Содержание:
Об эксперте: Ольга Лермонтова — основательница платформы карьерного развития Сareerum. Управляла продажами и маркетингом более, чем на 25 рынках, в топ-командах компаний Microsoft, Google, Adobe Systems, Travelport. Получила степень MBA от бизнес-школы INSEAD.
Что такое VUCA-мир?
Акроним VUCA появился в 1985 году. Его придумали экономисты Уоррен Беннис и Берт Нанус. В своей книге «Лидеры» («Leaders») ученые описывали современный им мир, стоящий накануне окончания холодной войны. Они отмечали такие его черты как изменчивость (англ. Volatility), неопределенность (англ. Uncertainty), сложность (англ. Complexity) и двусмысленность (англ. Ambiguity). Это и стало «костяком» термина.
Как в кризис почувствовать опору
Любой кризис и травмирующие внешние обстоятельства — это соблазн переключиться в режим выживания. Но он приводит к синдрому отложенной жизни, заставляет еще глубже провалиться в панику и принимать эмоциональные решения, о которых потом можно пожалеть. В такие моменты мы не чувствуем опору, а любые действия кажутся бессмысленными.
Примите ситуацию
Сейчас происходят беспрецедентные события. Но наверняка это не первое тяжелое и драматичное событие в вашей жизни. Вам уже приходилось принимать сложные решения. Вспомните, как вы действовали тогда. Вспомните свой прошлый опыт: что вы делали, как вы выходили из кризиса.
Позвольте себе прожить негативные эмоции по этому поводу
Разберитесь, что вы чувствуете — гнев, ярость, бессилие? Если вы можете назвать эмоцию, значит, понимаете, как с ней работать. Осознайте, проговорите с собой и с близкими, что вы чувствуете. Дайте себе возможность несколько дней пожить в этом, вместо того, чтобы подавлять эмоцию и потом долго отходить.
Проанализируйте риски
Речь не о глобальных рисках — ядерной войне, мировом финансовом кризисе, а о ваших личных возможных опасностях и потерях. Это поможет смоделировать свой идеальный шторм. Используйте метод So what («И что тогда?»). Так вы сможете понять, что угрожает именно вам, какие пессимистичные или даже катастрофические сценарии могут случиться конкретно с вами. Например, я потеряю работу — и что тогда? И тут у вас уже вырисовывается варианты действий, дерево опций.
Продолжайте планировать
Это ваш каркас в любой кризис. Потому что в такой ситуации вы не ждете чьих-то решений, а действуете в своей зоне контроля. Поэтому не отказывайтесь от целей. Но подумайте о том, как изменится ваш маршрут к цели, сдвинутся ли дедлайны, стоит ли ограничить горизонт планирования.
Ищите источники энергии, чтобы сохранить ресурсное состояние
Сейчас не то время, когда нужно «забивать» на себя, сжиматься в пружину и терпеть, ссылаясь на то, что вокруг все плохо. Важно поддержать себя: отдыхать, не забывать про хобби, общаться с близкими. Возможно, в такой период вам нужно еще больше источников энергии, чем в спокойное время: вместо двух занятий йогой в неделю — пять, вместо восьми часов сна — десять.
Откажитесь от думскроллинга
Когда вы без конца читаете новости, вы находитесь в зоне обстоятельства — это значит, на ваши решения и действия может повлиять все что угодно, кроме вас самих. Вы читаете одни новости про частичную мобилизацию и тут же планируете уезжать из России, через час вы читаете другие новости про риск энергетического кризиса в Европе, и вот вы уже никуда не едете.
Читайте новости, когда вам нужно получить конкретную информацию. Например, узнать ситуацию на границе. В остальных случаях не вгоняйте себя лишний раз в панику, а сосредоточьтесь на собственных приоритетах и целях.
Как оставаться полезным для компании и команды
В период кризиса сотруднику может показаться, что он ни на что не влияет, и вся надежда только на топ-менеджмент, который выведет компанию из шторма и сохранит работнику его место.
Размышляя таким образом, сотрудник снова ставит себя в зависимое положение. Один из ключевых навыков, которому мы обучаем в Careerum — умение чувствовать свою зону контроля, принимать решения в рамках этой зоны и не бояться брать на себя инициативу. Другими словами, не отмалчиваться, если можешь на что-то повлиять.
Профессионалу, который хочет в период стресса показать свою ценность бизнесу, для начала нужно найти источники для сохранения ресурсного состояния, чтобы оставаться продуктивным.
Дальше могут быть такие варианты:
Вариант 1. Проанализировать цели, над которыми он работает в этом месяце или квартале, и предложить скорректировать их с учетом изменения ожиданий рынка, сокращения горизонта планирования.
Пример: на четвертый квартал 2022 года менеджеру поставили задачу увеличить продажи продукта на базе технологий виртуальной реальности. Но специалист видит, что фокус сместился на продукты в области прогнозной аналитики. Поэтому предлагает своему руководителю внести изменения в план продаж.
Вариант 2. Сделать аудит процессов, чтобы эффективнее идти к целям.
Пример: снабженец видит риск, что предприятие может вовремя не получить сырье из-за логистических сбоев и многокилометровых пробок на границах. Тогда его задача — проанализировать, как это повлияет на процессы и скорость снабжения предприятия, и добиться того, чтобы производство не отправилось в простой.
Вариант 3. Прийти к руководителю с идеей проекта или продукта в рамках своей экспертизы, который сейчас может быть как никогда актуален на рынке в условиях импортозамещения и турбулентности.
Пример: HR-отдел компании несколько лет использовал для работы иностранное ПО. Но разработчик принял решение не продлевать российским пользователям лицензии на 2023 год. Это повод для руководителя hr-отдела проанализировать рынок и оперативно предложить топ-менеджменту альтернативные варианты ПО.
Не менее важно в условиях кризиса поддерживать коммуникации в команде. Здесь достаточно соблюдать базовые правила:
- не сеять панику, потому что так вы можете дестабилизировать своих коллег;
- не вбрасывать в общее пространство для общения громкие новости из непроверенных источников;
- поддерживать экологичные коммуникации: уважайте право на чужое мнение, не обесценивайте позицию других людей, не вступайте в споры по нерабочим вопросам;
- проявлять эмпатию и, если чувствуете себя в ресурсном состоянии, поддерживайте своих коллег.
На какие антикризисные навыки смотрят работодатели
Сейчас работодатели в поисках специалистов, которые помогут им адаптировать бизнес к новой реальности. Нанимающие менеджеры будут смотреть не только на опыт, но и на то, насколько соискатель сам устойчив к стрессовым ситуациям. На что будут обращать внимание:
- Адаптивность: умение быстро перестраиваться под новые обстоятельства и при этом не терять мотивацию
- Высокая скорость обучения новым навыкам.
- Генерация идей: придумывать, как в новых реалиях перестраивать процессы, решать кризисные ситуации с меньшими потерями
- Оценка рисков: умение быстро анализировать огромное количество информации в неопределенной реальности и делать выводы
- Устойчивость и поддержание ресурсного состояния: развитие навыков самомотивации, умение контролировать свое эмоциональное состояние.
- Эмоциональный интеллект: в сложное время эффективными будут люди, умеющие анализировать и предсказывать чужие эмоции, они смогут объединять людей, инициировать перемены, купировать негатив
- Толерантность: умение уважать чужие решения/мнения/действия в ситуации повышенного стресса
- Критическое мышление: уметь отделять реальность от страхов, чтобы не поддаваться паническим настроениям и делать верные выводы
- Умение планировать и ставить цели в условиях неопределенности и короткого горизонта планирования
- Предпринимательское мышление.
Произойдет ли на рынке всплеск вакансий на фоне волны эмиграции
Резкого всплеска вакансий ждать не стоит. Во-первых, большой процент уехавших продолжает работать на российские компании удаленно. Во-вторых, работодатели заняли выжидательную позицию. Они либо заморозили найм, либо сосредоточились на том, что закрыть наиболее важные для бизнеса позиции.
Какие специальности нужны рынку в период турбулентности
Прежде всего, рынок будет закрывать потребности в кадрах рабочих специальностей — представителях «синих воротничков». Среди «белых воротничков» в ближайшие полгода-год будут особенно востребованы люди из IT, производства, финансов. На эти отрасли лягут ключевые задачи по импортозамещению. Специалисты из этих областей могут рассчитывать и на государственную поддержку.
А чтобы клиенты покупали новые товары и услуги, бизнесу будут нужны сильные специалисты по продажам, маркетингу, PR и рекламе.
Проще найти работу кросс-отраслевым специалистам. Они также лучше застрахованы в ситуации, если какая-либо индустрия столкнется с кризисом и сокращениями.
Как искать работу за границей?
Тем, кто находится не в России, не стоит действовать резко. Если у вас уже есть работа в российской компании, попробуйте ее сохранить хотя бы как временный источник дохода.
Ольга Лермонтова:
«Поиск работы за рубежом всегда требует стратегии и продуманности. Если делать это хаотично и наскоком, есть риск не найти подходящую работу или вообще не получить оффер. То же самое я и эксперты Careerum объясняем специалистам, которые приходят к нам учиться, — мы показываем им, что построение карьеры, особенно международной, — это целый проект, а не единичное действие».
Если вы оказались в эмиграции без работы, действуйте по такому алгоритму:
- Изучите вакансии в своей отрасли: требования к профессии, количество вакансий и уровень конкуренции в нужной вам сфере, зарплатную вилку.
- Спрогнозируйте время на поиск работы с учетом двух факторов: информации из шага 1 и размера финансовой «подушки».
- Если вы подозреваете, что можете не уложиться в сроки, расширьте воронку поиска по отраслям и по географии.
Сайты для поиска работы за рубежом:
- Glassdoor. Международный сайт с вакансиями от глобальных компаний. Можно почитать анонимные отзывы сотрудников и узнать, как обстоят дела с зарплатами.
- Indeed, Jobsora, Monster. Сайты с вакансиями по странам.
- Layboard. Сайт с 200 000+ вакансий по всему миру.
- WhatJobs. Поисковый агрегатор с вакансиями по по всему миру. Сайт собирает 100 000+ новых вакансий еженедельно.
- Europe Language Jobs. Сайт с вакансиями в Европе.