Об эксперте: Дмитрий Свиридов, генеральный директор трэвел-сервиса «Купибилет».
ESG в туризме: возможности и сложности
В туристической сфере ESG-подход — инструмент, с помощью которого компании могут ориентироваться в условиях экономической и политической турбулентности на рынке. Инициативы устойчивого развития помогают формировать региональные туристические бренды, сокращать вредные выбросы в атмосферу, продвигать турпродукты административного ресурса, привлекать локальный бизнес. Стандарты «зеленой» трансформации изначально задавались в развитых странах, во многом чтобы реализовать разработанные ими технологии на крупных рынках.
В отдельных регионах ESG-подход в трэвел-индустрии продвигается на государственном уровне. Так, в Германии в туристической сфере используются критерии устойчивого развития с точки зрения экологии, экономики и социальной сферы. Они включают стратегию и планирование, формирование устойчивых предложений, экономическую безопасность, местное процветание, охрану природы и ландшафта, управление ресурсами, культуру и идентичность, общее благо и качество жизни.
В России ESG-повестка остается актуальной не столько для привлечения средств от иностранных инвесторов, сколько для модернизации промышленности на основе энергоэффективных технологий, решения экологических проблем и улучшения условий труда. Но из-за санкций и нестабильной ситуации на рынке компании заботятся в первую очередь о выживании, потому круг возможностей для реализации всех частей ESG-повестки сужается.
Другая сложность связана с неоднозначностью методологий, по которым компании получают ESG-рейтинги. Из-за отсутствия единых стандартов оценки соблюдения ESG-принципов инвесторам и участникам рынка сложно составить объективную картину. Так, собственная программа сертификации на соответствие «зеленым» стандартам пока слабо развита в России, потому организации выбирают международные варианты. Например, представители отечественной туриндустрии отмечают, что в Красной Поляне по стандартам Green Key сертифицирован один отель, и в планах перевести все гостиницы на повестку ESG к 2025 году. Программа подразумевает, что 90% моющих средств должны быть с пометкой об экологичности, а более 80% продуктов питания — от локальных производителей.
Что на практике?
Влияние на окружающую среду
Туристическая сфера не самым лучшим образом влияет на выброс парниковых газов в атмосферу: исследования показывают, что на нее приходятся 8% от объема глобальных выбросов, причем лидируют по их количеству Китай и США. Чтобы минимизировать вред для окружающей среды, компании предпринимают частные инициативы и проходят международные сертификации на соответствие экологическим стандартам.
Отечественные экостандарты развивают отдельные некоммерческие организации: например, стандарт для гостиниц «Листок жизни» призван снизить нагрузку представителей отрасли на окружающую среду. Он предполагает актуальные способы минимизации и обращения с пищевыми отходами, включая утилизацию, компостирование, передачу на корм животным, производство биотоплива. Другое требование «Листка жизни» — запрет на использование одноразового пластика и сокращение видов материалов упаковок, рекомендуемых к закупкам.
В гостиничном бизнесе распространены инициативы, связанные с утилизацией отходов для минимизации углеродного следа. Так, сеть Hilton запустила программу по переработке использованного мыла и смогла уменьшить углеродные выбросы на 32%.
Авиакомпании, в свою очередь, предпринимают инициативы по уменьшению углеродного следа в рамках программы Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation (CORSIA). Перевозчики приходят к использованию экологичного топлива, однако его повсеместное применение затруднительно в силу высокой стоимости: в среднем биотопливо в четыре раза дороже авиационного керосина. Широкому распространению экотоплива в авиации мешает разнообразие национальных стандартов керосина, из-за чего сложно рассчитать выбросы CO2 в зависимости от страны заправки. Одно из возможных решений — покупка квот на выбросы, а не полный переход на биотопливо.
Развитие локальных брендов
ESG помогает развитию регионального бизнеса и созданию рабочих мест. К примеру, в Красной поляне местные производители сувениров и продуктов питания получают площадку для распространения своей продукции. При проведении корпоративных MICE-мероприятий (от английского Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) организаторы могут заказать необычный сувенир для участников от местных производителей. Таким образом, ивент получает уникальные сувениры, а производители — возможность роста. Благодаря взаимодействию с туристической индустрией подъем переживает «Краснополянская косметика»: ее создатели стали сотрудничать с гостиницами и смогли расширить производство.
Экономическое развитие отдельных регионов
Принципы устойчивого развития могут трансформировать целые регионы. Например, компании, которые развивают туризм в российской Арктике, повышают свой ESG-рейтинг, что позволяет им успешнее привлекать инвесторов и банковские кредиты. В реализации современного ESG-подхода в управлении происходит повышение фактора S, то есть социального. Благодаря чему снижается отток населения, из-за которого страдает демография целых регионов — Арктической зоны РФ, Сибири и Дальнего Востока.
Будущее ESG-практик
Устойчивое развитие отрасли в целом возможно, когда компании уделяют равное внимание всем аспектам повестки — экологической, социальной и корпоративному управлению. Потому организации не могут считать себя 100% сторонниками ESG, если обращают внимание лишь на экологическую составляющую, но при этом не заботятся о сотрудниках, или наоборот. Российские стандарты ESG в туризме только развиваются, при этом участники индустрии уже осознают важность «зеленого» подхода для создания привлекательного имиджа среди потребителей.