Деятели кино все чаще прибегают к помощи новых технологий, призванных помочь на самых разных стадиях производства фильмов: от написания сценариев до постпродакшна. В июле 2023 года аналитики из MarketResearch.biz опубликовали отчет, согласно которому в ближайшие 10 лет объем рынка генеративного искусственного интеллекта, применяемого при создании кино, вырастет в десять раз, — общая капитализация достигнет почти $2,882 млрд (оценка за 2022 год — $276 млн). Разбираемся, какие инструменты используют создатели кино в своей работе и что о внедрении ИИ в процесс думают в индустрии.
Появление искусственного интеллекта в кинопроизводстве
В качестве идеи для сюжета искусственный интеллект прочно вошел в историю кино уже давно. Яркий пример — фильм Фрица Ланга «Метрополис» (1927), в котором сумасшедший ученый создал человека-машину. Но как инструмент для создания фильмов ИИ стал важной частью индустрии совсем недавно. Машины стали помогать в создании CGI (computer-generated imagery, компьютерная графика), причем наибольших успехов искусственный интеллект достиг в создании «недвижимых изображений». Примеры у многих на слуху — программы DALL-E и Midjorney пользуются огромной популярностью и постоянно совершенствуются.
Компьютерная графика в кино все чаще создается при помощи искусственного интеллекта. Один из ярких примеров — вторая часть блокбастера Джеймса Кэмерона «Аватар», вышедшая в 2022 году. ИИ помогал создателям картины корректировать движения созданных компьютером персонажей.
Инструменты, применяемые в создании фильмов
Современные технологии позволяют производителям кино использовать искусственный интеллект на каждом этапе работы над будущим продуктом. При желании можно отдать «бездушной машине» весь процесс создания кино.
Подготовка к съемке: сценарий, кастинг
Основа любого фильма — сценарий. И современные технологии предлагают создателям историй довольно большое количество разных инструментов, которые могут облегчить их работу. Безусловно, первое, что стоит упомянуть в этом контексте — вездесущий ChatGPT. Однако существуют и более специализированные инструменты, созданные с учетом специфики профессии.
Дебют «Бенджамина»
В 2016 году два американских энтузиаста, режиссер Оскар Шарп и креативный технолог Google Росс Гудвин приняли участие в челлендже «48 часов» на фестивале научно-фантастических фильмов в Лондоне. Суть испытания, которое проводится на этом кинофоруме до сих пор, состоит в том, чтобы за отведенное время с нуля создать короткометражный фильм. Шарп и Гудвин привлекли к созданию сценария искусственный интеллект Jetson. ИИ обработал огромное количество сценариев научно-фантастических фильмов и в итоге выдал свой. Он стал основой для короткометражки Sunspring. Суть ее сюжета трудно уловить, а диалоги напоминают бессвязный набор реплик. Тем не менее эта лента стала вехой в истории применения ИИ в кино. Впоследствии Jetson сменил свое имя на Benjamin и принял участие в других проектах Шарпа.
В помощь сценаристам
В 2020 году компания Calamity AI выпустила программу Shortly Read, основанную на технологиях GPT-3. Помимо прочего, он предназначен для создания сценариев короткого метра — фильмов небольшой продолжительности. Самый известный пример такой ленты — Solicitors. Она была снята в 2020 году студентами Чепменского университета (Калифорния, США). Весь сценарий, за исключением первых 20 секунд — продукт искусственного интеллекта.
В 2023 году на рынке появился еще один любопытный инструмент для писателей, который можно использовать и в создании сценариев — NovelAI от компании Anlatan. Пока о примерах применения этой версии «писательского» искусственного интеллекта в кино не известно, но программа обладает большим потенциалом. Она позволяет создавать тексты в разных стилях и жанрах, а также визуализировать написанное опять же с помощью ИИ.
Машинный подбор актеров
Сценарий готов — пора переходить к съемочному процессу. Здесь искусственный интеллект тоже может помочь на самых разных стадиях работы. В 2023 году швейцарская компания Largo.ai запустила ограниченный бета-тест искусственного интеллекта, призванного облегчить процесс подбора актеров на роли. ИИ может подобрать подходящего на ту или иную роль актера и обеспечить прямую связь между потенциальным работником и продюсером-работодателем. В Largo сообщили, что их ИИ сможет заместить должности режиссеров, агентов и менеджеров кастинга. Такое позиционирование вызвало бурю негодования среди работников киноиндустрии, которые обвинили компанию в попытке лишить работы людей. В результате раздел, посвященный ИИ, пропал с сайта компании Largo.ai, а о будущем проекта ничего не известно. Пропало и описание инструментов искусственного интеллекта, с помощью которых компания планировала реализовать такую амбициозную задачу.
О других проектах, связанных с внедрением ИИ в процесс кастинга, пока не известно, хотя о потенциале развития этой сферы говорят довольно часто. На нынешнем этапе развития технологий искусственный интеллект может, например, визуализировать необходимый типаж для той или иной роли, после чего подобрать наиболее подходящего на нее актера.
Иногда и актеры не нужны
Самой успешной сферой применения искусственного интеллекта в киноиндустрии стала компьютерная графика. Благодаря инструментам генерации фонов и даже персонажей создатели фильмов могут добиться изображения, максимально приближенного к реальному. Одним из самых известных примеров создания персонажа с помощью ИИ является образ Таноса из фильмов вселенной Marvel.
С течением времени применение ИИ в этом направлении лишь расширяется. Новые технологии способны изменить возраст героев (самый известный пример — образ Роберта де Ниро в фильме Мартина Скорсезе «Ирландец») или даже «воскресить» скончавшихся актеров. В спин-оффе вселенной «Звездных войн», «Изгой-один», таким образом вернули к профессии Питера Кушинга, сыгравшего Уилхаффа Таркина в оригинальной трилогии. Передовыми технологиями в этой сфере обладают корпорации NVIDIA, Epic Games и Adobe.
Big Data помогает продюсерам
Фильм снят — процесс производства переходит к стадии постпродакшна. Предстоит многое сделать: выстроить стратегию продвижения, опубликовать трейлеры, организовать рекламную кампанию. В выполнении этих задач ИИ также может оказать помощь.
В 2018 году появилась платформа Cinelytic, которая за несколько лет обрела популярность и сейчас используется многими крупными студиями. Работа этого ИИ базируется на Big Data. Программа анализирует данные уже выпущенных фильмов, кассовые сборы, отклик зрителей и другие. После этого искусственный интеллект выявляет закономерности, сопоставляя полученный результат с тематикой и актерским составом этих работ. Это позволяет продюсерам выстроить на основе советов искусственного интеллекта стратегию продвижения, оптимизировать бюджет и даже оценить потенциальную экономическую выгоду при приглашении конкретного актера в проект. За несколько лет Cinelytic превратился в важнейший инструмент, помогающий принимать решения крупным игрокам рынка. Об этом свидетельствует, в частности, список партнеров на сайте проекта. Среди них — Warner Bros, Sony Pictures, Lionsgate и другие.
Не все довольны прогрессом
Производство оптимизируется, аналитика развивается, но не все рады активному внедрению ИИ в киноиндустрию. Это стало одной из причин забастовок актеров и сценаристов, прошедших в Голливуде в 2023 году. Майкл Колтон, один из авторов сценария ситкома «Домоводство», так описал свои опасения: «Страх заключается в том, что студии будут использовать ИИ для создания дрянного черновика, а затем передавать его сценаристам, которых они наймут на несколько дней или неделю, чтобы те превратили его во что-то хорошее. И они не будут платить им так, как за оригинальный сценарий».
Актеры вышли на тропу войны с продюсерами по иным причинам — распространение технологий DeepFake, использование образов в компьютерных играх и более частое применение ИИ в кинопроизводстве вызвали у них опасения, что из-за искусственного интеллекта их услуги вскоре попросту не понадобятся. «Это не борьба актеров со студиями. Это борьба за право работать и достойно трудиться в мире, где технологии используются против нас», — объяснил смысл забастовки актер сериалов Маркус Перес.
Забастовщики и корпорации в итоге смогли договориться. Продюсеры пошли на уступки и пообещали сценаристам не считать продукт искусственного интеллекта исходным материалом, а актерам — что их образы не будут использоваться без разрешения.
Будущее киноиндустрии
Несмотря на перемирие, будущее применения искусственного интеллекта в киноиндустрии остается неопределенным. С одной стороны, популярность такого рода программ неизбежно растет, так как позволяет сэкономить ценное время при производстве фильмов. Совершенствование ИИ позволит добиться изображения, практически неотличимого от натурных съемок.
Однако существует и множество негативных аспектов. Внедрение ИИ в производство фильмов может привести к сокращению персонала, — об этом говорят сами работники индустрии. Вызывает вопросы и использование образов умерших актеров, поскольку нет необходимого законодательного регулирования. Кого можно считать правообладателем образа, кому следует платить гонорар за его использование? На эти вопросы пока нет четких ответов.
Эксперты же прогнозируют стабильный рост компаний, занимающихся разработкой ИИ, на кинорынке. Выше уже приводились цифры, опубликованные агентством MarketResearch.biz, согласно которым капитализация таких компаний в ближайшие 10 лет вырастет более чем в 10 раз. Среди причин роста названы, в частности, расширение применения визуальных эффектов и экономия средств и ресурсов в производстве. Также аналитики указали на влияние COVID-19: пандемия стимулировала вложения в новые технологии в условиях всеобщего локдауна.
Сейчас казать с уверенностью можно одно: искусственный интеллект в будущем точно изменит облик мирового кинорынка и сам процесс производства фильмов.