Об авторе: Алексей Поспехов, основатель компаний Missiontech.co и Mission Space.
Что такое SpaceTech
SpaceTech — это технологии и инновации, которые используются для исследования космоса, работы в космических условиях, создания космических объектов и систем. Включает в себя разработку ракет, спутников, космических аппаратов и станций, а также систем наблюдения и связи в космосе. Индустрия имеет огромный потенциал для решения многих глобальных задач: это борьба с последствиями климатических изменений, решение энергетических проблем, обеспечение связи и другие.
Одним из наиболее ярких примеров в этой области является компания SpaceX, создавшая спутниковую систему Starlink. Однако «частный космос» — это не только SpaceX. Около 3 тыс. компаний по всему миру занимаются разработкой программного обеспечения, бизнес-услуг, космических аппаратов, новых материалов и технологий.
Объем инвестиций и интенсивность инженерных разработок в этой области ежегодно набирают обороты. При этом коммерческие компании учатся работать еще и с оптимизацией материальных ресурсов. Например, Илон Маск задумался о создании многоразовой ракеты еще в начале 2000-х и через десять лет сумел воплотить этот проект. В индустрии появляются возможности для частных предпринимателей, которые могут создать небольшой и экономически эффективный проект.
Самые многообещающие и интересные космические технологии
Наиболее понятная и доступная ниша — производство новых носителей, то есть ракет. Например, у SpaceX есть многоразовые ракеты Falcon, и в наши дни предпринимаются попытки запуска самой тяжелой в мире ракеты Starship, которая будет предназначена для пилотируемых миссий на Луну и Марс.
Игроки со всего мира также работают над созданием собственных ракет, которые позволят ускорить и удешевить доставку грузов на орбиту. Это важная задача, так как в космических исследованиях и коммерческих проектах необходимо доставлять на орбиту различное оборудование и материалы. Например, для запуска спутника нужно доставить его на космодром и затем поднять с помощью ракеты. Доставка необходимых ресурсов важна в строительстве и обслуживании космических станций и миссий. Создание многоразовых ракет, как это сделал Маск, позволило существенно снизить стоимость отправки килограмма груза на орбиту, а это одна из самых дорогих составляющих в бизнесе.
Также есть еще ряд востребованных областей, которыми занимаются частные компании:
- Космические тягачи. Технология заключается в запуске специального космического аппарата для размещения спутников на орбите. Тягачи помогают контролировать движение спутников, позволяют более точно и гибко подходить к вопросу запуска аппаратов на нужные орбиты и значительно улучшают возможности для проведения космических исследований. Компаний, которые занимаются созданием таких аппаратов, не так уж мало. Среди них известны Atomos и Bradford Space. Технология полезна во многих сферах: коммуникационные системы, навигационные приборы, прогноз погоды, картография и другие области, где используются спутники.
- Мониторинг космической погоды. Представляет собой анализ изменений в космической среде с помощью разных инструментов и технологий, таких как спутники, наземные станции и другие приборы. Мониторинг является важным элементом космической деятельности: он позволяет обеспечить безопасность космонавтов и космических объектов, а также максимально эффективно использовать космические ресурсы. Digantara — первая коммерческая компания, которая успешно запустила систему мониторинга космической погоды.
- On-orbit сервис и производство. Технология, связанная с обслуживанием космических аппаратов и увеличением продолжительности жизни спутника. Представьте, что у вас есть автосервис. И что вы запускаете его на орбите. Сервис может включать в себя разные виды услуг, например обслуживание и ремонт спутников, управление движением космических аппаратов, наблюдение за состоянием околоземной орбиты и т.д. Услуги уже предоставляют компании Astroscale, Obruta и Altius. On-orbit производство предполагает создание космических аппаратов прямо в космосе с помощью 3D-принтеров и других технологий.
- Очистка космоса от космического мусора. Если мы продолжим игнорировать проблему утилизации мусора на орбите, то со временем она будет настолько засорена, что мы не сможем промышленно осваивать космос. Одна из компаний, которая занимается решением проблемы и созданием спутников для расчистки орбит, — это ClearSpace.
- Space Traffic Management и Space Situation Awareness. К компаниям, работающим в области прогнозирования движения космических аппаратов и создания правил космического дорожного движения, относятся наша компания Mission Space, а также LeoLabs и Privateer. Space Traffic Management осуществляется путем отслеживания и управления движением объектов. Необходим для обеспечения безопасного и эффективного использования космического пространства при растущей активности в космосе.
