Об эксперте: Милена Манукян, ведущий промышленный дизайнер лаборатории промышленного дизайна, инжиниринга и изобретений MNTlab.
По данным опроса, проведенного в рамках Форума промышленного дизайна-2023, 65% руководителей крупных российских компаний убеждены в значимости промышленного дизайна в условиях конкуренции. Современный мир — условия жизни, обстоятельства, потребности — трансформируется очень быстро, и предметы должны ему соответствовать, поэтому промышленный дизайн привлекает все больше внимания. Ведущий промышленный дизайнер лаборатории промышленного дизайна, инжиниринга и изобретений MNTlab Милена Манукян выделила значимые тренды промышленного дизайна, которые определят развитие индустрии на ближайшие годы.
Привычные предметы быта и высокотехнологичные устройства, с которыми каждый человек взаимодействует ежедневно, должны быть не только функциональными, но и стильными и эргономичными. Дизайн не возникает и не существует сам по себе, он должен гармонично вписывать новый продукт в окружающую среду.
Дизайн влияет на отношение к компании: при взаимодействии с продуктом создается пользовательский опыт. Возникает стойкая ассоциация «продукт — бренд». Следовательно, при разработке инновационного продукта важен учет не только особенностей производства, но и экономических и общекультурных факторов. Комплексный подход — основа создания актуального и гармоничного продукта.
Осознанная экологичность
Актуализируются вопросы защиты окружающей среды. Необходимость уменьшить вредное воздействие на природу меняет не только технологические процессы, но и поведение людей, стремящихся к осознанному потреблению. Все больше внимания уделяется созданию продуктов, которые легко утилизировать без ущерба для экологии.
Например, компания Sony выпустила наушники LinkBuds S, при производстве которых использовались переработанные полимерные материалы (бутылки и пластиковые автомобильные запчасти). Переработанный пластик применяется при изготовлении корпусов и футляров беспроводных наушников. Лом сортируется, измельчается и гранулируется, что позволяет использовать до 98% вторичного сырья.
В упаковке устройства объем используемого пластика сокращен на 90% по сравнению со старыми моделями, вместо него применен уникальный композитный материал. Это экологичная бумага, которую Sony производит из бамбука, волокон сахарного тростника и переработанной бумаги. Универсальному материалу можно придать любую форму, поэтому его можно использовать для упаковки разных устройств. При нанесении логотипов и надписей применяется тиснение, а не краски, что упрощает переработку.
Пластиковые же и электронные элементы, которые нельзя утилизировать с бытовыми отходами, принимаются для переработки в центрах возврата и сбора отходов для раздельной утилизации. Это мировая тенденция, которая только формируется в России.
Создавая дизайн нового продукта, специалист должен учитывать достаточно строгие экологические стандарты, предъявляемые к продукции в той или иной стране. Государственные стандарты не относятся напрямую к дизайну продукта, но так или иначе влияют на него. Например, разные виды упаковки подразумевают разный утилизационный сбор. Дизайнеру необходимо использовать материалы, которые можно переработать без ущерба для экологии. На конструктивном уровне, в свою очередь, важно минимизировать число элементов и продумать их взаимозаменяемость.
Электрификация
Один из факторов, уменьшающих вредные выбросы в атмосферу, — электрификация мегаполисов мира. Ее темпы зависят от создания инфраструктуры, что заставляет расти рынок портативных накопителей энергии и зарядных станций.
При разработке дизайна зарядных станций для электротранспорта специалисты должны учитывать не только функциональность и требования безопасности, но и окружающую среду, адаптируя продукт к условиям современного города.
Идеи переосмысления производства энергии, необходимой мегаполисам мира для жизни, находят разные пути реализации. В мире существуют концепции дорожного покрытия, которое заряжает аккумулятор электромобиля при движении. Технология безопасна для человека.
Проезжая по участку дороги, автомобиль производит энергию, поэтому специалисты задумываются над тем, чтобы преобразовывать ее в электричество. Например, в Великобритании на экспериментальном участке, на парковке супермаркета в Глостере, применен электрокинетический принцип: кинетическая энергия, вырабатываемая автомобилем при движении, с помощью специальной установки перерабатывается в электричество. Пьезоэлектрический принцип предусматривает, в свою очередь, преобразование вибрации и давления на дорогах в электричество.
Некоторые участки магистралей и велодорожек снабжаются солнечными панелями и фотогальваническими элементами, которые накапливают энергию днем, чтобы освещение и светофоры работали ночью. На данный момент такие технологии еще в стадии разработки, поэтому существуют только экспериментальные участки дорожного полотна.
Биофильный дизайн
В контексте зеленой повестки продолжат развиваться и архитектурные технологии. Тенденция биофилии (любовь к природе) будет и дальше распространяться, захватывая новые объекты проектирования. Включение природных элементов в искусственную среду создает яркую эмоциональную связь. Например, зеленая стена в аэропорту Симферополя площадью около 1,6 тыс. кв. м стала самой большой в Европе: здесь около 30 тыс. растений. Это одна из достопримечательностей города.
Биофильный дизайн реализуется не только в озеленении фасадов и объектах городской инфраструктуры, но и через бережное отношение к природному наследию планеты. Современные архитекторы и дизайнеры стремятся максимально сохранить природное пространство, проектируя городскую среду так, чтобы интегрировать здания в ландшафт той или иной местности. Например, чтобы не нарушать природный рельеф, основные помещения зданий располагаются под землей.
Так, на одном из греческих островов — Серифосе — архитекторы оставили над поверхностью только стены, причудливо изогнутые под влиянием местности. Органические формы фасадов создаются с использованием современных строительных материалов и гармонично интегрируются в окружающую среду. Для освещения внутренних подземных помещений применена система световодов, которые своими необычными формами создают на поверхности уникальный архитектурный ансамбль.
С тенденцией осознанной экологичности и биофильности тесно связан следующий тренд в промышленном дизайне.
Трансформируемость
Большое значение приобретает возможность сочетаемости и легкой интеграции различных продуктов. Идея унификации и трансформируемости появилась в 1920-х годах, когда ее разработкой занималась школа Баухауз, создавшая первый каталог стандартизированной мебели. Универсальность, модульность и долговечность становятся основными принципами минималистичного индустриального дизайна и сегодня. Модульный принцип обеспечивает разнообразие сочетаний при минимизации затрат. Принцип минимализма позволяет оптимизировать затраты на производство и сократить вредное воздействие на экологию.
Ведущие производители электроники, такие как Sony и Apple, разрабатывают и внедряют программы по сбережению природных ресурсов, в рамках которых не только используют при производстве вторичные материалы, но и меняют дизайн, стремясь к минимализму. Например, компании заменяют пластиковые элементы упаковки бумажными и отказываются от дополнительных аксессуаров в комплектации (например, адаптеров питания, наушников), уменьшая размер коробки.
Развиваются идеи многофункциональности, так как потребитель все больше задумывается о наиболее рациональном использовании устройств. Сегодня многофункциональность становится характеристикой не только продукта, но и пространства, позволяя целесообразно задействовать небольшие площади. Так, музейный комплекс может превращаться в концертную площадку.
В труднодоступных местностях транспортную проблему может решить многофункциональный снегоболотоход. Модульные унифицированные элементы его конструкции, которые легко взаимозаменяются, позволят трансформировать средство передвижения для выполнения разных функций: от экскурсионных и служебных до машины экстренных служб.
Виртуальная и дополненная реальность для hard skills и досуга
Инженеры и дизайнеры стремятся создать инновационный продукт, опираясь на персонифицированный пользовательский опыт. Новейшие 3D-технологии и искусственный интеллект позволяют не только моделировать его, но и погружать потребителя в новую среду, воздействуя на разные органы чувств.
С развитием технологий становится очевидно, что дизайн виртуальной реальности не менее важен, чем дизайн физической среды. VR-технологии используются для визуализации дизайна, продукта или пространства, чтобы потребитель уже на этапе разработки мог детально представить результат. Некоторые дизайнеры сочетают в своей работе традиционные и высокие технологии, изготавливая цифровую модель продукта, а уже затем прототип. VR-технологии позволяют максимально приблизиться к характеристикам физической модели, поэтому такая трехмерная визуализация делает разработку гибкой и экономичной, так как вносить коррективы в 3D-модель легче и дешевле, чем в физическую.
Сегмент устройств виртуальной и дополненной реальности еще на ранней стадии развития. Очевидно, что меняются принципы взаимодействия человека и цифровой среды, поэтому стоит ждать не только появления новых VR/AR-устройств, но и создания экосистемы контента и приложений для них, как это было со смартфонами в свое время. Apple, например, позиционирует недавно анонсированное устройство Vision Pro как пространственный компьютер, основанный на принципе фиджитал (совмещении физического и виртуального пространств).
Гиперреалистичный дизайн 3D-реальности своеобразно реализуется в индустрии развлечений. К примеру, в отрасли все чаще появляются порносимуляторы, имитирующие соответствующие жизненные ощущения. Эффект достигается благодаря сочетанию VR-технологий с тактильными симуляторами (виброкостюм, перчатки), чтобы потребитель лучше погружался в виртуальную среду. Сферу досуга можно назвать одним из мощных драйверов VR-индустрии на ближайшие годы.