Мастер-план Tesla — это стратегический план, представленный Илоном Маском, основателем и CEO компании Tesla, в двух частях: первая была опубликована в 2006 году, а вторая — в 2016 году. В этих документах Маск подробно излагает цели и стратегию развития Tesla на средне- и долгосрочную перспективу.
Мастер-планы 2006 и 2016 года
Оригинальный мастер-план, опубликованный в 2006 году, включал следующие основные пункты:
- Создание спортивного электромобиля: Маск объявил о намерении разработать электрический спортивный автомобиль, который станет первым шагом в реализации мастер-плана.
- Развитие семейного электромобиля: Tesla планировала разработать более доступный электрический автомобиль, который будет доступен широкой аудитории и позволит сделать электромобили популярными.
- Интеграция солнечной энергии: Маск высказал намерение расширить бизнес Tesla, включив в него солнечные системы, чтобы создать полный цикл использования возобновляемой энергии — от ее производства до хранения и использования в автомобилях.
- Развитие сети зарядных станций: Tesla планировала построить сеть быстрых зарядных станций, называемую Supercharger, которая обеспечит удобство дальней поездки на электромобиле и устранит проблему диапазона.
Вторая часть мастер-плана была опубликована в 2016 году и включала следующие пункты:
- Развитие электрогрузовиков и автобусов: Tesla планировала расширить свою линейку продуктов, включив в нее электрические грузовики и автобусы, чтобы уменьшить выбросы вредных веществ в транспортной отрасли.
- Развитие производства солнечной энергии и хранения энергии: Маск выдвинул идею создания интегрированной солнечной энергетической системы с хранением энергии, чтобы обеспечить дома и предприятия электричеством, полученным из возобновляемых источников.
- Развитие полностью автономных автомобилей: Tesla сосредоточилась на разработке технологии автопилота и полностью автономного вождения, чтобы создать безопасные и удобные автомобили, способные полностью заменить водителя.
- Создание сети автомобилей на платформе Tesla: Маск высказал идею о разрешении другим автомобильным производителям использовать технологию Tesla и доступ к сети зарядных станций Supercharger, чтобы ускорить переход на электромобили и снизить выбросы.
Итоги работы компании
Tesla выполнила мастер-планы 2006 и 2016 года. Компания выпускает спортивные электромобили Tesla Roadster, семейные — Tesla Model X, электрогрузовики Tesla Semi. В 2012 году компания выпустила сеть зарядных станций Supercharger. В 2015 году Tesla впервые выпустила систему автоматического управления Autopilot. Tesla Model Y, позиционируемый как кроссовер среднего класса, в 2022 году стал самым продаваемым электромобилем в Европе и США.
Компания работает над развитием альтернативной энергетики. Например, производит Tesla Megapack — устройство для хранения энергии на литий-ионных аккумуляторах.
Кроме того, согласно заявлениям Илона Маска на встрече акционеров в 2023 году, электромобили Tesla в 2022 году предотвратили 13 млн т выбросов CO₂.
Мастер-план Tesla 2023 года
О третьей части мастер-плана Илон Маск рассказал 16 мая на ежегодной встрече акционеров компании.
-
Переход к возобновляемой энергетике: цель третьей части мастер-плана Tesla — показать людям реальный путь к мировой экономике, основанной на возобновляемой энергетике. Для этого потребуется утроить производство солнечных панелей, ветряков и аккумуляторов. Переход к возобновляемой энергетике потребует инвестиций в размере около $10 трлн, что составляет примерно 10% от всей мировой экономики, но является небольшой ценой за будущее с возобновляемой энергетикой.
-
Борьба с детским трудом: Tesla проследит, чтобы дети не участвовали в добыче кобальта в Демократической Республике Конго. Сейчас в эту работу вовлечены целые деревни, включая женщин и детей.
-
Привод нового поколения: Tesla перейдет на привод нового поколения, в котором объем карбида кремния и редкоземельных элементов будет сокращен.
-
Архитектура повышенной мощности: компания переведет автомобили с 12-вольтовой на 48-вольтовую архитектуру. При этом для производства потребуется только четверть меди, которая нужна для производства 12-вольтовых аккумуляторов.
12-вольтовая архитектура в автомобиле относится к системе электропитания, которая использует напряжение 12 В. Это основная электрическая система, которая питает различные компоненты автомобиля, такие как освещение, системы зажигания, контроля двигателя, аудиосистемы, системы безопасности и многие другие.
С развитием электроники в автомобилях и появлением новых функций, таких как системы информационно-развлекательного комплекса, навигация, камеры заднего вида и другие, потребление энергии стало расти. В результате в некоторых современных автомобилях начали использовать 48-вольтовую архитектуру, которая помогает справиться с увеличивающимся энергопотреблением.
-
Совершенствование электромобилей: компания сделает электромобили еще безопаснее и увеличит время их работы без подзарядки до 50 часов в неделю.
-
Разработка программного обеспечения: Tesla разработает свое проприетарное ПО для страхования, финансов, цепочки поставок, логистики, инфраструктуры дата-центров и аналитики.
-
Строительство новых заводов и расширение старых: Tesla расширит Гигафабрику в Неваде для производства электромобилей линейки Tesla Semi и производства 4680 батарей. Компания также собирается построить завод для рафинирования лития, то есть для очищения его от примесей. Кроме того, заключен договор на строительство нового завода в Мексике.
Как будет выглядеть Гигафабрика в Неваде. -
Разработка робота Optimus: Tesla представила прототип человекоподобного робота Optimus в 2021 году. Он сможет помогать людям — ходить в магазин, выполнять рутинные задачи, работать на заводе. В Optimus планируют внедрить автопилот, используемый в машинах Tesla. Он приблизит робота к «общему искусственному интеллекту». То есть к искусственному интеллекту, который сможет выполнять любые человеческие задачи.
Робот Optimus.