Телеведущая канала РБК Вероника Романова в рамках проекта «Что дальше?» пообщалась с исполнительным директором сервиса «СберЗдоровье» Майей Сикириной о вызовах и перспективах телемедицины в условиях нестабильности.
Об особенностях цифровой медицины
«Телемедицина, или дистанционная медицина, — это когда консультации врача можно получить удаленно. Для этого необходим доступ в интернет и специальная платформа для связи. У нас сейчас чуть более 1 тыс. сотрудников. Это не только врачи, но и разработчики, менеджеры по продукту, маркетологи. За пандемию мы выросли очень сильно, в три раза, и накопили необходимую базу, с которой готовы развиваться дальше и масштабировать продукты».
О работе врачей с цифровыми платформами
«Несколько лет назад мы сталкивались с тем, что врача нужно было вовлечь в процесс. В итоге мы остановились на том, что предлагаем проводить консультации на платформе тем специалистам, кто уже использует инновации в работе. Мы набираем базу таких врачей и обучаем их работать в формате телемедицины. Дело в том, что не все пациенты могут правильно донести, что они хотели бы получить от специалиста. Поэтому врачу нужно прочувствовать ожидания его клиента. Мы сотрудничаем с Первым МГМУ им. Сеченова по программе обучения врачей телемедицине».
О влиянии санкций на телемедицину
«Что касается цифровых медуслуг, то на данном этапе ничего не поменялось. Мы продолжаем оказывать их в прежнем объеме. Главная задача — это набор и обучение квалифицированных врачей, и эти активности не приостанавливаются».
О технических особенностях платформы
«Платформа является нашей собственной разработкой, никаких сложностей быть не должно. Часть сервисов для работы сотрудников у нас зарубежная, но мы уже провели большую работу по их переводу на российские аналоги».
О перспективах рынка телемедицины
«2020 год не стал для нас пиковым по числу консультаций. В 2021 году платформа выросла в два раза, и теперь ежемесячно мы проводим более 70 тыс. консультаций в месяц. В этом году мы ожидаем роста рынка минимум на 50%. Но многое зависит от законодательных изменений в сфере телемедицины. Нам бы хотелось, чтобы законодательных ограничений стало меньше. Например, в отношении постановки диагнозов и назначения лекарств. В рамках пилотного правительственного проекта мы готовим такие изменения».
О самых популярных специалистах на платформе
«Это терапевты и педиатры, так как обычно пациент не знает, к кому изначально обращаться. Далее идут гинекологи, неврологи и гастроэнтерологи из-за массовости такого рода заболеваний. Многие видят в телемедицине способ сохранить конфиденциальность, так как во многих населенных пунктах подобный специалист может быть только один».
О росте спроса регионах
«За прошлый год в зависимости от региона рост составил 3–6 раз. В столичном регионе популярность телемедицины выросла вдвое. Педиатр — одна из популярных специальностей с самого начала нашей работы. Некоторые молодые мамы сталкиваются с повышенной тревожностью, и им важно оперативно получать ответы на свои вопросы. Вместо того, чтобы искать информацию на форумах, они могут пообщаться напрямую с врачом через приложение».
О пакетных услугах
«Мы смотрим в сторону b2b-клиентов. Если компания решит сэкономить на услугах ДМС, не ухудшая их качества, то это наш случай. В конце прошлого года многие страховщики уже пересмотрели тарифы на ДМС, и полисы для компаний подорожали на 5–10%. Альтернативой могли бы стать корпоративные цифровые медицинские программы. Особенно это актуально для распределенных компаний с удаленными работниками, например, из сферы ИТ. Цифровизация позволит предоставить всем командам равный уровень медобслуживания.
Также телемедицина может существовать в качестве опции в ДМС. Это позволит после сдачи анализов и необходимых очных консультаций загрузить всю информацию в приложение и обратиться к врачу уже с помощью телемедицины.
У нас работают эксперты, которые консультируют о получении услуг в рамках ОМС — как и куда записаться к врачу, оптимизировать расходы и так далее. Наконец, на платформе работают юристы, которые помогают пациентам отстаивать права».
Об услугах для хронических больных
«В 2020 году мы запустили проект поддержки таких пациентов. В рамках мониторинга робот Ксения обзванивает их и интересуется параметрами здоровья, которые требуется отслеживать. Если они не в норме, то мы инициируем телемедицинскую консультацию. В случае угрозы жизни оператор вызывает скорую помощь. В первую очередь, мы работаем с больными артериальной гипертензией, сахарным диабетом, коронавирусом».
Об оплате после блокировки Visa и MasterCard
«Никаких изменений не будет, услуги по-прежнему можно оплатить картой любого российского банка. Никаких сбоев мы не фиксировали».
О кризисе и ценах на услуги
«На текущий момент мы не поднимали цен. Будем наблюдать за тем, как ведет себя рынок. Пока мы прилагаем максимум усилий, чтобы продукты были доступными по цене, и сохранить их стоимость на уровне начала этого года».