- Промышленное освоение Луны. Создание инфраструктуры на Луне позволит использовать лунные ресурсы для производства материалов и топлива, развивать лунную логистику для транспортировки этих материалов на Землю и космические станции. Это не фантастика, а реальность завтрашнего дня. Например, японская компания Ispace планирует в ближайшее время отправить на Луну свой луноход с промышленными целями. Миссия включает использование передовых технологий для поиска воды, транспортировки строительных материалов и оборудования. Компания планирует создать поселение на Луне для 1 тыс. человек к 2040 году и развить там коммерческий бизнес-центр.
Космический венчур
Согласно отчету Forbes, более 10 тыс. компаний, занимающихся космическими технологиями, имеют общую стоимость более $4 трлн. Появление новых космических стартапов привлекло значительные частные инвестиции: в 2021 году начинающие космические компании получили частное финансирование на сумму $15,4 млрд. В целом в последнее десятилетие в космическом секторе наблюдается массовый рост инвестиционной активности. Согласно исследованию Space Capital, с 2014 по 2023 год, в основном за счет инвестиций США и Китая, было вложено более $272 млрд в акционерный капитал 1746 компаний космической отрасли.
Если говорить про Европу, то отдельно стоит отметить Люксембург, который стал центром космической отрасли. Здесь активно развиваются уже готовые бизнесы в области ракетостроения и производства двигателей.
В космической индустрии важную роль играют правила DeepTech: например, если вы впервые создаете компанию в США и вы не американец, то будет сложно. Более того, без грин-карты вы не сможете работать в SpaceTech-секторе США. Однако создание наукоемких стартапов в космической сфере является ключевым фактором успеха. Если у вас есть интересная и важная технология, то она всегда будет востребована в этом бизнесе.
На протяжении многих лет правительство и частные инвесторы активно финансировали проекты, связанные со спутниковой связью. В настоящее время происходит инвестиционный сдвиг в сторону LEO (Low Earth Orbit) — орбиты со спутниками на высоте от 160 до 2 тыс. км от поверхности Земли, то есть достаточно близко к ней. Этот факт дает LEO ряд преимуществ по сравнению с другими видами орбит: ее спутники идеально подходят для обеспечения высокоскоростной связи с низкой задержкой. Кроме того, они, как правило, меньше и намного дешевле.
Инвесторы начинают рассматривать и новые возможности. Исследование компании McKinsey показывает, что в настоящее время до 15% частных инвестиций направлены в сторону Луны и более дальних орбит. Прогнозируется, что в ближайшее время этот сектор будет набирать обороты.
Запуск космического стартапа
Основные проблемы в космическом стартапе совпадают со сложностями при запуске любого другого нового бизнеса: поиск финансирования, квалифицированных сотрудников и масштабирование.
Нехватка финансирования — одна из самых больших проблем при запуске стартапа. Затраты могут значительно отличаться в зависимости от типа, размера и масштаба бизнеса. Например, стартап, который занимается разработкой малых спутников, может потребовать меньше капитала, чем тот, который нацелен на разработку и запуск космических кораблей и ракет. Однако появление новых поставщиков коммерческих запусков значительно снизило стоимость запуска полезной нагрузки в космос (количество, тип или масса полезного оборудования, ради которого создается или запускается космический аппарат), сделав его более доступным для стартапов. В результате стоимость запуска малого спутника в космос снизилась с миллионов долларов до десятков тысяч.
Наиболее распространенные расходы, связанные с запуском SpaceTech-стартапа, включают в себя следующее:
- Затраты на запуск. Одна из самых значительных статей расходов, с которыми сталкивается космический стартап, — это цена запуска продукта или услуги в космос. В зависимости от выбранного варианта запуска (например, Falcon 9, Atlas V, Delta IV), размера и веса полезной нагрузки, а также требуемой орбиты стоимость запуска может колебаться от $10 млн до $100 млн и выше.
- Затраты на спутник. Еще один дорогостоящий проект — создание и запуск спутников. В зависимости от типа спутника, который вы планируете разработать (например, CubeSat, наноспутник, микроспутник), затраты на разработку могут варьироваться от $50 тыс. до $5 млн и более. Кроме того, после построения спутника придется оплатить его запуск на орбиту. Это может добавить еще $1 млн к общим расходам.
- Стоимость наземной станции. Если у вас есть планы использовать собственные спутники, нужно также учесть расходы на строительство и обслуживание наземных станций. В зависимости от количества и расположения необходимых наземных станций, а также типа используемого оборудования стоимость может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов и выше.
Еще одна сложность — поиск специалистов, особенно инженеров и физиков. Очень немного и тех людей, которые могут простым языком рассказывать про операционный менеджмент в космосе. Сотрудников можно искать на отраслевых порталах, таких как Space Impulse или Space Careers. Это крупнейшие порталы по поиску работы и рекрутингу в космической отрасли. Может помочь и LinkedIn: разместите свою вакансию или просматривайте профили специалистов, используя фильтры по ключевым навыкам.
При запуске стартапа можно столкнуться с риском невозможности масштабировать технологию. Свежий пример — Virgin Orbit, которая планировала отправлять небольшие спутники на околоземную орбиту с помощью модифицированных самолетов Boeing 747. Все закончилось распродажей активов: ресурсов оказалось недостаточно, чтобы системно масштабировать эту технологию. Поэтому очень важно разработать четкую стратегию роста еще на начальном этапе. Сразу определите долгосрочное видение, развивайте стратегические партнерства, сотрудничайте с крупными игроками индустрии. Такие партнерства помогут обеспечить доступ к экспертизе, финансированию и другим ресурсам.
Как получить инвестиции и поддержку в отрасли
Первичное получение финансирования может быть сложной задачей, особенно если у фаундера недостаточно опыта и отсутствует репутация в венчурной индустрии. В первую очередь инвесторы в SpaceTech обращают внимание на экономическую модель и прогресс стартапа. Если раньше можно было привлечь финансирование на этапе идеи, то сейчас без конкретных метрик инвесторы, скорее всего, не поверят в ваш проект. Поэтому во время питчинга важно продемонстрировать развитие стартапа и показать конкретные результаты в цифрах.
Поиск инвестиций
Сегодня существует множество платформ для поиска инвесторов в SpaceTech-индустрии, например:
- Space Angels — крупнейшая в мире платформа для инвестирования в космические стартапы. Предоставляет доступ к инвестиционным возможностям, проводит отбор и сопровождает проекты в области SpaceTech.
- Seraphim Capital — венчурный фонд, специализирующийся на инвестициях в космические компании. Инвестирует в различные секторы SpaceTech, включая спутники, коммуникации, наблюдение и другие области.
- Space Capital — венчурный фонд, фокусирующийся исключительно на космическом секторе. Инвестирует в проекты, связанные с космической инфраструктурой, аналитикой данных и другими инновационными технологиями в космической отрасли.
- Starbridge Venture Capital — фонд, специализирующийся на инвестициях в космические технологии и космическую экономику. Он поддерживает компании, разрабатывающие новые решения для сбора, анализа и коммерциализации данных из космоса.
Выбор акселератора
Привлечь финансовые ресурсы, найти экспертную поддержку и получить доступ к инфраструктуре помогут космические акселераторы. В мире их порядка 10–15. Каждый из них ориентирован на определенный сегмент индустрии и предоставляет свои уникальные услуги. Вот список наиболее известных:
- Techstars Space Accelerator — ориентирован на стартапы, занимающиеся разработкой новых технологий в области космической обороны и безопасности, связи и геопозиционирования. Программа длится 13 недель и предоставляет стартапам финансирование в размере до $120 тыс., а также доступ к экспертам в области космической промышленности, включая представителей ведущих космических компаний и правительственных агентств.
- Starburst Aerospace Accelerator — глобальный аэрокосмический акселератор, предлагающий различные программы для предпринимателей на разных стадиях роста.
- Seraphim Space Accelerator — поддерживает стартапы в области космических технологий. Программа включает инвестирование, наставничество, обучение и менторство, а также доступ к экспертам индустрии.
- ESA Business Incubation Centres (ESA BICs) — сеть инкубаторов, созданная Европейским космическим агентством для поддержки предпринимательства в области космических технологий. Каждый центр предоставляет стартапам пространство, инфраструктуру и экспертную поддержку в течение двух лет.
- Venture Catalyst Space — инкубатор и акселератор для космических стартапов. Программа предполагает финансирование в размере 10 тыс. австралийских долларов.
Обучение
Если вы никак не связаны с космосом, но очень хочется понять эту сферу, можно начать знакомство со SpaceTech с обучения. В Европе и США есть много программ по космическим наукам. Согласно рейтингу QS World University Rankings, лучшими университетами в отрасли считаются Массачусетский институт технологий, Гарвардский университет и Оксфордский университет. В истории немало примеров успешного вхождения в индустрию из другой отрасли. Например, основатель одной из самых успешных современных космических компаний Spire Питер Платзер по образованию финансист. После 2008 года он пошел учиться на магистра в области космической индустрии, именно так и родился его выдающийся проект.