Спрос на аналитиков и психологов: что ждет рынок труда в HoReCa в 2023-м

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Разбираемся, как за год изменился наем в гостинично-ресторанном бизнесе и какие HR-тренды ждут рестораторов и отельеров в 2023-м

Об эксперте: Екатерина Стародубцева, карьерный консультант и основатель кадрового агентства Hurma Recruitment, эксперт по найму топ-менеджмента в HoReCa. Сертифицированный коуч по системе DISC, автор книг и курсов для HR.

2022 год перевернул рынок с ног на голову и заставил компании пересматривать все бизнес-процессы и адаптировать концепции под новые реалии. HoReCa — одна из тех отраслей, которые подверглись наибольшим изменениям в кризис, не только потеряв часть доходов, но и массу персонала, включая линейный и даже топовый. Сегодня бытует мнение, что в России, в гостинично-ресторанном бизнесе в частности, образовался «рынок работодателя». Однако это в корне неверно.

Что изменилось в HoReCa за год

Многие сегодня ошибочно считают, что кризис спровоцировал появление на рынке труда большого количества кандидатов на то же, а то и меньшее, число открытых позиций. Тем не менее, все обстоит иначе: квалифицированных специалистов всегда было немного, а сегодня их число сократилось еще больше. Особенно это касается топ-менеджмента. Рестораторы и отельеры по несколько месяцев ищут подходящего на должность кандидата. Это вынуждает их увеличивать зарплатные вилки, а также привлекать людей с помощью нематериальной мотивации и трансляции ценностей компании.

Вот что спровоцировало «кадровый голод» в HoReCa в 2022.

  1. Утечка мозгов. За этот год эмигрировало огромное количество квалифицированных специалистов. Это сильно повлияло на работу отелей и ресторанов, которые лишились не только бариста, барменов и официантов, но и топ-менеджеров. Отток кадров в Турцию, ОАЭ, Армению, Казахстан и т. д. спровоцировал серьезный дефицит на рынке труда. Более того, ресторанные холдинги стали открывать свои заведения на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, тем самым предоставляя эмигрировавшим профессионалам возможность для трудоустройства. В то же время, спрос на отдых в отечественных отелях и ресторанах среди россиян остается довольно высоким, когда с предложениями и квалифицированным персоналом на рынке есть серьезные трудности.
  2. Изменились требования к сотрудникам. Кризис вынуждает работодателей подбирать специалистов с определенными soft и hard навыками. Сегодня наиболее ценными на рынке труда являются кадры-универсалы, умеющие в период нестабильности не просто удерживать показатели, но и увеличивать их. Это те люди, которые легко адаптируются под новые условия, не боятся конкурентной среды, а также обладают хорошими навыками коммуникации как внутри команды, так и вовне. На рынке таких сотрудников сегодня — меньшинство, и рекрутерам приходится за них бороться.
  3. Непрестижная отрасль. Еще в начале 2022 эксперты говорили о нехватке сотрудников в ресторанном бизнесе. В основном сюда приходят студенты и остаются, как правило, ненадолго, не успевая вырасти с начальной позиции. К сожалению, работа в гостинично-ресторанном бизнесе не считается интересной и перспективной для россиян. Сегодня молодые люди куда чаще выбирают карьеру в более современных и высокооплачиваемых отраслях, например, IT. Такое отношение к сфере всегда создавало большую текучку и негативно сказывалось на бизнес-процессах, а сегодня стало усугубляющим фактором.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Рынок труда в 2023 году: как компании справились с HR-вызовами

Какие HR-тренды ждут отрасль в 2023

Гостинично-ресторанный бизнес — очень подвижная отрасль, которая быстро реагирует на изменения рынка. В зависимости от экономической и социально-политической повестки рестораторам и отельерам приходится менять подход ко всем бизнес-процессам. Это касается и найма: изменяются условия трудоустройства, требования к кандидатам. Так каких вызовов и тенденций ждать в HoReCa?

Демографический кризис 2.0

О том, что население страны не растет, а сокращается, говорят постоянно. Еще в 90-е годы на фоне экономического кризиса в России начала формироваться «демографическая яма». И выровнялась она только к 2020 году. Сегодня, учитывая нестабильную не только экономическую, но и социально-политическую обстановку, назревает новый демографический кризис. Рекрутеры ожидают, что кандидатов на рынке труда станет еще меньше, поскольку во взрослый возраст вступает малочисленное поколение.

Изменение профиля сотрудника

В конце сентября этого года начался огромный миграционный поток в ближайшее зарубежье. По нашим наблюдениям, число специалистов с тех пор на рынке сократилось, а работодатели решили изменить портрет идеального кандидата. Сейчас наибольшее предпочтение компании отдают девушкам, иностранным гражданам и мужчинам старше 55 лет. Эти требования особенно важны при подборе топ-менеджмента, чья текучка плохо сказывается на бизнес-процессах всей компании. Для HoReCa в связи с этим начинается абсолютно новый этап, когда почти все топовые должности будут занимать женщины, будь то бренд-шеф или операционный директор.

Спрос на аналитиков

Еще в первом полугодии 2022 с рынка ушли крупнейшие компании, которые занимались консалтингом и аналитикой. Deloitte, McKinsey, E&Y и пр. продали свой бизнес российским партнерам, при этом забрав все технологии.

Ресторанно-гостиничный бизнес постоянно прибегал к услугам этих корпораций для анализа закупок и обзора заработных плат. С их уходом перед рестораторами встал большой вопрос о том, на основании чего формировать бюджеты следующего года и где в дальнейшем брать аналитику.

Построить бизнес-стратегию на будущий год без данных невозможно, особенно в HoReCa, которая сложна с точки зрения операционной деятельности. В этих условиях активно формируется спрос на инхаус-специалистов, которые смогут качественно работать с информацией: агрегировать ее, систематизировать и анализировать.

Фото:Shutterstock
Футурология Развитие космической экономики и Web 3.0: прогнозы аналитиков на 2023 год

Нехватка специалистов на производствах

Сегодня многие бренды, бывшие европейскими, национализируются. То же самое касается крупных пищевых производств. Продав предприятия российским бизнесменам, западные бренды забрали стандарты и нормы, по которым производились продукты питания. В связи с этим возникает острая потребность в разработке и внедрении собственных технологий и культуры производства. Поэтому в 2023 году будут крайне востребованы такие специалисты, как заведующие производств, инженеры-технологи, пекари и пр.

Ставка на HR

Большой отток специалистов из гостинично-ресторанного бизнеса, который усилился с введением частичной мобилизации, требует активной работы HR-отдела. Придется не только с большой тщательностью отбирать и привлекать лучших кандидатов, но и работать на их удержание.

Поскольку с российского рынка ушли крупные управляющие компании, HR-отделы остались без стандартов подбора и обучения пёерсонала. Поэтому в HoReCa сегодня требуются сильные HR-директора и HR-бизнес-партнеры, которые способны сами создать актуальные стандарты работы, обучить сотрудников и адаптировать их к новым реалиям.

Немаловажным в этой связи является и построение HR-бренда компании. Как правило, он формируется из списка определенных преимуществ, например: возможности обучения и карьерного роста, социального пакета, отношений внутри коллектива, ценностей компании, а также авторитета самого бренда или его руководителя на рынке. Его наличие важно не только для привлечения новых специалистов, но и для вовлечения текущей команды.

Фото:Unsplash
Экономика образования Управление персоналом: кто такие HR-менеджеры и какие у них задачи

Работа с психоэмоциональной составляющей

2022 год оказался очень сложным не только для бизнеса, но и для каждого человека в отдельности. Кризис сказался на коммуникации между людьми, их продуктивности, умении работать внутри коллектива. Для того, чтобы поддержать сотрудников и повысить их вовлеченность, работодатели привлекают психологов и коучей.

Работа команды с психологом, рефлексия над чем-либо — действенный и давно известный метод. Например, в компаниях «большой четверки» всегда были штатные психологи, которые могли бы помочь сотрудникам справиться с эмоциональной нагрузкой.

Иногда найм специалиста в штат не очень удобен компании. В качестве альтернативы можно организовать регулярные командные сессии, например, раз в две недели или месяц. В рамках таких встреч с психологом или коучем люди могут не только поделиться своими впечатлениями от работы, но и немного расслабиться.

Ситуация на рынке труда сегодня складывается вовсе не в пользу работодателя. Будущее бизнеса в HoReCa будет определять целый ряд факторов, часть из которых напрямую зависит от работы рекрутеров и отношения компании к человеческим ресурсам. В 2023 году брендам придется много работать над имиджем и прибегать ко всем доступным инструментам, чтобы выделиться на фоне конкурентов. А знание тенденций и трендов рынка труда, в свою очередь, позволит наиболее грамотно построить стратегию на будущий год и сократить количество возможных рисков при формировании команды.

Обновлено 28.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть