нужно. Свели-развели пальцы — и поменяли размер окна. Открыли рядом второе. На фон поставили поверхность Луны. И вот мы уже не просто возимся с заметками и читаем браузер, а чувствуем себя персонажем научно-фантастического фильма, повелевая пространством просто взглядом и магическими взмахами рук.

Оцепенение спадает через полчаса. Привыкаешь, что эта штука работает именно так и работает быстро, гладко, хорошо и без глюков. И начинаешь задумываться, зачем она на самом деле нужна. Можно смотреть фильмы — здесь потрясающие экраны с плотностью пикселей свыше 3 тыс. точек на дюйм (у актуального iPad меньше 300). Можно поиграть. Но игр с полноценной поддержкой возможностей гарнитуры пока почти нет. Можно печатать на виртуальной клавиатуре — это относительно удобно, кстати, но медленно (у меня получалось примерно по паре символов в секунду) и пока нет кириллицы. Можно запускать любые приложения из App Store, но в формате обычных плоских окон перед глазами.

Apple Vision Pro Screencast
Запись экрана Apple Vision Pro
(Видео: Александр Бабулин для РБК)

По факту примерно за три часа взаимодействия с Apple Vision Pro я, кажется, попробовал более или менее все, что она может предложить. И это ее главный недостаток. Как и любое устройство, создающее новое технологическое пространство, оно оказывается немного в вакууме. Но оставлю эти рассуждения и просто скажу, что именно «железка» у Apple действительно получилась. Ей можно предъявить серьезные претензии утилитарного плана: слишком дорого, слишком тяжело (хотя за три часа у меня подустали глаза, но не шея; и нет, совсем не тошнило, хотя обычно от шлемов виртуальной реальности мутит), батарею надо носить на веревочке и убирать в карман. Но она дает особый опыт, который не дают другие гарнитуры дополненной или виртуальной реальности, и действительно шикарно исполнена».

Обновлено 14.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть