Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Содержание беседы
1:53 — Чем экономика массового потребления отличается от экономики прошлых лет?
17:45 — Как кризисы 2008 и 2014 годов повлияли на потребителей в России?
27:50 — Перепотребление и низкие зарплаты
31:33 — Может ли экономика массового потребления быть этичной?
Участники подкаста:
- Игорь Качалов — профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, глава центра «Ясные решения»;
- Татьяна Комиссарова — профессор практики Высшей школы бизнеса, директор центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы экономики;
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.
Главное из выпуска
Отличия экономики массового потребления от экономики прошлых лет
Современная экономика массового потребления примечательна тем, что очень много товаров и услуг можно получить бесплатно. Например, кино можно смотреть бесплатно на стриминговых площадках во время пробного периода, а огромным количеством программ можно пользоваться бесплатно, благодаря свободно распространяемым операционным системам на базе ядра Linux. Многие товары и услуги можно получить не выходя из дома: если раньше нужно было идти в магазин за кассетой нового фильма, сейчас его можно найти и посмотреть на любой доступной стриминговой платформе, иногда бесплатно. То же касается семинаров, лекций и уроков, которые легко найти в интернете.
Важный тренд современной экономики массового потребления — культура шеринга. Это практика, при которой несколько людей могут делить одну вещь между собой, платя лишь небольшую сумму за то время, пока они ей пользуются. Если вам нужна машина на один вечер, достаточно арендовать ее в каршеринге. Экономика шеринга и изобилие товаров и услуг в открытом доступе ставит их производителей перед непростой задачей: что такого уникального еще нужно придумать, чтобы люди платили за это деньги. Например, если раньше курсы и лекции можно было только купить, сейчас человек может найти их на YouTube.
Еще одно относительно новое явление — активное развитие креативной индустрии и креативного класса. Благодаря автоматизации, интернету и развитию технологий у миллионов людей по всему миру появилась возможность заниматься творчеством более открыто и получать за это деньги.
Как кризисы меняют наши привычки
Во время кризиса покупательские привычки людей меняются. Сначала человек меняет критерий выбора товара. Например, до кризиса главным критерием могло быть качество, а уже после — цена. Дальше человек выбирает пару-тройку брендов, которые устраивают его по выбранным критериям. А спустя полгода с начала экономического кризиса у людей меняется мотивация к покупке. Если раньше могли покупать под воздействием рекламы, то во время кризиса — уже по необходимости.
После мирового экономического кризиса 2008-го у людей начало развиваться рациональное потребление. А после кризиса 2014-го для большинства низкие цены стали приоритетом: этот критерий оказался настолько важным, что покупатели обращали внимание именно на ту рекламу, где говорилось о распродажах и низких ценах. И уже только после цены клиенты обращали внимание на другие параметры, например, на объем, количество или привлекательность упаковки.
Возможно ли этичное потребление
Игорь Качалов:
«Ответа на вопрос нет. Простой пример: последние два года дорожает шоколад и, скорее всего, он будет дорожать и в будущем. Шоколад делают из какао-бобов, а их собирают в Кедах (один из штатов в Малайзии) и Гане. Собирают их дети в рабских условиях и большинство из них не доживает до совершеннолетия. Их рабский труд обеспечивал нас недорогим шоколадом. И совсем недавно большие компании-производители шоколада подписали мировое соглашение и подняли зарплату собирателям. С одной стороны шоколад стал дорожать, содержания какао бобов стало уменьшаться в каждой плитке, но при этом ради недорогой плитки не умирают дети».
Есть несколько путей развития. Во-первых, полная автоматизация тяжелого труда: это снизит издержки и конечную цену на продукт, а еще такие товары будут произведены без эксплуатации людей. Другой возможный вариант — всемирное снижение объемов потребления. Оба варианты не идеальны, но благодаря ним можно сделать экономику потребления экологичнее и этичнее.