Крупнейшие компании российского MedTech: тренды и будущее рынка

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Агентство Smart Ranking составило топ-35 крупнейших российских MedTech-компаний и рассказало, как текущие геополитические события сказываются на рынке, какие возникли трудности и какие перспективы есть у отрасли

Состояние рынка MedTech

По итогам первого квартала 2022 года отечественный сектор MedTech демонстрировал рост. Ниже основные выводы исследования.

  • Общая выручка 35 самых крупных медтех-компаний страны составила 6,4 млрд руб. (+90% за год).
  • Наибольший сегмент рынка (79,49%) занимает телемедицина с выручкой 5,1 млрд руб. (+78,19%).
  • Быстрее всего рос сегмент платформ и разработки ПО — на 274,6%. Самый высокий качественный рост показал сегмент исследований (+271%).
  • Большая часть роста выручки сегмента пришлась на компанию «Рапид Био» (+1400%). Это резидент фонда «Сколково» и разработчик первых российских экспресс-тестов на антитела к COVID-19, которые зарегистрировали в ЕС.
  • С февраля шесть компаний из рейтинга заявили, что их выручка упала на 4–83%.

Крупнейшие компании российского MedTech: тренды и будущее рынка

Рейтинг крупнейших MedTech-компаний в России

Лидером рынка стала телемедицинская компания «СберЗдоровье». За год ее выручка выросла на 77% и в первом квартале 2022 года превысила 1,5 млрд руб.

На втором месте — компания BestDoctor, которая разрабатывает страховые продукты для физлиц и бизнеса. Ее выручка за год выросла на 21,6%, до 848 млн руб.

Далее следует телемедицинская компания «Доктис», которая в первом квартале заработала 392 млн руб. (+137,5% год к году).

На четвертом месте с самым высоким ростом выручки (1400%) оказалась компания экспресс-тестов «Рапид Био». Она заработала 879 млн руб. в 2021 году (150 млн руб. в первом квартале этого года).

Фото:Jochen Tack / imago / ТАСС
Экономика инноваций Что такое телемедицина?

На пятой позиции — телемедицинская компания «Доктор рядом» (+Doc+). За год ее выручка выросла на 800% и в первом квартале составила 1,65 млрд руб.

Новичком рейтинга стала компания «Цельс», которая привлекла 104 млн руб. инвестиций. Она предлагает ИИ-решение для выявления инсультов на КТ-исследованиях.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Телемедицина новой реальности: как медтех-компании адаптируются к кризису

Вызовы отрасли

За год выручка упала у компаний «МирВрача» (- 4%), «Экзоатлет» (- 11%), «Этнамед» (- 14%), Pharma.Global (- 15%), «Кнопка Жизни» (- 47%) и «К-скай» (- 83%). Представители компаний указывают в качестве причин снижения выручки несколько факторов:

  • падение клиентского спроса в премиальном сегменте. В компании «Этнамед» заявили о снижении внутреннего спроса на услуги со стороны VIP-клиентов. Зато наблюдается рост количества запросов о медпомощи россиянам, которые переехали за рубеж;
  • прекращение работы логистических цепочек, запрет на экспорт вне СНГ, блокировка счетов и платежей в валюте. Всего с подобными проблемами столкнулись около 50% опрошенных компаний;
  • блокировка крупных рекламных каналов и пересмотр бюджетов на рекламу. С этим столкнулись около 30% компаний;
  • приостановка инвестиций зарубежных партнеров и отмена ряда совместных проектов (около 20% опрошенных). В Pharma.Global рассказали, что ситуация уже выравнивается из-за опасения международных игроков получения доли рынка конкурирующими российскими брендами;
  • заморозка или подорожание производства. Об этом заявили 20% опрошенных компаний;
  • отток ИТ-специалистов и удорожание их работы;
  • подорожание программного обеспечения.

Коммерческий директор «Цельса» Артем Капнинский уверен, что в 2022 году медтех-рынок, как и рынок в целом, будет ожидать стагнация и регресс, что в итоге приведет к сокращению количества игроков на рынке и замедлению роста новых проектов. По его словам, падение уже началось, но пика оно достигнет во третьем квартале: «Дальше мы можем увидеть падение объемов финансирования до 2–3 раз».

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Врач из любого города: как будет развиваться телемедицина под санкциями

Тенденции MedTech-рынка

Представители MedTech-сообщества выделили несколько основных трендов отрасли в 2022 году:

  • рост интереса к различным приложениям и сервисам (более 60% опрошенных компаний);
  • цифровизация более консервативных участников медтех-рынка (рост спроса на анализы в онлайн-лабораториях);
  • расширение цифровой коммуникации с врачами;
  • растущий интерес россиян к своему ментальному здоровью и растущий запрос компаний на эту услугу (около половины опрошенных);
  • внедрение технических инноваций (около 40% компаний);
  • повышение интереса клиентов к превентивной медицине (около 20% компаний);

Несколько компаний считают, что в 2022 году будет меняться схема финансирования и появятся новые государственно-частные партнерства, например, в сфере добровольного медицинского страхования.

Фото:Alena Shekhovtcova, Pexels
Социальная экономика Доказательная медицина: что это и как разобраться, к какому врачу идти

Перспективы российского MedTech

Около 40% опрошенных компаний уверены, что нынешняя геополитическая ситуация приведет к росту цен и падению спроса. При этом часть стартапов закроется, а также снизится темп развития технологий и инноваций.

Однако около четверти опрошенных считают, что ситуация на рынке может стабилизироваться. Большая часть из них — это площадки для онлайн-психотерапии.

Пятая часть опрошенных компаний видят в ситуации новые возможности для господдержки, импортозамещения и переориентации на Азию. Однако в Pharma.Global предостерегают, что китайские и индийские компании уже работают с американскими инноваторами и не хотят разрывать контракты из-за сотрудничества с российским бизнесом.

Большинство компаний отметили, что в выгодном положении окажутся те, кто будет нацелен на импортозамещение, дешевые услуги и оптимизацию расходов. Директор по развитию ФРИИ Евгений Борисов уверен, что разовьются те стартапы, которые смогут дешево и быстро предоставить товары и сервисы, но не будут разрабатывать наукоемкие технологии.

Обновлено 19.07.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть