Метавселенная Москвы: что это такое и для чего она нужна

Фото: Nemetschek Group / YouTube
Фото: Nemetschek Group / YouTube
Скоро у Москвы появится своя метавселенная, а к ее созданию будут причастны все, кто занимается капитальным строительством в городе. О том, для чего создается 3D-модель столицы, рассказали в проектной компании Unidraft

Об эксперте: Анна Кузьмицкая, архитектор Unidraft.

Для получения свидетельства архитектурно-градостроительного решения (АГР), необходимого для строительства капитальных объектов в Москве, скоро потребуется готовить детальную трехмерную цифровую модель здания. Нововведения связаны с планом по созданию метавселенной Москвы — реалистичной копии города в виртуальной среде, существующей на базе Unreal Engine. Нововведения, анонсированные МКА (Москомархитектурой) еще в 2019 году, уже вступали в силу в апреле 2023 года, но в июне были отложены до января 2024 года.

Метавселенная — это цифровое пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и окружающим миром. Метавселенная позволяет перенести любую деятельность в виртуальный мир. Деловые встречи, финансовые сделки, общение с друзьями, проведение концертов и многое другое — все это возможно в трехмерном виртуальном пространстве. В последние годы число пользователей, брендов и организаций, использующих возможности метавселенных, растет.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Что такое метавселенная и почему все о ней говорят

В скором времени полноценные виртуальные версии появятся и у городов. К примеру, власти Сеула уже заявили об успешном завершении бета-тестирования проекта Meta Seoul — это цифровая копия столицы Южной Кореи, где пользователи могут общаться, участвовать в мероприятиях, совершать виртуальные экскурсии по историческим местам, посещать концерты и фестивали и даже делать покупки в виртуальных магазинах. А еще пользоваться государственными услугами, заниматься разными видами спорта и посещать университетский кампус. В полную силу проект должен заработать к 2026 году.

Корея — не единственная страна, которая занимается созданием городских метавселенных. В октябре 2022 года подобный проект запустили в Шардже. Проект, получивший название Sharjahverse, является виртуальным двойником территории эмирата. Платформа позволит туристам посещать достопримечательности города, а также создаст рабочие места для местных жителей. Дубай планирует аналогичный проект под названием Dubaiverse, работа ведется в коллаборации с ведущей платформой по разработке метавселенных The Sandbox. Известно, что платформа развивает подобные проекты для Гонконга, Сингапура и Турции. У Сингапура первый виртуальный 3D-двойник появился еще в 2014 году для работы с данными о погодных условиях, строительстве и росте населения.

Теперь своя метавселенная появится и у Москвы. В метавселенной столицы множество слоев, среди которых есть и слой АГР — модели, созданные по обновленным требованиям Москомархитектуры, интегрируются в него.

По действующим требованиям, для подачи заявки на получение АГР требуется подготовить низкополигональную (упрощенную) модель здания — она мало весит, у нее низкая детализация, упрощенные фасады. Низкополигональная модель в основном используется для карт. Со следующего же года будет нужна и высокополигональная 3D-модель — намного более сложная. Это уже не просто «коробочка», отражающая лишь силуэт здания, а максимально детализированная модель. Именно такой тип модели используется для создания метавселенной города.

Рабочая высокополигональная модель.
Рабочая высокополигональная модель. (Фото: Unidraft)

Оба типа моделей состоят из полигонов — плоских треугольников, которые формируют плоскость элементов здания. Если выделить элемент модели здания в программе по 3D-моделированию, можно увидеть сечение любой плоскости на треугольники — полигоны. Низкополигональная и высокополигональная модели отличаются количеством полигонов, а следовательно, детализацией. Как пример, в требованиях для низкополигональной модели предел количества полигонов — 15 тыс., а в высокополигональной — 2 млн. Этот предел, естественно, обусловлен весом модели.

Рабочая низкополигональная модель.
Рабочая низкополигональная модель. (Фото: Unidraft)

К преимуществам высокополигональных моделей архитекторы относят:

  • Возможность с любого ракурса рассмотреть архитектуру и благоустройство города.
  • Детальное и наглядное отображение существующей архитектуры, возможность архитекторам и проектировщикам придумывать новые проекты.
  • Новый способ презентации архитектурных проектов, при котором учитываются не только характеристики здания, но и контекст.

Полигоны в high poly-модели.
Полигоны в high poly-модели. (Фото: Unidraft)

В то же время на подготовку модели, отвечающей последним требованиям МКА, архитекторы и 3D-моделлеры могут потратить до нескольких дней, что в современных реалиях считается достаточно большим сроком. По мнению специалистов Unidraft, поскольку метавселенная Москвы предполагает создание виртуального дубликата города, для упрощения задачи такого объема можно сделать лазерное 3D-сканирование. При такой технологии создается облако точек с пространственными координатами, что позволяет получить реалистичное объемное изображение города.

Пока что метавселенная планируется и создается как среда для архитекторов и проектировщиков. Но есть надежда, что в будущем такое виртуальное пространство станет доступным всем желающим. Большим плюсом для всех — застройщиков, архитекторов, проектировщиков и просто интересующихся людей — было бы создание общедоступной виртуальной среды с возможностью не только изучать город снаружи, но и заходить внутрь зданий. Например, выбирая квартиру для покупки, человек смог бы зайти в будущее здание, оценить виды из окон и планировку.

Безусловно, разработка такой метавселенной требует больших сил, времени и средств. Но и метавселенная, которая находится в разработке сегодня, уже вызывает большой интерес в профессиональной среде.

Обновлено 04.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть