Не просто фото: кто и как создает панорамы в онлайн-картах

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Один из главных инструментов современных онлайн-карт — панорамы. Еще десять лет назад мы не могли представить, что они будут помогать нам и в быту, и в бизнесе. Рассказываем о том, кто и как их создает

Об авторе: Сергей Филин, руководитель группы публикации спутников и панорам в «Яндекс Картах».

Кто и как использует панорамы

Панорамы — не просто картинки и фотографии местности, а многофункциональный инструмент. Он помогает бизнесу, городским службам и обычным людям. Например, для поиска подходящего объекта под кафе, магазин, автомастерскую или офис уже нет необходимости объезжать половину города — достаточно взглянуть на панорамы.

Сами пользователи могут заранее детально рассмотреть, как выглядит нужное им место, а еще в интерактивном формате панорам есть возможность построить пешеходный маршрут. В том числе виртуально прогуляться по новым городам и посмотреть достопримечательности, природные красоты и необычные места не выходя из дома: например, ледник в Андах, вулкан Креницына, реку Витим в Якутии или почти заброшенный поселок Карамкен в Магаданской области, где живут всего три человека.

Панорама почти заброшенного поселка Карамкен
Панорама почти заброшенного поселка Карамкен (Фото: «Яндекс Карты»)

Полезны панорамы и для архитекторов или городских служб. Например, архитекторы могут проводить первоначальную оценку территории для строительства объектов и благоустройства. Также на панорамах видно состояние асфальта и тротуаров, что помогает городских службам планировать дорожные работы.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Иммерсивность и краудсорсинг: четыре тренда геосервисов

История вопроса: как изменились панорамы за последние годы

Еще недавно цифровые карты городов несильно отличались от бумажных. Поворотной точкой стал 2009 год. Тогда были опубликованы первые панорамы Москвы и Санкт-Петербурга, а позже — всех областных центров. По итогам первой съемки в столице на панорамах появились только основные улицы. С тех пор сервис постоянно улучшали — росло покрытие, изображения становились все более детализированными.

Панорамы ГЭС-2 на Болотной набережной
Панорамы ГЭС-2 на Болотной набережной (Фото: «Яндекс Карты»)

Около пяти лет назад подгружать панорамы стали и сами пользователи, благодаря чему появились снимки труднодоступных локаций: например, гор, пещер или Крайнего Севера. А за последние пару лет панорамы шагнули вперед. Съемки начали массово проводить во дворах и гораздо плотнее в частном секторе.

Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге панорамы обновляются каждый год, в региональных центрах — раз в 2–3 года.

Как устроена панорамная съемка

Панорамомобиль — самый распространенный метод съемки, который используют профессиональные операторы. Это машина, на которой установлены четыре камеры, направленные в разные стороны: три сбоку и одна вверх. Это позволяет получить сферический ракурс.

Панорамомобиль «Яндекс Карт»
Панорамомобиль «Яндекс Карт» (Фото: «Яндекс Карты»)

Панорамомобиль обязательно оснащен GPS. Разрешение камер по стандартам «Яндекса» должно быть не ниже 10 Мп. Такой автомобиль двигается по намеченному маршруту на скорости не более 60 км/ч, и каждые 15–30 м все фотокамеры одновременно делают снимки — поэтому на панорамах можно смотреть в любом направлении. Для лучшей картинки оператору приходится выезжать рано утром — меньше машин и другого визуального шума. Логично, что подходят только светлое время суток и дни без осадков, поэтому на панорамах городов всегда хорошая погода.

Пешеходную съемку используют в тех случаях, когда панорамомобиль не может заехать в нужное место — ему недоступны тротуары, пешеходные улицы, небольшие дворы, парки и скверы. Поэтому при съемке таких территорий к работе подключаются операторы-пешеходы. Это сотрудники, которых «Яндекс» специально нанимает в городах, где планируется съемка пешеходных зон. Для работы им выдается экшен-камера с обзором на 360°. Она крепится на штатив, а штатив — к специальному поясу.

Оператор-пешеход
Оператор-пешеход (Фото: «Яндекс Карты»)

У каждого оператора есть мобильное приложение «Народные карты», в котором он получает задание на обход. Обычно это один полигон с 200–600 точками: пешеходу нужно дойти до каждой из них и сделать там панорамные снимки. Такие пешеходные обходы помогают собирать информацию для картографов, которые обновляют карту и делают ее более подробной.

На больших пешеходных зонах иногда используют съемку на велосипеде: это парки, усадьбы, лесные тропы и набережные. Оборудование и процесс съемки схожи с механизмом работы панорамомобиля.

Панорамы делает сотрудник на специальном трехколесном велосипеде, к корпусу которого прикреплена камера. В день оператор может проезжать до 15 км, поэтому такие съемки требуют хорошей физической подготовки. Например, в 2021 году мы отсняли около 100 км велосипедных панорам в Музее-заповеднике Коломенское, Царицыно, Академическом парке, «Музеоне», на ВДНХ и во многих других местах.

Съемка на воде — отдельный блок работы. Здесь используется катер, оснащенный в верхней части устройством с камерами. Крайне важно правильно выбрать день. Ведь нужно избежать дождя — он может повредить технику, сильного ветра — от качки снимки получаются нечеткими. Также важно следить за плотностью движения других судов на воде. С одной стороны, проходящие мимо суда — визуальный шум, а с другой — еще один повод для качки.

Несмотря на сложности работы, в прошлом году мы обновили водные панорамы в Москве, сняв больше 200 км Москвы-реки и Яузы, а также Кожуховский затон, Большой Строгинский затон и Химкинское водохранилище.

Возможность снять панораму для «Яндекс Карт» есть не только у сотрудников компании. Сделать панорамное фото может любой желающий с хорошей камерой на телефоне или личной камерой 360 по инструкции. Если снимок будет соответствовать техническим требованиям и пройдет модерацию, то попадет на карту.

Как панорамы помогают обновлять онлайн-карты

Панорамы — важный источник информации, который позволяет обновлять карты. Благодаря автомобильным панорамам можно улучшать навигацию для водителей. Со снимков компьютерным зрением считываются дорожные знаки, разметка, светофоры, номера домов. Свежие данные помогают актуализировать подсказки о том, где повернуть, с какой скоростью ехать, когда притормозить перед лежачим полицейским и не только.

Знаки ограничения скорости, считанные с панорам и перенесенные в базу данных
Знаки ограничения скорости, считанные с панорам и перенесенные в базу данных (Фото: «Яндекс Карты»)

Пешеходные панорамы дают возможность добавить на карту еще больше деталей и адаптировать ее для пеших маршрутов по городу. С помощью них удается определить, где находятся пешеходные дорожки, скамейки, мусорные баки, подъезды и входы в здания, и даже скорректировать время работы организации, если оно указано на фасаде.

Наконец, панорамы активно используются для создания новых, высокодетализированных карт городов. В них здания и другие объекты отображаются в трехмерном формате, а на дорогах видна разметка. Чтобы оцифровать несколько тысяч километров дорожного покрытия, команда «Яндекс Карт» придумала технологию так называемых репроецированных панорам. Она генерирует из панорамного снимка картинку, похожую на снимок со спутника. Получившееся изображение дает возможность в хорошем качестве смотреть на дороги в проекции «сверху»‎. Так картограф сразу понимает все особенности актуальной дорожной разметки.

Репроецированная панорама помогает распознать актуальную разметку на дороге
Репроецированная панорама помогает распознать актуальную разметку на дороге (Фото: «Яндекс Карты»)

Обновлено 10.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть