Метавселенная безумия: почему Маск и Бутерин считают, что VR-мир обречен

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В конце июля 2022 года создатель криптовалюты Ethereum Виталик Бутерин написал в Twitter, что существующие попытки создать метавселенную обречены на провал. Разбираемся в причинах подобного скептицизма

Что такое метавселенная

Метавселенная — это сеть цифровых миров, которая объединяет физическую, дополненную и виртуальную реальности. Также ее называют «трехмерной моделью интернета»: гибридом компьютерной игры и соцсети. Вместо фотографий у каждого пользователя есть свой 3D-аватар. Плоские страницы браузера заменили объемные интерфейсы. Метавселенная предлагает пользователям виртуальную версию жизни: учиться, ходить на концерты, заключать браки, покупать недвижимость, зарабатывать и тратить криптовалюту можно теперь в «цифре».

Видео: РБК Тренды / YouTube

Метавселенная и корпорации

Популярной идею метавселенных сделал глава корпорации Meta Platforms (Тверской суд Москвы признал компанию экстремистской и запретил ее деятельность) Марк Цукерберг. В июле 2021 года он объявил о запуске собственной онлайн-галактики и анонсировал выпуск специальной VR-гарнитуры Meta Quest 2. С помощью гаджета можно установить зрительный контакт с другими цифровыми аватарами и передавать эмоции пользователей с помощью трекеров мимики. Устройство получило в целом положительные отзывы.

11 октября 2022 года Meta представило новый VR-шлем — Meta Quest Pro. В нем показатели предыдущих разработок были значительно улучшены. Однако, по заявлениям техно-журналистов, даже в этом фирменном устройстве метавселенная кажется искусственной. Ощущение присутствия в реальном мире не появляется, а пространство вокруг кажется «искривленным и размытым».

В 2021 году компания Microsoft представила пространство для совместной работы Mesh. В нем люди в формате собственных голограмм взаимодействуют с цифровыми объектами на фоне интерьеров своих домов. Свои метавселенные уже разрабатывают Google и Apple. Bloomberg прогнозирует, что к 2024 году объем рынка метавселенных вырастет до $800 млрд.

Почему Илон Маск и Виталик Бутерин против метавселенных

Бизнесмен и глава компании SpaceX Илон Маск считает, что у существующих метавселенных нет примеров удачного использования. В интервью в конце 2021 года он заявил: «Наверняка вы можете засунуть телевизор себе в нос. Не думаю, что это можно назвать «проникновением в метавселенную». Я не представляю себе, как кто-то прикрепит экран к своему лицу и будет так ходить весь день. Это невозможно».

Такая позиция Маска соотносится с заявлениями о том, что нынешняя метавселенная не является радикально новым продуктом. Сейчас, по словам западных журналистов, она представляет собой «расхайпленный и забрендированный ряд из нескольких виртуальных миров, в большинство из которых не проникнуть без VR-очков».

Фото:Shutterstock
Футурология Как избежать мошенничества и кибернасилия в метавселенной

Критики отмечают, что в 1990-х годах развивался похожий «бум виртуальной реальности». Компания Virtuality создавала 3D-аркады с полной иммерсивностью. Игроки садились в специальные кресла и надевали на голову похожие на современные VR-шлемы устройства. Корпорация продвигала это как «возможность исследовать открытый [виртуальный] мир». Однако спустя несколько лет Virtuality провалилась из-за того, что технологическая реализация игр не отвечала запросам пользователей. По мнению экспертов, аналогичная участь может ждать и метавселенные.

Миллиардер и основатель криптовалюты Ethereum Виталик Бутерин уверен, что метавселенная в нынешнем виде не будет полноценно работать. В июле 2022 года в своем Twitter он написал: «Какая-то метавселенная [или что-то похожее на нее] в будущем появится, но я не думаю, что существующие корпоративные попытки намеренно создать такое пространство приведут к чему-то». Он объяснил свою позицию так: «Мы пока не знаем по-настоящему, что такое метавселенная. Пока слишком рано, чтобы понимать, чего хотят от нее люди. Поэтому все, что сейчас создаст Facebook (принадлежит Meta Platforms, Тверской суд Москвы признал компанию экстремистской и запретил ее деятельность), даст осечку».

Реальный мир все еще лучше

Марк Цукерберг обещает развить метавселенную до такого уровня, что в ней можно будет заниматься повседневными делами: ходить в магазины, заказывать еду, заниматься спортом, общаться с друзьями и работать. По словам создателя Facebook, на будущих офисных встречах в виртуальном пространстве вы буквально сможете оглядеться по сторонам и увидеть аватары своих коллег. Журналисты Bloomberg отмечают, что такой потенциал «выглядит ночным кошмаром». Два года пандемии продемонстрировали бесполезность огромного количества Zoom-звонков, а интернет переполнен мемами о том, что многие совещания можно было бы заменить простым сообщением в мессенджере или письмом по электронной почте. А для особенно важных встреч остается возможность увидеться в реальном мире. Соответственно, метавселенная просто предлагает замену тому, что и так прекрасно работает.

Тем не менее, хотя перспективы метавселенных для тривиальных задач, которые легко решаются и без них, кажутся не радужными, у них все равно есть будущее: правда, скорее, в контексте игр.

Обновлено 19.10.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть