Иммерсивность и краудсорсинг: четыре тренда геосервисов

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Онлайн-карты помогают найти быстрый маршрут, оценить ситуацию на дорогах и отследить передвижение транспорта. Рассказываем, какие инновации внедряют в геоинформационные сервисы, чтобы пользоваться ими было еще удобнее

Об эксперте: Антон Токбулатов, руководитель проектов «API Яндекс Карт».

Согласно прогнозу аналитической компании MarketsandMarkets, объем рынка геоинформационных сервисов (ГИС) в мире вырастет с $11,4 млрд до $14,5 млрд в 2022–2025 годах. Разбираемся, что станет движущей силой геосервисов в ближайшие годы и какие тренды наблюдаются в отрасли.

«Умный» город — «умные» карты

Один из главных трендов на мировом рынке ГИС — значительное улучшение качества геоданных и скорости их обновления благодаря технологиям «умного» города. Сегодня геоинформационные системы собирают информацию с IoT-устройств (Internet of Things), дронов, GPS-трекеров и анализируют весь этот массив данных в режиме реального времени с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения. Это не только облегчает работу профессионалов в области ГИС, но и позволяет использовать полученные данные для создания дополнительных слоев информации на картах и разработки мощных моделей прогнозирования.

Одновременно происходит расширение сценариев использования цифровых геокарт в рамках концепции «умного» города (smart city). В «умном» городе технологии выступают важной частью управления, упрощают и повышают эффективность работы транспорта, коммунальных служб и других объектов инфраструктуры. Например, устройства интернета вещей собирают информацию о местоположении объектов, температуре, влажности, уровне шума и т.д. Данные передаются в центральную систему и анализируются при помощи искусственного интеллекта. Результаты используются для создания цифровых геокарт, отображающих состояние городской инфраструктуры, включая дорожную ситуацию, общественный транспорт, загрязнение воздуха и другие показатели.

Согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey, решения для «умного» города на основе IoT и ГИС помогают сократить среднее время в пути на работу и обратно на 15–20%, повысить оперативность реагирования экстренных служб на чрезвычайные ситуации на 20–35%. Благодаря обновлению геоданных в режиме реального времени жители современных мегаполисов могут через онлайн-карты, навигаторы и прочие геосервисы отслеживать движение общественного транспорта и изменения на дорогах. А городские службы — пожарные, скорая помощь, полиция — оперативно реагировать через специальные мобильные приложения на чрезвычайные ситуации и выбирать наиболее оптимальные маршруты. Следить за передвижением и временем прибытия бригады могут и сами горожане. К примеру, данная функция уже интегрирована в мобильное приложение Системы-112 Московской области.

Подобные технологии уже есть в открытом доступе. Существуют программные библиотеки — наборы готового кода, которые позволяют внедрить полный функционал карт, включая получение real-time-геоданных, в свое приложение. Подобные библиотеки выпускали Apple, Xiaomi и другие менее именитые компании. Однако в России и странах СНГ в связи с хорошей локализацией наибольшей популярностью пользуется продукт от «API Яндекс Карт» — MapKit SDK, который предоставляет набор готовых инструментов для интеграции карт в мобильное приложение. Следует добавить, что использование программных библиотек с «умными» картами — это тоже тренд, который набирает обороты.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Геоинформационные системы: что это за технология и как работает

Иммерсивность и детализация

С развитием высокоскоростного интернета и технологий виртуальной и дополненной реальности визуализация данных на геокартах вышла на новый уровень. Принципиальное отличие карт нового поколения — иммерсивность и эффект погружения за счет высокой детализации. Сегодня мы наблюдаем развитие цифровых геокарт с максимально реалистичными дорогами, где видно разметку и островки безопасности, «умными» указателями маршрута, которые показывают, с какой стороны дороги лучше ехать, и гиперреалистичными 3D-видами.

Появилось больше возможностей для взаимодействия ГИС с окружающей средой в реальном времени. Например, инновационная платформа визуализации пространственных данных vGIS предложила использовать технологии дополненной реальности для демонстрации подземной инфраструктуры. С помощью данного решения пользователь может навести камеру на асфальт и моментально, в режиме реального времени, увидеть 3D-модель водопроводных труб на карте местности.

Краудсорсинг

В контексте цифровых геокарт краудсорсинг — это обновление картографических данных совместными усилиями множества пользователей, которые могут самостоятельно добавлять, предлагать и корректировать информацию о новых дорогах, парковках, зданиях. После модерации обновленные данные становятся доступными всем, в том числе организациям, использующим геосервисы в бизнес-целях. Таким образом, все пользователи получают доступ к более надежным, подробным и актуальным данным.

Например, OpenStreetMap (OSM) — один из самых популярных сервисов краудсорсинга в области цифровых геокарт. OSM предоставляет открытые и свободные геоданные, которые создаются и обновляются онлайн-сообществом. Каждый пользователь может внести свой вклад, добавляя новые объекты на карту или внося корректировки в уже существующие данные. Принцип краудсорсинга для сбора и обновления геоданных также используется в «Народной карте» от «Яндекса».

Важную роль в развитии геосервисов играет и UGC (user-generated content). Пользователи могут добавлять свои фотографии, отзывы, рейтинги и другую информацию, которая обогащает карты и делает их более полезными для других. Это позволяет создавать персонализированные карты с учетом индивидуальных предпочтений и интересов. Благодаря краудсорсингу цифровые карты становятся более точными, актуальными и полезными для широкого круга пользователей.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Мудрость толпы: плюсы и минусы краудсорсинга

Спрос компаний на геосервисы

Сегодня все больше компаний работают с ГИС и интегрируют геокарты на свои сайты и в приложения. Одна из причин — возможность значительно оптимизировать бизнес-процессы. Так, по данным исследования Pitney Bowes Business Insight (компания, которая занимается логистикой и доставкой), более 80% данных, собираемых предприятиями, связаны с местоположением, а подавляющее большинство важных бизнес-решений основано на геоданных.

Компании понимают, что новое поколение потребителей, так называемые new-age customers, все больше полагаются на устройства, которые отслеживают их геолокацию, и все чаще используют геокарты для поиска товаров и услуг — так, согласно исследованию аналитической платформы для комплексного управления репутацией бренда в онлайне RocketData, почти 79% пользователей ищут эту информацию через поисковики, где сегодня на первое место выходят карты.

Современный пользователь не готов тратить время на долгое заполнение анкеты, ручной ввод адресов, самостоятельный поиск торговой точки и ожидание курьера, если неизвестно точное время доставки. Независимый институт UX-исследований Baymard выяснил, что 18% потенциальных покупателей отказываются от онлайн-корзины, потому что им приходится тратить много времени и совершать лишние действия на сайте. Для улучшения пользовательского опыта компании стали чаще внедрять на свои сайты и в приложения интерактивные карты, которые позволяют выбрать пункт выдачи в один клик и построить максимально удобный маршрут до него, не уходя с веб-страницы. Многие убеждены, что для интеграции карты на сайт необходим собственный IT-отдел и штат специально подготовленных веб-разработчиков, однако сегодня сделать это достаточно просто. Существуют программные библиотеки и наборы инструментов для бизнеса под разные задачи, нужды и площадки. Например, на территории СНГ популярна JS API 3.0 — программная библиотека для сайтов от «API Яндекс Карт», которая позволяет внедрить интерактивную карту на сайт и кастомизировать ее под корпоративный стиль.

Помимо этого, благодаря анализу геоданных компании могут получить больше ценной информации о поведении потребителей, их предпочтениях и покупательских тенденциях, что может помочь в разработке маркетинговых стратегий и увеличении эффективности продаж. Приложения могут предлагать персонализированные уведомления и скидки, основываясь на текущем местоположении пользователя. Это помогает повысить общий чек.

Сейчас также активно развиваются геоаналитика и геомаркетинг. На основе геомаркетинговых исследований часто строится франчайзинговая стратегия компаний различных отраслей и сегментов ретейла. Денис Струков, генеральный директор российского центра пространственных исследований Geointellect, рассказал, что аналитика геоданных помогает Wildberries, Ozon и Lamoda верно расположить свои пункты выдачи для эффективной работы и доставки.

Учитывая возможности геосервисов в корпоративном сегменте, в будущем можно ожидать дальнейшего роста спроса на них со стороны компаний. Интерактивные карты уже стали неотъемлемой частью современного бизнеса в сфере электронной коммерции, ретейла, доставки, и в дальнейшем этот перечень отраслей будет только расширяться. Параллельно с этим сами геосервисы будут развиваться и предлагать новые возможности для автоматизации процессов и эффективного управления бизнесом. В результате появятся новые функции и улучшения, которые сделают цифровую картографию еще более точной, актуальной и эффективной для компаний.

Обновлено 17.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть