Что такое технология V2X и как она научит автомобили «общаться»

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
За пределами профессиональной среды с технологией V2X знакомы немногие, хотя она считается одной из самых перспективных — к 2026 году ее автомобильный сегмент может составить $3,1 млрд. Что это за технология?

Об авторе: Геннадий Купинский, генеральный директор компании «МосОблТелематика» (входит в концерн «Телематика»).

Что такое V2X?

V2X — это технология (расшифровывается как Vehicle-to-Everytning — автомобиль, подключенный ко всему), которая позволяет автомобилю «общаться» с другими транспортными средствами и окружающей дорожной инфраструктурой.

Водители получают на экран подключенного автомобиля предупреждения о дорожной ситуации и сообщения о необходимости снижения скорости, остановки или перестроения, а беспилотные транспортные средства смогут получать команды и автономно принимать решения о реагировании. Технология заранее проинформирует об инциденте на дороге и сократит время реакции.

Информация о ситуациях на дороге может поступать также в различные службы: как экстренные, так и занимающиеся обслуживанием трассы. Система передаст любое событие: ДТП по ходу движения, появление людей или посторонних предметов на пути, заторы, дорожные работы, ухудшение видимости, скользкая дорога и многое другое.

Информация о происходящем на дороге может поступать от других транспортных средств (например, данные о пробках или авариях) или светофоры могут передавать данные о режиме включения красного или зеленого света автомобилю для обеспечения оптимальной скорости и минимального количества остановок на перекрестках.

Фото:alpinabook.ru
Социальная экономика «Транспорт в городах, удобных для жизни». Нужно ли нам больше дорог

Чтобы это все работало, в автомобиле должно быть установлено бортовое устройство V2X, а объекты дорожной инфраструктуры — оснащены базовыми станциями, которые передают информацию. Оптимальным для движущегося транспорта является стандарт передачи беспроводной связи DSRC, так как он не зависит от сотового покрытия и обеспечивает практически мгновенное соединение и передачу данных при скорости движения транспорта до 250 км/ч.

Такая технология уже используется на участке ПК-3 ЦКАД. Именно благодаря технологии взаимодействия с беспилотным транспортом V2X и системе автоматического управления дорожным движением нового поколения дорога является уникальной и самой технологичной в России. Взаимодействие с дорожной инфраструктурой тестировалось в 2022 году с подключенным автомобилем с установленным отечественным бортовым устройством V2X концерна «Телематика». А еще ранее прошли успешные испытания беспилотного автомобиля с использованием данной технологии.

В обозримом будущем технология V2X поможет автомобилистам лучше ориентироваться в транспортном потоке, повысит безопасность дорожного движения, а также снизит смертность и травматизм в ДТП. Одним словом, V2X делает автомобили более комфортными и экономичными, а дороги — безопасными. Однако в действительности сфера применения технологии V2X не ограничивается только дорогами и охватывает абсолютно разные отрасли.

Дорожное хозяйство

Помимо непосредственно самих дорог и транспорта технология V2X открывает огромные перспективы перед отраслью, которая занимается обслуживанием трасс. В частности, уже сейчас можно применять технологию для управления движением большегрузной уборочной техники. А в будущем «умные» дороги и автомобили с технологией V2X начнут мгновенно сообщать об инцидентах. Благодаря этому к сломавшемуся автомобилю раньше приедет техпомощь, упавший от ветра знак поднимут быстрее, а с гололедом на дороге смогут бороться оперативнее.

Технология V2X позволит информировать о состоянии дорог в режиме реального времени и оперативно реагировать на проблемы. Подобные оперативные сведения могут снизить количество дорогостоящих ремонтов дорожного полотна, сконцентрировав внимание на профилактическом обслуживании. По данным консалтинговой компании McKinsey & Company, в США только 41% дорог соответствует всем нормативным требованиям. Так что не надо думать, что это типично российская проблема: в развитии технологии V2X заинтересованы дорожные службы по всему миру.

Сельское хозяйство

В агропромышленном комплексе технология V2X также находит широкое применение в беспилотных комбайнах в условиях отсутствия покрытия сотовой сети. Такая самоуправляемая техника способна работать днем и ночью, без отпусков и выходных, причем убирать урожай с точностью навигации до 10 см. Все это позволяет сократить потери при уборке, снизить расход топлива, а также повышает безопасность проведения сельхозработ. А передача диагностической информации о состоянии узлов и агрегатов машин с помощью технологии V2X повышает эффективность обслуживания техники и уменьшает время простоев из-за поломок. Технологии V2X уже меняют сельскохозяйственный ландшафт и направлены в первую очередь на поиск новых способов повышения эффективности. К примеру, работа техники на основе точных данных о местоположении и планировании маршрута уборки урожая может увеличить прибыль на €18 с 1 га только на озимой пшенице.

Фото:Unsplash
Экономика образования От поезда-пули до беспилотного автомобиля: кто создает транспорт будущего

Общественный транспорт

Еще одна сфера, где внедрение технологии V2X открывает большие перспективы, — это общественный транспорт. Благодаря получению информации от инфраструктуры — перекрестки, светофоры и т.д. — общественный транспорт сможет получать приоритет во время проезда. В США, например, V2X используется в Атланте для предоставления приоритета на перекрестках автобусам-экспрессам, которые отстают от расписания. Требуется всего три смены светофора на красный свет, чтобы автобус вернулся в график.

В Индии система V2X также применялась для создания «зеленого коридора» для общественного транспорта. В эксперименте были задействованы 378 автобусов, которые курсируют по маршруту протяженностью 103 км по 178 станциям и совершают более 3656 рейсов в день. С помощью технологии V2X автобусы взаимодействовали со светофорами и получали приоритетный проезд на перекрестках благодаря чему время в пути сократилось на 40%, а время ожидания на перекрестках — с 33,1 сек до 4,5 сек (на 86,2%).

В Сеуле V2X интегрирован в систему общественного транспорта и предупреждает водителей автобусов о столкновениях с пешеходами, приближении к школам и к другим зонам, требующим особого внимания, о дорожных и погодных условиях, что позволяет повысить безопасность и предотвратить несчастные случаи.

Экстренные службы

Наконец, технология V2X незаменима для экстренных служб, для которых скорость движения — важнейший параметр. Благодаря технологиям V2X автомобили скорой помощи, пожарной охраны и полиции смогут мгновенно получать данные о ситуации на дороге, а окружающие автомобили — о приближении спецтранспорта. Одновременно с этим светофоры будут прерывать стандартный цикл своей работы и создавать «зеленый коридор» для экстренных служб. Это позволит освобождать проезд заранее, а не тогда, когда водитель увидел проблесковые маячки в зеркале заднего вида. А беспилотные автомобили смогут заранее узнавать о приближении оперативных служб и пропускать такой транспорт заранее. За счет этого экипаж спецтранспорта сможет добираться на место происшествия примерно на 20% быстрее. То есть технология V2X в буквальном смысле может спасать жизни и сохранять здоровье.

Первый подобный масштабный проект подключенного транспорта в Московском регионе уже будет запущен в ближайшее время. «Единый оператор» (совместное предприятие ГК «Автодор» и концерна «Телематика») в пилотном режиме подключит к «умной» дороге автопарк аварийных комиссаров, работающих на ЦКАД (от трассы М-11 «Нева» до М-7 «Волга), до конца весны 2023 года. Применение технологии V2X повысит скорость информирования аварийных комиссаров, призванных помогать водителям на платных скоростных магистралях.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 В отпуск на ракете: каким станет транспорт будущего

Перспективы внедрения V2X

Пока «умных» дорог с полноценно развернутой V2X-инфраструктурой в мире не так уж и много. Но эксперты Business Research Company уверены, что в ближайшие годы ведущие позиции в секторе V2X будут занимать такие регионы, как Южная Америка, Восточная Европа, Ближний Восток и Африка: там среднегодовой темп роста рынка V2X составит более 62%. Например, сейчас активно технология V2X развивается в Токио, где уже около 30% городских перекрестков оснащены таким оборудованием.

Россия имеет все шансы стать одним из лидеров рынка V2X будущего, поскольку подобные передовые технологии для автомобилей и для создания «умной» инфраструктуры дороги уже производятся. Компания «МосОблТелематика» (входит в концерн «Телематика») разработала устройство мирового уровня на отечественном стеке, соответствующее международным стандартам и в тоже время, отвечающее целям импортозамещения. Кроме того, на ЦКАД уже есть необходимая инфраструктура, а в дальнейшем в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» на трассе М-11 «Москва — Санкт-Петербург» начнется запуск автономных грузоперевозок, где такая инфраструктура необходима.

Так что мы становимся свидетелями самой настоящей технологической революции, которая изменит не только дорожную отрасль, но и другие сферы жизни. Максимальные преимущества от развертывания V2X мы все ощутим с распространением беспилотных транспортных средств как гражданского, так и коммерческого назначения. Но конкретных результатов в различных отраслях можно достичь, объединив всех участников — проектировщиков и строителей дорог, городские службы, разработчиков V2X-решений и, в первую очередь, — производителей автомобилей.

Обновлено 31.03.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть