Что происходит
-
В ходе эксперимента ученых из МГППУ 120 испытуемых в течение 20 минут использовали релаксационное VR-приложение Ocean Rift. Под расслабляющие звуки океана в нем можно исследовать подводный мир и его морских жителей: дельфинов, акул, черепах, китов. Для лучшего вовлечения в VR-среду участники контрольной группы заранее выбрали из виртуальных локаций самую, по их мнению, приятную. Ей оказалось путешествие с дельфинами.
-
В эксперименте участвовали мужчины и женщины в возрасте от 18 до 54 лет с разным уровнем ситуативной тревожности: от среднего до повышенного. Ситуативная тревожность — это состояние беспокойства, напряжения и нервозности, вызванное раздражающим внешним фактором, например, если человек испытал стресс из-за конфликта. Еще бывает личностная тревожность — это уже не разовая реакция психики, а стабильное свойство личности.
-
Группы с низким и средним уровнем тревожности не почувствовали никакого релаксационного воздействия от путешествия по виртуальной среде. Участники отметили, что испытали положительные эмоции, но VR для них оказалась, скорее, простым развлечением, но никак не способом снятия напряжения.
-
Группа с повышенным уровнем ситуативной тревожности, напротив, после взаимодействия с VR-средой сообщила об улучшении своего состояния. После сеанса участники чувствовали себя спокойнее и радостнее, прошло ощущение внезапной угрозы вместе со скованностью и напряжением в теле. Испытуемые чувствовали приятное тепло в теле, улучшилась координация рук, усилилось ощущение внутреннего удовлетворения. Отрицательным эффектом стало легкое головокружение после использования VR-приложения.
Что это значит
О положительных свойствах VR ученые говорят уже несколько лет. Например, недавнее исследование из Новой Зеландии посвящено терапии воздействия виртуальной реальности или VRET. Эта особая форма терапии, при которой пациенты не расслабляются с помощью релаксационных приложений, а наоборот, постоянно подвергаются травмирующему раздражителю. В смоделированной ситуации пациент постепенно и многократно проживает неприятный опыт, благодаря чему учится управлять своим поведением, и уровень тревожности снижается.
Например, людей с социальной тревожностью авторы исследования «помещали» на виртуальное собеседование, а испытуемых со страхом публичных выступлений — в виртуальный класс и конференц-зал.
VR-технологии могут расширить возможности и музыкальной терапии. В одном исследовании участников помещали в виртуальный концертный зал, где они могли петь и выступать. В рамках другого эксперимента VR использовалась для усовершенствования арт-терапии с помощью программы виртуальной живописи. Возможности виртуальной реальности помогают и в нейробиоуправлении — это метод, при котором человек может регулировать и изменять ритмы собственного мозга.
Мария Маринова, сотрудник МГППУ и автор научной работы:
«Сегодня виртуальная реальность в основном используется как один из компонентов общей системы терапевтического вмешательства. Возможности его применения как самостоятельного направления в научной среде все еще обсуждаются».